Пособие по пополнению словарного запаса первоклассников

Разделы: Начальная школа


Содержание

  • Пояснительная записка.
  • Развитие творческо-поисковой активности детей – один из основных мотивов использования развивающих упражнений.
  • Система работы по пополнению словарного запаса первоклассников на этапе адаптации к условиям учебной деятельности.
  • Заключение.
  • Список использованной литературы.

Пояснительная записка

Начальная школа закладывает основы всестороннего развития детей. Современные учебники, пособия для учителей позволяют при должной подготовке строить урок так, чтобы развивать у учащихся мышление, внимание и другие виды познавательной деятельности.

Хороший урок, констатирует педагогическая наука, отличается многообразием учебных ситуаций, которые вызывают активную познавательную деятельность. Ее развитие не может происходить без эмоционального проявления познавательной потребности, проявлению которой в большой степени способствуют занимательные дидактические игры и упражнения. Еще К.Д.Ушинский, подчеркивая важность применения занимательных упражнений, писал: “...чем долее вы будите оберегать ребенка от серьезных занятий, тем труднее для него потом переход к ним. Сделать серьезные занятия для ребенка занимательными – вот задача первоначального обучения”.

В справедливости этих слов сегодня убеждаются педагоги, психологи, методисты, учителя.

В жизни дошкольников игра занимает большое место. Через нее они познают окружающий мир, получают знания о различных предметах и явлениях, овладевают речью в общении с другими людьми. С поступлением в школу доминирующей становится учебная деятельность, но дети по-прежнему с большим интересом относятся к разным играм, головоломкам, кроссвордам. Их привлекает сам процесс игры, потому что здесь они чаще могут проявлять активность, находчивость, сообразительность, инициативу и смекалку. Игра активизирует волю ребенка, приучает считаться с интересами товарищей, дисциплинирует.

В данном пособии, адресованном учителям начальных классов, приведена система упражнений по пополнению словарного запаса первоклассников на этапе адаптации к условиям учебной деятельности.

Актуализация темы:

Анализ уровня подготовленности первоклассников к школе за последние три года, также опыт работы учителя начальных классов, а затем и заместителя директора по УВР в национальной школе убеждает в том, что 80% первоклассников приходят в школу неподготовленными. Их психическое развитие соответствует развитию среднестатистических детей от 3 до 5 лет.

Это дети из семей с низким социальным статусом (80% от количества семей учащихся школы), низким культурным и образовательным уровнями. (для сравнения: количество семей, где оба родителя имеют:

а) высшее образование – 2%;
б) высшее и среднее специальное образование – 3%;
в) высшее и среднее – 1%;
г) оба среднее спец. – 10%;
д) сред.-спец. и среднее – 9%;
е) сред.-спец. и незаконч. среднее – 3%;
е) оба среднее – 15%;
ж) оба незаконченное – 15%).

С плохим психологическим климатом, конфликтных, с жестким обращением, педагогической несостоятельностью родителей (84 учащихся из 273 семей), из семей с неудовлетворительными жилищно-бытовыми условиями, где нет нормальных условий для учебы школьника (48% от количества семей учащихся школы), наконец из семей тундровиков.

Неразвитые фонематический слух, глазомер, мелкая моторика руки, скудный словарный запас, неустойчивость внимания, недостатки в развитии памяти, речи не позволяют этим детям в полном объеме усваивать учебный материал, который усложняется от класса к классу.

Несформированность основных психических процессов, задержка специфических навыков обучения – основной поставщик классов КРО.

Один из путей решения этой проблемы мне представляется в использовании на ранних этапах обучения технологии развития творческо-поисковой активности детей.

Развитие творческо-поисковой активности детей – один из основных мотивов использования развивающих упражнений

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности предполагает, в частности, необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т.п. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной и аналико-синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогов.

