Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Рыбы водоемов нашего края

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  1. Познакомиться с различными видами рыб, обитающих в водоемах нашего края;
  2. Развивать наблюдательность;
  3. Прививать любовь к природе, бережному отношению к ней.

Оформление:

  1. Музыка ХМАО
  2. Карта ХМАО – с выделенными реками (более ярко)
  3. «Береги и охраняй природу»- плакат
  4. Водоем для релаксации и рыбки для желаний
  5. Словари – толковые

Подготовка

  • Дети предварительно работают группами:
    1 группа – работает над рыбами;
    2 группа – работает над сказками народа ХМАО.

Задания:

1-я группа:

  1.  Какие животные относятся к классу рыб?
  2. По каким признакам рыбы отличаются от других животных?
  3. Какие рыбы водятся в водах ХМАО?
  4. Какие рыбы находятся под охраной?
  5. Каких рыб называют оседлыми и полупроходными?
  6. Приготовить рассказ о щуке и отношении коренных жителей к этой рыбе.

2-я группа:

  1. Найти и прочитать народные сказки ХМАО о рыбах.
  2. Нарисовать и подписать рыб к сказкам, которые прочитали.
  3. Приготовить инсценирование или пересказ сказки
  4. Оформить выставку книг

Оформление доски: 3 часть доски

Посмотрите вокруг,
Это – наша Земля
Здесь живем ты и я,
Здесь живут он, она
Берегите ее! Не губите ее!
И поймете тогда, как она дорога!
Или: Мой Север суров,
но края здесь богатые,
Рыбные здесь повсюду места.
Это важно, конечно, но главное –
Первозданная светлая их красота!

1-я часть – карта.

Середина – «Водоем желаний» (рыбки с желаниями приклеиваются)

Ход урока

Ведущий: Здравствуйте дети, здравствуйте уважаемые гости.

 Вы на карту внимание обратите,
Округ наш на ней увидите.
Это – здесь наш дом
Мы на севере живем!

Ведущий: Вот он наш великий сибирский край, посмотрите, сколько же много рек и озер изображено на карте. И мы сегодня совершим путешествие на одну из великих рек нашего края. А на какую, вы узнаете по ходу нашего путешествия. Узнаем: чем же богата эта река. (Слайд № 1 – карта с выделенными реками). Приложение

Ученик:

Нам реки, озера знакомы
Любим мы край наш родной
Изучаем свои водоемы
И загадки природы родной.

Ведущий: (Слайд № 2 с Ханты, и словом сотыр-тал – тысяча лет) давным-давно это было, когда еще олени с людьми не дружили, когда люди не ездили, не летали, а по болотам ходили, себе пищу добывали. Случилось это в нашем таежном крае, в крае рек и озер. Пришли в этот старинный край Ханты и Манси очень давно: может с тех пор прошло сотыр тал – тысяча лет, а может итого больше. Суров был край, но очень богат. В те давние времена в нашем крае столько водилось всякой птицы, что шум да свист стоял от ее полета, в лесах зверья всякого полно. А в реках рыбы видимо – невидимо.

И рыболовство для коренного населения, проживающего на берегах рек и озер, являлось одним из главных и основных источников существования.

– А где же водится рыба? (В реке.)

– Отгадав, ребус вы узнаете название нашей великой реки. (Слайд 3 – оса рисунок + бь (сверху 2 запятые))

–Какая же великая река есть в нашем крае? (Обь.)

Ведущий: Итак, мы отправляемся на нашу великую реку Обь. А, чем же мы там будем заниматься, вы узнаете, отгадав загадку?

Блещет в речке чистой,
Спинкой серебристой. (Рыба.)

Ведущий: Верно, это рыба. Ну, а впрочем, нам пора на рыбалку детвора. Ну, а летом по реке. Мы б помчались в облазке, но а на дворе у нас зима и рыбачить мы будем в игре. (Слайд 3 – «облазок» – хантыйская лодка).

Игра «Рыбаки и рыбки». Кто больше поймает «рыбок» – лучший рыбак. (Музыка «Любитель рыболов», лучший рыболов получает медаль.)

Ведущий: Люди Севера – щедрые люди. У них существует такой обычай: делиться первою добычей со своими близкими друзьями.

