Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Рыбы водоемов нашего края

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  1. Познакомиться с различными видами рыб, обитающих в водоемах нашего края;
  2. Развивать наблюдательность;
  3. Прививать любовь к природе, бережному отношению к ней.

Оформление:

  1. Музыка ХМАО
  2. Карта ХМАО – с выделенными реками (более ярко)
  3. «Береги и охраняй природу»- плакат
  4. Водоем для релаксации и рыбки для желаний
  5. Словари – толковые

Подготовка

  • Дети предварительно работают группами:
    1 группа – работает над рыбами;
    2 группа – работает над сказками народа ХМАО.

Задания:

1-я группа:

  1.  Какие животные относятся к классу рыб?
  2. По каким признакам рыбы отличаются от других животных?
  3. Какие рыбы водятся в водах ХМАО?
  4. Какие рыбы находятся под охраной?
  5. Каких рыб называют оседлыми и полупроходными?
  6. Приготовить рассказ о щуке и отношении коренных жителей к этой рыбе.

2-я группа:

  1. Найти и прочитать народные сказки ХМАО о рыбах.
  2. Нарисовать и подписать рыб к сказкам, которые прочитали.
  3. Приготовить инсценирование или пересказ сказки
  4. Оформить выставку книг

Оформление доски: 3 часть доски

Посмотрите вокруг,
Это – наша Земля
Здесь живем ты и я,
Здесь живут он, она
Берегите ее! Не губите ее!
И поймете тогда, как она дорога!
Или: Мой Север суров,
но края здесь богатые,
Рыбные здесь повсюду места.
Это важно, конечно, но главное –
Первозданная светлая их красота!

1-я часть – карта.

Середина – «Водоем желаний» (рыбки с желаниями приклеиваются)

Ход урока

Ведущий: Здравствуйте дети, здравствуйте уважаемые гости.

 Вы на карту внимание обратите,
Округ наш на ней увидите.
Это – здесь наш дом
Мы на севере живем!

Ведущий: Вот он наш великий сибирский край, посмотрите, сколько же много рек и озер изображено на карте. И мы сегодня совершим путешествие на одну из великих рек нашего края. А на какую, вы узнаете по ходу нашего путешествия. Узнаем: чем же богата эта река. (Слайд № 1 – карта с выделенными реками). Приложение

Ученик:

Нам реки, озера знакомы
Любим мы край наш родной
Изучаем свои водоемы
И загадки природы родной.

Ведущий: (Слайд № 2 с Ханты, и словом сотыр-тал – тысяча лет) давным-давно это было, когда еще олени с людьми не дружили, когда люди не ездили, не летали, а по болотам ходили, себе пищу добывали. Случилось это в нашем таежном крае, в крае рек и озер. Пришли в этот старинный край Ханты и Манси очень давно: может с тех пор прошло сотыр тал – тысяча лет, а может итого больше. Суров был край, но очень богат. В те давние времена в нашем крае столько водилось всякой птицы, что шум да свист стоял от ее полета, в лесах зверья всякого полно. А в реках рыбы видимо – невидимо.

И рыболовство для коренного населения, проживающего на берегах рек и озер, являлось одним из главных и основных источников существования.

– А где же водится рыба? (В реке.)

– Отгадав, ребус вы узнаете название нашей великой реки. (Слайд 3 – оса рисунок + бь (сверху 2 запятые))

–Какая же великая река есть в нашем крае? (Обь.)

Ведущий: Итак, мы отправляемся на нашу великую реку Обь. А, чем же мы там будем заниматься, вы узнаете, отгадав загадку?

Блещет в речке чистой,
Спинкой серебристой. (Рыба.)

Ведущий: Верно, это рыба. Ну, а впрочем, нам пора на рыбалку детвора. Ну, а летом по реке. Мы б помчались в облазке, но а на дворе у нас зима и рыбачить мы будем в игре. (Слайд 3 – «облазок» – хантыйская лодка).

Игра «Рыбаки и рыбки». Кто больше поймает «рыбок» – лучший рыбак. (Музыка «Любитель рыболов», лучший рыболов получает медаль.)

Ведущий: Люди Севера – щедрые люди. У них существует такой обычай: делиться первою добычей со своими близкими друзьями.

Ученик:

У северян такой обычай
Делиться первою добычей.
Дай гостю лучший из кусков,
Второй кусок – для стариков.
Поверье древнее гласит:
Удача у того гостит,
Кто от людей ее не прячет
Поверьте мне, поверьте.
Делись, и будешь сам

Ведущий: А какой же рыбой мы можем поделиться с нашими друзьями, гостями после нашей рыбалки в реке Оби об этом нам расскажут ребята из первой группы. Им было дано такое задание: (Слайд с вопросами.)

