Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок "Углерод и его соединения". 9-й класс

Разделы: Преподавание химии


Цель:

  • Образовательная:
    обеспечить усвоение учащимися знаний: об аллотропных модификациях углерода; о химических свойствах и применении углерода; о строении, свойствах и применении оксидов углерода (II), (IV) и угольной кислоты.
  • Воспитательная:
    воспитание мотивов учения, положительного отношения к занятиям, дисциплинированности.
  • Развивающая:
    развитие аналитико-синтезирующего мышления (умение классифицировать факты, делать обобщающие выводы), абстрактного мышления(умение применять знания на практике), познавательных умений (умения выполнять опыты), умений учебного труда (умений работать в должном темпе: читать, писать, конспектировать, заполнять таблицы), развитие умений владеть собой, действовать самостоятельно.

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Оборудование:

  • прибор для получения газов, заправленный кусочками мрамора;
  • штатив с пробирками, пипетка, химические стаканы;
  • картонный кружок для стакана;
  • пробиркодержатель, спиртовка, спички.

Вещества: 10%-е растворы карбоната натрия и хлорида бария, 10% раствор соляной кислоты, известковая вода, раствор лакмуса, дистиллированная вода, минералы: гипс, каолин, известняк, кварц.

Ход урока

I. Организационный этап.

Приветствие. Определение отсутствующих. Проверка готовности учащихся к учебным занятиям. Организация внимания.

II. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

Учитель выразительно читает стихотворение:

У него достоинств много есть
“Людям я совсем как брат.
Много тысяч лет назад,
Освещая интерьер
Первобытных их пещер,
Я уже пылал в костре.
И украсить был я рад
Дам и рыцарей наряд,
Что блистали при дворе…
Если мягким быть решу,
То в тетради я пишу,
Такова друзья природа
Элемента…(углерода)

Угадывая название элемента, учащиеся называют тему урока, учитель дополняет. Определяя, о каких простых веществах шла речь в стихотворении, учащиеся вместе с учителем формулируют цели урока. Учитель говорит о практической значимости нового материала, чем мотивирует учащихся к его усвоению. Учитель раздает учащимся модули и листы учета.

Модуль: Углерод и его соединения

УЭ Учебный материал с указанием заданий. Рекомендации по выполнению заданий.
УЭ0 Интегрирующая цель: В процессе работы над заданиями вы должны:

– уметь применять знания для характеристики химического элемента по положению в Периодической системе;

– изучить аллотропные модификации углерода;

– изучить химические свойства и применение углерода;

– изучить строение, свойства, получение и применение оксидов углерода II, IV;

– изучить строение, свойства и применение угольной кислоты.

В рабочих тетрадях запишите число и тему урока.

Прочитайте интегрирующую цель

УЭ1 Подготовка к работе.

Учитывая положение углерода в Периодической системе, ответьте на вопросы:

  1. Каков химический знак углерода?
  2. Каков атомный номер и заряд ядра?
  3. Какова атомная масса?
  4. Сколько протонов в ядре атома?
  5. Сколько нейтронов в ядре атома?
  6. Сколько электронов в атоме углерода? Напишите электронную формулу атома. (2 балла.)
  7. Сколько валентных электронов? Напишите формулу валентного уровня. (2 балла.)
  8. Чему равна низшая валентность?
  9. Чему равна высшая валентность?

Правильные ответы на вопросы оцениваются по 1 баллу, кроме 6 и 7.

Выполняйте письменно в рабочих тетрадях, используя Периодическую систему.

После выполнения взаимопроверка. Результаты занесите в лист учета.

УЭ2 Цель: Изучить аллотропные модификации углерода.

Внимательно прочитайте материал учебника и дополнительную информацию и выполните следующие задания.

Учтите, что аллотропных модификаций углерода – четыре. Долгое время модификацией углерода считался аморфный углерод. Однако рентгеновским спектральным анализом у него было обнаружено строение графита (микроскопическая структура).

Задание 1.

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Какова особенность атомов углерода? (1 балл)
  2. Сколько А.О. углерода могут принимать участие в образовании связей? (1 балл)
  3. Выпишите четыре аллотропные модификации углерода.(1балл)

Задание 2.

Заполните таблицу.

Важнейшие аллотропные модификации углерода.

Название аллотропной модификации Кристаллическая решетка Физические свойства Применение
       

За каждую правильно заполненную строчку по 5 баллов.

При выполнении воспользуйтесь материалом учебника “Химия” – 9 кл.,  § 19.10, с. 123–128 до “Оксиды углерода”.

Работа в статической паре.

Сверьтесь с алгоритмом ответов, проверьте себя и оцените.

УЭ3 Цель: Изучить химические свойства и применение углерода.

Прочитайте материал учебника и выполните задания.

Задание 1. Выпишите в тетрадь химические свойства углерода и докажите, что в данных реакциях углерод проявляет восстановительные свойства. Во всех ли перечисленных реакциях углерод является только восстановителем?
(По 1 баллу за уравнение с доказательством)

Задание 2. Используя рисунок “Основные области применения углерода”, выпишите области применения углерода. (2 балла)

Учебник “Химия” – 9 кл., таблица 19.4
стр. 134
сверьтесь с алгоритмом ответов.
рис. 19.35 а,
стр. 132
Оцените себя.
УЭ4 Цель: Изучить строение, свойства и применение оксидов углерода.

Задание: Изучив материал учебника, заполните таблицу.

Сравнение строения и свойств оксидов углерода II и IV

Признак сравнения Оксид углерода II Оксид углерода IV
1. Схемы электронного строения    
2. Получение    
3. Физические свойства    
4. Химические свойства    
5. Применение    

 За правильно заполненную таблицу 12 баллов

Итак, СО2 – кислотный оксид! СО не является ни кислотным, ни основным оксидом, он не имеет соответствующих солей, поэтому его называют несолеобразующим оксидом, но он проявляет восстановительные свойства.

Учебник “Химия” – 9 кл.,
стр. 128–129,
таблица 19.4
стр. 134,
рис. 19.35 б,
стр. 133, 62 работа в статической паре.

Сверьтесь с ответами на доске и оцените свою работу, результаты занесите в лист учета.

УЭ5 Цель: Изучить строение, свойства и применение угольной кислоты.

Изучите материал учебника и выполните задание.

Задание: Ответьте письменно на вопросы:

а) Почему молекулы угольной кислоты не существуют в свободном виде и в водных растворах? (1 балл)
б) Почему угольная кислота, в отличие от серной, диссоциирует ступенчато? Напишите процесс диссоциации. (2 балла)
в) Какие два вида солей может образовывать угольная кислота?

Напишите уравнения реакций взаимодействия угольной кислоты и гидроксида калия, от чего зависят продукты реакции? (4 балла)
г) Напишите качественные реакции на карбонат – ионы. (2балла)

Проверьте правильность выполнения. Оцените себя.

Учебник “Химия” – 9 кл.,
стр. 130–131,
рис. 19.35 б,
стр. 133.

Индивидуально.
Сверьтесь с алгоритмом ответов, оцените себя.

Ре