Ученик:

У северян такой обычай
Делиться первою добычей.
Дай гостю лучший из кусков,
Второй кусок – для стариков.
Поверье древнее гласит:
Удача у того гостит,
Кто от людей ее не прячет
Поверьте мне, поверьте.
Делись, и будешь сам

Ведущий: А какой же рыбой мы можем поделиться с нашими друзьями, гостями после нашей рыбалки в реке Оби об этом нам расскажут ребята из первой группы. Им было дано такое задание: (Слайд с вопросами.)

Рассказ детей о рыбах

  1. Какие животные относятся к классу рыб?
  2. По каким признакам рыбы отличаются от других животных?

Рыбы – надкласс позвоночных, которые произошли и обитают в воде.

Рыбы – позвоночные животные. Наружный покров (кожа) имеет два слоя.

Признаки рыб: жабродышащие; челюстноротые; покрыты чешуей; имеют обтекаемую форму, парные и непарные плавники; температура тела непостоянная; сердце двухкамерное, один круг кровообращения; размножаются икрометанием, есть яйцеживородящие. По строению скелета: хрящевые и костистые.

Строение тела рыб отражает их приспособленность к жизни в воде. Тело разделено на голову туловище и хвост.

Парные конечности грудные и брюшные плавники.

Кожа рыб покрыта чешуей.

Ведущий: Кто знает, как выглядят чешуйки? На что они похожи? (Ответы.)

– Нарисуйте рыбе чешуйки.

– Одинакова ли по размеру чешуя разных видов рыб? (Ответы.)

– Сейчас мы с вами посмотрим в микроскоп, и узнаем, верны ли наши предположения о размерах чешуи.

– Одинакова ли по размеру чешуя разных видов рыб? (Нет.)

– Сегодня мы узнаем, каких рыб мы называем оседлыми и полупроходными.

  1. Каких рыб мы называем оседлыми?
  2. А каких полупроходными?

Оседлые рыбы – это те, кто остается на месте.

Оседлые рыбы – это рыбы, живущие и размножающиеся в водоеме одного типа. К ним относятся стерлядь, карась, щука, окунь, налим, елец, лещ, сосьвинская селедка или тугун.

 Лещ – довольно оседлая рыба и обитает в богатых кормом водоемах, придерживается определенных излюбленных мест. При недостатке же кормовых объектов лещовые стаи вынуждены перемещаться на значительные расстояния.

Полупроходные рыбы – это те, которые большую часть жизни проводят в обской губе, где питаются и растут, на нерест же они поднимаются вверх по течению рек. Нерест в пресной обской воде. От проходных рыб отличаются тем, что не живут в воде с океанической соленостью и обычно не уходят далеко в море.

К полупроходным рыбам относятся щокур – это чир, осетр, сырок, нельма, вобла, и др. Многие полупроходные рыбы имеют промысловое значение.

  1. Какие рыбы водятся в водах ХМАО?
  2. Какие рыбы находятся под охраной?

В реках и озерах округа обитают 33 вида рыб, относящихся к 9 семействам. Промысловое значение имеют 19 видов. Это представители отряда осетрообразных (сибирская стерлядь и сибирский осетр), и отряда лососеобразных (таймень, нельма, ряпушка сибирская, тугун – это сельдь, пелядь – это сырок, сиг-пыжьян, чир – это щокур, муксун, хариус). Именно эти виды рыб закрепили за территорией округа славу деликатесного цеха страны. Но все, же доля сиговых рыб в уловах не превышает 30%.(Слайд № 7)

 Остальные 70% приходятся на долю менее ценной, “соровой ” рыбы (язь, карась, плотва, налим, щука, ерш, окунь). Некоторые виды рыб, временами вынуждены жить в непроточных водоемах. Они довольствуются меньшим количеством кислорода и выдерживают значительные перепады температур. И они выживают в придонной стоячей и даже загрязненной воде. (Слайд № 5)

В самом застойном озере могут водиться рыбы, принадлежащие к очень хищным и весьма съедобным видам. Они спокойно живут при низком содержании кислорода в воде и высоких температурах, каких не каких не выдержали бы никакие другие виды. К этим рыбам относятся представители семейства щуковых и вездесущие окуни.