Рассказ детей о рыбах

  1. Какие животные относятся к классу рыб?
  2. По каким признакам рыбы отличаются от других животных?

Рыбы – надкласс позвоночных, которые произошли и обитают в воде.

Рыбы – позвоночные животные. Наружный покров (кожа) имеет два слоя.

Признаки рыб: жабродышащие; челюстноротые; покрыты чешуей; имеют обтекаемую форму, парные и непарные плавники; температура тела непостоянная; сердце двухкамерное, один круг кровообращения; размножаются икрометанием, есть яйцеживородящие. По строению скелета: хрящевые и костистые.

Строение тела рыб отражает их приспособленность к жизни в воде. Тело разделено на голову туловище и хвост.

Парные конечности грудные и брюшные плавники.

Кожа рыб покрыта чешуей.

Ведущий: Кто знает, как выглядят чешуйки? На что они похожи? (Ответы.)

– Нарисуйте рыбе чешуйки.

– Одинакова ли по размеру чешуя разных видов рыб? (Ответы.)

– Сейчас мы с вами посмотрим в микроскоп, и узнаем, верны ли наши предположения о размерах чешуи.

– Одинакова ли по размеру чешуя разных видов рыб? (Нет.)

– Сегодня мы узнаем, каких рыб мы называем оседлыми и полупроходными.

  1. Каких рыб мы называем оседлыми?
  2. А каких полупроходными?

Оседлые рыбы – это те, кто остается на месте.

Оседлые рыбы – это рыбы, живущие и размножающиеся в водоеме одного типа. К ним относятся стерлядь, карась, щука, окунь, налим, елец, лещ, сосьвинская селедка или тугун.

 Лещ – довольно оседлая рыба и обитает в богатых кормом водоемах, придерживается определенных излюбленных мест. При недостатке же кормовых объектов лещовые стаи вынуждены перемещаться на значительные расстояния.

Полупроходные рыбы – это те, которые большую часть жизни проводят в обской губе, где питаются и растут, на нерест же они поднимаются вверх по течению рек. Нерест в пресной обской воде. От проходных рыб отличаются тем, что не живут в воде с океанической соленостью и обычно не уходят далеко в море.

К полупроходным рыбам относятся щокур – это чир, осетр, сырок, нельма, вобла, и др. Многие полупроходные рыбы имеют промысловое значение.

  1. Какие рыбы водятся в водах ХМАО?
  2. Какие рыбы находятся под охраной?

В реках и озерах округа обитают 33 вида рыб, относящихся к 9 семействам. Промысловое значение имеют 19 видов. Это представители отряда осетрообразных (сибирская стерлядь и сибирский осетр), и отряда лососеобразных (таймень, нельма, ряпушка сибирская, тугун – это сельдь, пелядь – это сырок, сиг-пыжьян, чир – это щокур, муксун, хариус). Именно эти виды рыб закрепили за территорией округа славу деликатесного цеха страны. Но все, же доля сиговых рыб в уловах не превышает 30%.(Слайд № 7)

 Остальные 70% приходятся на долю менее ценной, “соровой ” рыбы (язь, карась, плотва, налим, щука, ерш, окунь). Некоторые виды рыб, временами вынуждены жить в непроточных водоемах. Они довольствуются меньшим количеством кислорода и выдерживают значительные перепады температур. И они выживают в придонной стоячей и даже загрязненной воде. (Слайд № 5)

В самом застойном озере могут водиться рыбы, принадлежащие к очень хищным и весьма съедобным видам. Они спокойно живут при низком содержании кислорода в воде и высоких температурах, каких не каких не выдержали бы никакие другие виды. К этим рыбам относятся представители семейства щуковых и вездесущие окуни.

Основа населения большинства рек и озер Ханты-Мансийского автономного округа – карповые, окуневые рыбы и щука. Ценные лососевые, хариусовые, осетровые рыбы встречаются на ограниченной территории (в основном на Приполярном Урале и в пойме реки Оби) и все нуждаются в тех или иных мерах охраны из- за чрезмерного вылов. Многие виды нуждаются в занесении в Красную книгу (таймень, тугун, стерлядь, сибирский осетр), и до организации специализированных заказников, ограничений промысла.

Ведущий: Вы готовили рассказы о рыбах, а я вам приготовила загадки.

1. Тот рыбак, большой везун,
У кого в руках. (Муксун.)

2. Охраняют днем и ночью,
Эту рыбу, между прочим (Нельма.)

3. Есть названия, похожи,
У реки и рыбы тоже.
Эта рыба всем ценна –
Охраняема она,
начинается на о… (Осетр.)

4. А вот вам еще
одна загадка.
Рыба редкая это – с…(Стерлядка.)