Значимость указанных выше занятий в общем учебно-воспитательном процессе обусловлена прежде всего тем обстоятельством, что сама по себе учебная деятельность, направленная в традиционном ее понимании на усвоение коллективом учащихся в целом требований базовой школьной программы, не сопряженная в должной степени с творческой деятельностью, способна, как это ни парадоксально, привести к торможению интеллектуального развития детей. Привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, которые имеют единственное решение и, как правило, единственный заранее предопределенный путь его достижения на основе некоторого алгоритма, дети практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал. С другой стороны, решение одних лишь типовых задач обедняет личность ребенка, поскольку в этом случае высокая самооценка учащихся и оценка их способностей преподавателями зависит, главным образом, от прилежания и старательности и не учитывает проявление ряда индивидуальных интеллектуальных качеств, таких, как выдумка, сообразительность, способность к творческому поиску, логическому анализу и синтезу. Таким образом, одним из основных мотивов использования развивающих упражнений является развитие творческо-поисковои активности детей, важное в равной степени как для учащихся, развитие которых соответствует возрастной норме или же опережает ее (для последних рамки стандартной программы просто тесны), так и для школьников, требующих специальной коррекционной работы, поскольку их отставание в развитии и, как следствие, пониженная успеваемость в большинстве случаев оказываются связанными именно с недостаточным развитием базовых психических функций.

Занятия, специфически направленные на развитие базовых психических функций детей, приобретают особую значимость в учебном процессе начальной школы. Причина тому – психофизиологические особенности младших школьников, а именно то обстоятельство, что в 6-9-летнем возрасте, характеризующимся повышенной сензитивностью, наиболее интенсивно протекает и, по существу, завершается физиологическое созревание основных мозговых структур. Таким образом, именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка, способное, в частности, компенсировать в известной степени задержки психического развития, имеющие неорганическую природу (вызванные зачастую недостаточным вниманием к воспитанию и развитию детей со стороны родителей).

Еще одна важная причина, побуждающая активнее внедрять специфические развивающие упражнения в учебный процесс, – возможность проведения эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей, являющейся основой для целенаправленного планирования индивидуальной работы с ними. Возможность такого непрерывного мониторинга обусловлена тем, что развивающие игры и упражнения базируются в большинстве своем на различных психодиагностических методиках, и, таким образом, показатели выполнения учащимися тех или иных заданий предоставляют непосредственную информацию о текущем уровне развития детей.

И, наконец, возможность представления заданий и упражнений преимущественно в игровой форме, наиболее доступной для детей на этапе характерной для первых месяцев пребывания ребенка в школе смены ведущей деятельности (переход от игровой деятельности к учебной), способствуют сглаживанию и сокращению адаптационного периода. Следует также отметить, что игровой, увлекательный характер заданий, являющихся в то же время психологическими тестами, снижает стрессогенный фактор проверки уровня развития, позволяет детям, отличающимся повышенной тревожностью, в более полной мере продемонстрировать свои истинные возможности.

Рассмотренные выше причины побудили меня к разработке системы необходимых упражнений на их решение.

Система работы по пополнению словарного запаса первоклассников на этапе адаптации к условиям учебной деятельности

С самого первого дня появления в школе первоклассников проводится диагностика оценки словарного запаса поступивших в школу детей. Она показывает, что у детей мал словарный запас, не развита ассоциативная и зрительная память. К 15 сентября составляется список детей, имеющих недостаточный объем словаря, с указанием результатов тестирования.

В колонке напротив списка детей заносятся результаты тестирования. Значками “+” и “-” отмечаем:

1 – умение работать по указанию;
2 – умение копировать, рисовать по клеткам;
3 – умение выбирать парные слова, используя ассоциации;
4 – объем зрительной памяти;
5 – объем словаря.

Так, в моем классе все ученики имеют разный уровень подготовки: если 7 учеников (33%) уже готовы к активному накоплению словарного запаса, то 11(61%) еще нуждаются в развитии умения работать по указанию; у 8 (45%) – надо развивать умение копировать, развивать глазомер; 4 (22%) нуждаются в развитии ассоциативной памяти, а 6 (33%) – в развитии объема зрительной памяти.

Встает вопрос: чему же отдать предпочтение: индивидуальной работе или технологичности тренировочных упражнений? Обычно стремятся к индивидуализации, но так как в моем классе 10 (56%) учеников с задержкой речевого развития все же, считаю, следует отдать предпочтение технологичности. Это значит, что нужны коллективные формы работы, что тренировка должна проводится малыми дозами, но ежедневно, что надо при организации тренировочных упражнений опираться на закономерности и учитывать индивидуальные особенности учеников. Используя технологии психолога из г.Тольятти Е.Ю.Коростелевой, я разработала систему необходимых упражнений для своего класса, сильно влияющих на объем словарного запаса детей.

