Логопедическое занятие в 3-м классе по теме "Развитие сложных форм языкового анализа и синтеза на основе спортивной лексики"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • развивать навыки сложных форм звукового анализа и синтеза;
  • обогащать словарный запас по теме “Спорт. Виды спорта”;
  • закреплять правописание слов иностранного происхождения;
  • закреплять навыки словообразования;
  • учить детей работать со словарём,

Оборудование:

  • тематический толковый словарик “Спорт”;
  • карточки с изображением олимпийских колец;
  • карточки с описанием слов для игры “ Эрудит”;
  • тетрадные листы в клетку для игры “Эрудит”;
  • мяч;
  • карточки с предложениями для редактирования;
  • плакат с изображением олимпийского огня и буквы – искорки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент

- Сядет тот, кто назовёт любой вид спорта.

  1. Сообщение темы занятия.

-Сегодня мы проведём небольшие Олимпийские игры, в ходе которых узнаем много новых слов, закрепим правописание слов иностранного происхождения, научимся образовывать новые слова.

- Кто из вас знает, что такое Олимпийские игры? (Работа со спортивным словариком)

- Да, Олимпийские игры – это крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования, проводимые один раз в четыре года. Найдите в словарике из какого языка пришло к нам слово? (греческого)

  1. Работа с тематическим толковым словарём. (Приложение 1)
  • Начнём наши соревнования. Подберите синонимы к слову “соревнование”. (Матч, турнир, состязание)
  • Какое слово пришло к нам из английского языка? (Матч)
  • Какое слово пришло к нам из французского языка? (Турнир)
  • Назовите стечение согласных в слове “матч”.
  • Кто оценивает соревнования? Подберите синонимы к слову “судья”. ( ефери, арбитр).
  • Найдите эти слова в словарике. Из какого языка они к нам пришли и что обозначают? (Оветы детей)
  1. Развитие фонематического анализа и синтеза

“Волшебные олимпийские кольца”.

(У детей на столах карточки с изображением олимпийских колец. Каждое кольцо разделено части по количеству букв в данных словах. На доске написаны слова).

  • Как вы думаете, какими качествами должен обладать спортсмен? (Высказывания детей)
  • Распределите слова “ ловкость, быстрота, выносливость, сила, честность” по олимпийским кольцам.

Задания:

  • В каком слове есть парный согласный звук, который нужно проверить? (ловкость)
  • В каком слове непроизносимый согласный? (честность)
  • Какие слова образованы с помощью суффикса –ость-? (ловкость выносливость, честность),

Игра “Эрудит”

- Ребята, у вас карточки- загадки с описанием слов. Вы должны отгадать это слово и составить из их “эрудит”

  1. Первое слово я загадаю вам сама. Это слово греческое. В современном олимпийском движении – четырёхлетний период, в первый год которого проводятся олимпийские игры - олимпиада.
  • Какой первый гласный вы напишите в слове?
  • Запишите это слово в середине листа.
  1. Так мы называем человека, который занимается плаванием - пловец.
  • Назовите гласные буквы этого слова? Какая безударная гласная в слове, можем ли мы её проверить?
  • Впишите слово, используя первую букву слова, олимпиада.
  1. Это слово пришло из древнегреческого языка. Эту спортсменку мы можем увидеть с булавами, лентой или обручем – гимнастка.
  • Сколько слогов в этом слове?
  • Запишите его, используя первую букву И слова олимпиада.
  1. Это немецкое слово. Спортсмен, который поднимает тяжёлую штангу - штангист
  • С помощью какой морфемы образовано это слово?
  • Используйте шестую букву слова олимпиада для записи этого слова.
  1. Это английское слово. Спортсмен, забрасывающий мяч в корзину – баскетболист.
  • Какую гласную вы напишите между буквами Б и Л?
  • Запишите его, используя последнюю букву слова, олимпиада.
  1. Первая часть этого сложного слова “вело” пришла к нам из латинского и обозначает “быстрый”. Этот спортсмен быстро гоняет на велосипеде – велогонщик.
  • Запишите это слово, используя букву, которая стоит между буквами К и Т в слове баскетболист.
  1. Часть этого сложного слова произошла от древнегреческого слова -атлет, который занимается бегом, прыжками в длину или высоту. легкоатлет.
  • Назовите корни этого слова. Какой гласной они соединены?
  • Запишите его, используя седьмую букву слова гимнастка так, чтобы с ней соединилась вторая часть этого слова.

  1. Физкультминутка.
  2. Развитие навыков словообразования.

-Игровой момент с мячом “ Отрази удар” - образовать имена прилагательные от данных существительных

  • матч по футболу – футбольный матч
  • зал для занятий гимнастикой – гимнастический зал
  • турнир по шахматам – шахматный турнир
  • команда по волейболу – волейбольная команда
  • дорожка для бега – беговая дорожка
  • поединок боксёров – боксёрский поединок
  • свисток судьи – судейский свисток
  1. Работа над связной речью.

Игровой момент “ Редактор”

- Сегодня в газетах будет напечатано много объявлений о спортивных состязаниях. К сожалению, они напечатаны с ошибками. Прочитайте их, найдите ошибки и исправьте их.

  • “участия чемпионате Европы баскетболу команды соберутся городе Москве”
  • Рим, столица Италии, приглашает юных _________ на соревнования по ___________ на кубок Пеле.
  • раздался судья свисток и гандбол матч закончился в ничья.
  • на бег дорожке показались лидеры марафон забега.
  • боксёрский единпоок двух чемпионов закончился ойпобед боксёра из России.
  • шахматном турнире, который пройдёт в Лондоне, примут участие юные шахматисты пятнадцати стран.
  1. Итог занятия. (На доске плакат с изображением олимпийского огня)

-Из маленьких букв – искорок олимпийского огня – составьте предложение. Что у вас получилось? (Ты – чемпион!).

Приложение 1