5. Бывает творожным
Бывает и сладким,
А этот плавает
Без оглядки с.. (Сырок.)

6. Приготовили рыбаки снедь,
И поймали в нее с… (Сельдь.)

7. Название ее интересное,
И рыба сама полезная.
А первая буква такая,
У сказочной рыбы бывает. (Щокур – чир.)

 (Слайд № 6) Приложение

Ведущий: В жизни ханты и манси рыба основной продут питания. Когда есть рыба, для ханты не так уж важно, есть ли хлеб, соль, сахар – то без чего мы не можем обойтись.

Рыба употреблялась в разных видах: свежая и мороженая (струганина), вареная, жареная на костре, вяленая, копченая и в пирогах запеченная.

И мы сейчас с вами отведаем «хул нянь» – пирог из рыбы, а что может нам попасть в пироге, мы узнаем из стихотворения М.Богатовой «Рыбаки».

Ханты встали раньше солнца –
Летом ночи нету.
И, потягиваясь сонно,
Обь влезала в невод.
Обь роняла украшенья
Осетров и нельм.

Волочились будто бревна,
Щуки и налимы.
Стерлядь шла легко и ровно
Желтого налива.
Руки сильные у ханты.
Тонь к концу. И ловко
Круг на круге, как арканы,
На песок – веревка.
К людям по теченью.

Бьет щурят зеленый ливень
По рыбачьей жажде.
Что улов идет великий,
Сердцем чует каждый.
Притонили,
Обь вздохнула
Мягко, с облегченьем,
Листья солнца протянулись
К людям по теченью.

Игра: «Пирог» (слайд № 7)

Ход: Нужно подойти вытянуть рыбу, назвать ее.

Ведущий: Пирог испечен из разных видов рыб и среди них есть рыбы, которые находятся под охраной.

– А какие рыбы находятся под охраной, мы узнаем, разгадав кроссворд, а из закрашенных квадратиков нужно составить слово.

Ведущий: Каких рыб вы отгадали? Назовите.

– Чем же ценны эти рыбы? Почему мы их охраняем? (Слайд № 6)

– Какое название рыбы составили? (Щука.) (Слайд)

Ученик: Рассказ о щуке. Щука и отношение коренных жителей к этой рыбе. Интересно, что у хантов щука считается существом недостойным даже рыбой называться.

Разговор в одном хантыйском поселке с рыбаками.

– Что много сегодня рыбы?

– Нет, сегодня что-то щука одна попадалась.

Но все же, щука относится к семейству самых свирепых хищников тихих вод. Тело щуки – удлиненно-брусковатое, с далеко выступающими вперед плоскими челюстями. Нижняя челюсть длиннее верхней. Рыба покрыта очень мелкой чешуей и большим количеством слизи, способствующей быстроте передвижения. Бока щуки имеют узоры в виде небольших беловато-желтоватых и темных пятен, хвостовой и спинной плавники – темные с черными прослойками. Цвет сильно варьирует: значение имеет возраст и местопребывание рыбы.

Щука обитает в разнотипных водоемах и отсутствует лишь в замкнутых, заморных озерах. Значительная часть улова щуки в Обь Иртышском бассейне, приходится на водоемы округа. На средней Оби в последнее время численность родившихся поколений ограничивается нефтяным загрязнением поймы. Щука обитает в разнотипных водоемах и отсутствует лишь в замкнутых, заморных озерах. Значительная часть улова щуки в Обь Иртышском бассейне приходится на водоемы округа. На средней Оби в последнее время численность родившихся поколений ограничивается нефтяным загрязнением поймы.

Интересно, какую скорость развивает щука в доли секунды во время своего броска на добычу? Кажется, это еще никому не удалось вычислить. И добычу она назад не выпустит, потому что зубы у нее растут вниз и внутрь. И заглатывать других она может даже, лежа в лодке. Это один из самых совершенных хищников. Но для людей она сама становится пищей, и употребляют ее в разных видах. Ханты мясо свежевыловленной щуки едят сырым. Щуки и мелкие щурогайки – обычная еда манси в летнее время на покосах. Закончив косить, вечерами неводят по старицам близ заливных лугов.

При разделке рыбы кишки разрезают вдоль и вычищают, их и внутренний жир хорошо добавить для навара в уху. Для варки щуку не чистят, делают лишь продольный надрез вдоль в мякоти спины. Ханты уху из щуки (в отличие, например, от ухи из окуней) не пьют. Считается, что у нее неприятный вкус. Манси уху из щуки едят, но добавляют в нее не только ягоды черемухи, но и листья – они дают почти такой, же привкус, как и ягоды, отбивая не слишком приятный запах щучьего навара, который бывает особенно тогда, когда рыба выловлена в старице. Такой отвар обязательно забеливают мукой. Щучью икру манси едят только вареной.