Первое упражнение технологии – графический диктант. (Приложение 1, папка “Рисунок 1” – Приложение 1)

На листе в клетку ребенок проводит определенные линии, например проводит от заданной точки линию на две клетки вверх, на три клетки вправо, на одну клетку вправо – вниз (то есть по диагонали) и т. д. Это упражнение выполняется ежедневно всем классом в течение 1–2 недель; ломаные линии должны содержать не более 12–15 отрезков; в первые два-три дня отрезки только вертикальные и горизонтальные, потом учеников надо познакомить с построением диагональных отрезков; ежедневная помощь и контроль нужны тем ученикам, которые не умеют его выполнять.

Второе упражнение технологии направленно на формирования умения копировать, рисовать по клеткам. (Приложение 2, папка “Рисунок 2” – Приложение 2)

На доске, разлинованной в клетку, вычерчивается узор цветными мелками. Дети должны нарисовать то же самое в тетради. Кроме обычных требований (ежедневная тренировка для всех; ежедневная помощь для тех кто не умеет выполнять), важно еще постепенно наращивать сложность рисунков. Упражнение выполняется в течение двух недель при длительности не более 5 минут.

Третье упражнение технологии направленно на развитие ассоциативной памяти.

Проводится в течение 2 недель ежедневно и предлагает использование парных картинок; петух – курица, дождь – зонтик, собака – конура, ель – шишка, замок -ключ и др. Картинки укрепляются на доске в смешанном виде, учитель указывает на одну из них, дети подбирают к ней пару. Не надо торопится вызывать сильных учеников, надо подойти сначала к слабым, помочь им. Каждый день следует вывешивать 4–5 пар картинок, ежедневно заменять 2–3 пары.

Четвертое упражнение технологии направлено на развитие зрительной памяти. (папка “Рисунок 3” – Приложение 3)

Зрительную память надо тренировать ежедневно в течение трех недель с помощью 9 простых картинок, изображающих различные предметы. Предметы должны быть на столько простыми, чтобы ученик мог их легко нарисовать (ведь большинство учеников еще не умеют писать). Картинки демонстрируются в течение 30 секунд, после чего закрываются шторкой или листом бумаги, а дети по памяти зарисовывают их изображение; при этом порядок изображения не играет роли. Тренировку надо начинать с трех картинок, постепенно увеличивая их число до 9.

Все упражнения выполняются один-два раза в день. Весь цикл занимает примерно два месяца; развитие ассоциативной и зрительной памяти приводит к усиленному накоплению словарного запаса. Принятая в технологии последовательность упражнений является оптимальной.

Заключение.

Эффективность использования данных развивающих упражнений подтверждается не только результатами тестирования, но и повышением познавательной активности учащихся, ростом их успеваемости.

Нелишне отметить что все упражнения не только эффективно способствуют активному накоплению словарного запаса, но и развивают пространственное внимание, память, самоконтроль, функции мелкой моторики руки.

Использование данных игр в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся. Создаваемый на уроках благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием эффективной адаптации младшего школьника к условиям новой для него среды и успешного протекания всей последующей учебной деятельности.

После выполнения цикла тренировочных упражнений результаты в моем классе следующие: на 61% повысилось умение работать по указанию учителя, на 28% – умение копировать, рисовать по клеткам; все умеют выбирать парные слова, используя ассоциации (повысилось на 22%); на 33% у учащихся увеличился объем зрительной памяти; у 45% учащихся – объем словаря.

Опыт работы по данной проблеме показывает необходимость использования данной технологии в условиях национальной школы-интерната.

Список использованной литературы

  1. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе. “Начальная школа”, № 4, 1998 г.
  2. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. М., 2001 г.
  3. Забрамная СВ., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. М., 2003 г.
  4. Кайдаш Е.Г. Развитие познавательных интересов в учебном процессе. “Начальная школа”, № 12, 1993 г.
  5. Каштанова А.А. Некоторые приемы работы с детьми. “Начальная школа”, № 7, 1995 г.
  6. Котиашвили Г. Поиграем вместе. “Начальная школа”, № 15, 1998 г.
  7. Кулагина И.Ю. Личность школьника. М.,1999 г.
  8. Михайлова Л.С. Как подготовить ребенка к школе /1,2 часть/. Волгоград, 2001 г.
  9. Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя. М., 2001 г.
  10. Стрижаков М.Т. От рисунка к букве. “Начальная школа”, № 9, 1988 г.
  11. Смирнова А. Головоломка или “серьезная” учеба. “Начальная школа”, № 20, 1990 г.
  12. Восстановление общеучебных умений. “Учительская газета”, № 29, 1998 г.