Основа населения большинства рек и озер Ханты-Мансийского автономного округа – карповые, окуневые рыбы и щука. Ценные лососевые, хариусовые, осетровые рыбы встречаются на ограниченной территории (в основном на Приполярном Урале и в пойме реки Оби) и все нуждаются в тех или иных мерах охраны из- за чрезмерного вылов. Многие виды нуждаются в занесении в Красную книгу (таймень, тугун, стерлядь, сибирский осетр), и до организации специализированных заказников, ограничений промысла.

Ведущий: Вы готовили рассказы о рыбах, а я вам приготовила загадки.

1. Тот рыбак, большой везун,
У кого в руках. (Муксун.)

2. Охраняют днем и ночью,
Эту рыбу, между прочим (Нельма.)

3. Есть названия, похожи,
У реки и рыбы тоже.
Эта рыба всем ценна –
Охраняема она,
начинается на о… (Осетр.)

4. А вот вам еще
одна загадка.
Рыба редкая это – с…(Стерлядка.)

5. Бывает творожным
Бывает и сладким,
А этот плавает
Без оглядки с.. (Сырок.)

6. Приготовили рыбаки снедь,
И поймали в нее с… (Сельдь.)

7. Название ее интересное,
И рыба сама полезная.
А первая буква такая,
У сказочной рыбы бывает. (Щокур – чир.)

 (Слайд № 6) Приложение

Ведущий: В жизни ханты и манси рыба основной продут питания. Когда есть рыба, для ханты не так уж важно, есть ли хлеб, соль, сахар – то без чего мы не можем обойтись.

Рыба употреблялась в разных видах: свежая и мороженая (струганина), вареная, жареная на костре, вяленая, копченая и в пирогах запеченная.

И мы сейчас с вами отведаем «хул нянь» – пирог из рыбы, а что может нам попасть в пироге, мы узнаем из стихотворения М.Богатовой «Рыбаки».

Ханты встали раньше солнца –
Летом ночи нету.
И, потягиваясь сонно,
Обь влезала в невод.
Обь роняла украшенья
Осетров и нельм.

Волочились будто бревна,
Щуки и налимы.
Стерлядь шла легко и ровно
Желтого налива.
Руки сильные у ханты.
Тонь к концу. И ловко
Круг на круге, как арканы,
На песок – веревка.
К людям по теченью.

Бьет щурят зеленый ливень
По рыбачьей жажде.
Что улов идет великий,
Сердцем чует каждый.
Притонили,
Обь вздохнула
Мягко, с облегченьем,
Листья солнца протянулись
К людям по теченью.

Игра: «Пирог» (слайд № 7)

Ход: Нужно подойти вытянуть рыбу, назвать ее.

Ведущий: Пирог испечен из разных видов рыб и среди них есть рыбы, которые находятся под охраной.

– А какие рыбы находятся под охраной, мы узнаем, разгадав кроссворд, а из закрашенных квадратиков нужно составить слово.

Ведущий: Каких рыб вы отгадали? Назовите.

– Чем же ценны эти рыбы? Почему мы их охраняем? (Слайд № 6)

– Какое название рыбы составили? (Щука.) (Слайд)

Ученик: Рассказ о щуке. Щука и отношение коренных жителей к этой рыбе. Интересно, что у хантов щука считается существом недостойным даже рыбой называться.

Разговор в одном хантыйском поселке с рыбаками.

– Что много сегодня рыбы?

– Нет, сегодня что-то щука одна попадалась.

Но все же, щука относится к семейству самых свирепых хищников тихих вод. Тело щуки – удлиненно-брусковатое, с далеко выступающими вперед плоскими челюстями. Нижняя челюсть длиннее верхней. Рыба покрыта очень мелкой чешуей и большим количеством слизи, способствующей быстроте передвижения. Бока щуки имеют узоры в виде небольших беловато-желтоватых и темных пятен, хвостовой и спинной плавники – темные с черными прослойками. Цвет сильно варьирует: значение имеет возраст и местопребывание рыбы.

Щука обитает в разнотипных водоемах и отсутствует лишь в замкнутых, заморных озерах. Значительная часть улова щуки в Обь Иртышском бассейне, приходится на водоемы округа. На средней Оби в последнее время численность родившихся поколений ограничивается нефтяным загрязнением поймы. Щука обитает в разнотипных водоемах и отсутствует лишь в замкнутых, заморных озерах. Значительная часть улова щуки в Обь Иртышском бассейне приходится на водоемы округа. На средней Оби в последнее время численность родившихся поколений ограничивается нефтяным загрязнен