В современных поселках бытуют новые способы и рецепты приготовления этой рыбы – ее жарят в масле на сковородках, проворачивают мякоть на котлеты и тефтели, начинки в пироги. В современных блюдах также используют традиционные способы разделки этой рыбы, сказываются и старые пищевые пристрастия, например щучьи кишки не выбрасывают, а готовят в новых сочетаниях. Заготавливают щуку и для длительного хранения.

Ученик: (слайд № 9) Очень редко в невод или сеть попадается рогатая щука. Наросты в верхней части лба над глазами появляются у нее от старости. Такие щуки считаются священными. Настоящий лесной человек, дав клятву на носу священной щуки, от своего слова уже никогда не отступит.

Существует много поверий о щуке.

Орнамент – “челюсть щуки” часто украшает шубы – сахи мансийских женщин, живущих на среднем течении Сосьвы и Ляпина. (Слайд № 10).Это отголосок древних представлений о происхождении мансийских родов от щуки. Именно здесь женщины не едят эту рыбу.

У многих финно-угорских народов щучья челюсть и зубы считаются сильным талисманом, оберегом, например у коми мужчины сохраняли челюсти и зубы добытых щук и даже брали с собой на промысел. Челюсть щуки с острыми зубами иногда применяется в народной медицине – при головных болях щучьими зубами надавливают в область висков, повторяя древние приемы акупунктуры или иглоукалывания.

Рыба благодаря своим пищевым качествам всегда была основным рационом питания ханты, манси и русских старожилов.

Физминутка: Рыбки плавали, ныряли – движение руками в чистой, светленькой воде.

То сожмутся, разожмутся, – движение плечиками.

То зароются в песке – движение руками.

Ведущий: Рассказ, о какой щуке мы услышали? (О волшебной.) Много разных поверий у народов ханты и манси, но не только щука встречается в рассказах и сказка народов ханты, но и другие рыбы.

Об этом нам расскажут ребята 2 группы. Им было дано такое задание: (слайд № 11)

Ребята из 2-й группы рассказывают о рыбах из сказок и показывают рисунки, инсценируют эпизод из сказки или пересказ отрывка.

Ученик: Мы прочитали сказки о рыбах и сделали к ним рисунки.

Очень часто встречаются в сказках такие рыбы: Щука, ерш, жирные язи, нежные муксуны, сладкие нельмы, налимы, а больше всего сказок о щуке.

Нежные муксуны, сладкие нельмы, налимы, а больше всего сказок о щуке.

И мы приготовили инсценированный отрывок из сказки «Щука и ерш».

Ведущий: С давних времен на Югорской земле хантов и манси. Вековой опыт использования природных богатств этими народами направлен на то, чтобы не навредить природе. Они брали от природы ровно столько, сколько необходимо для проживания. Берегут и охраняют ханты свои просторы. И мы с вами должны беречь и охранять нашу природу. (Слайд № 12)

Ученик:

Мы хозяева нашей природы
Мы ребята Югорской земли
Все земные богатства народа
Охранять мы надежно должны
Рыбы любят затоны речные
Птицы воздух, а звери леса
Нашу тундру, массивы лесные-
Это Югорская наша краса.

Ведущий: У вас на столах лежат рыбки, возьмите рыбку и запишите желание, может щука и наше желание исполнит. А после занятия поселим нашу рыбку в «водоем желаний», ведь в нем живет рогатая щука….

– Наше путешествие хочется закончить песней об охране не только рыб, но и всей нашей природы.

Песня «Раненая птица»

Раненая птица в руки не давалась
Раненая птица –птицей оставалась
Этот сон давнишний до сих пор мне снится
На траве кровавой вздрагивает птица.

Припев:
Птицы, рыбы и звери
В душу людям смотрят
Вы их жалейте, люди!
Не убивайте, зря!
Ведь небо без птиц – не небо
А море без рыб – не море!
А земля без зверей – не земля!

Люди – исполины, люди – великаны,
Есть у вас винтовки, есть у вас капканы
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно
И должно быть сердце. Сердце – человечье.

Припев: тот же.

Люди – человеки, страны и народы
Мы теперь навечно, должники природы
Надо с этим долгом как-то расплатиться
Пусть расправит крылья раненая птица

Припев: тот же.

Ведущий: Давайте, и мы с вами будем беречь, и охранять природу своего края, соблюдать обычаи и традиции коренных жителей Севера.

Если вы сегодня узнали много интересного, полезного из нашего путешествия, то возьмите рыбку и поселите ее в наш водоем.

Всем спасибо.