Краеведческая работа школьной библиотеки: идеи, методики, достижения

Разделы: Организация школьной библиотеки


“Увидеть и познать свой край можно либо своими глазами, либо при помощи книг” - эти слова М.В.Ломоносова являются девизом деятельности школьной библиотеки в области краеведения. Но, по словам историка С.О.Шмидта, “подлинное краеведение – всегда краелюбие. Оно подразумевает не только обучение знаниям и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностях и достопамятностях, но и привитие потребности в действенной заботе о будущем своего края, о сохранении его культурного и природного наследия”.[1]

Поэтому среди основных задач краеведческой работы школьной библиотеки рассматривается не только воспитание любви к родному краю, но и содействие пробуждению познавательных интересов детей, организация поисково-собирательской, исследовательской и творческой деятельности учащихся школы. Успешное же выполнение намеченных планов невозможно без поиска новых путей и методов в работе.

Инновации – сегодня это необходимый элемент развития, без них библиотеке нельзя остаться социально значимой и привлекательной для своих читателей, конкурировать с разнообразием предоставляемых медиауслуг, быть востребованной, закрепить свои позиции в структуре школы. Новые реалии существенно изменили и краеведческую деятельность. Произошли изменения:

  1. В средствах производства:
  • включены в работу новые технические средства поиска, обработки, преобразования и предоставления информации (видеоплейер, компьютер, сканер, ксерокс, DVD-проигрыватель, медиапроектор, Интернет);
  • библиотека комплектуется новыми носителями информации;
  • освоена и внедрена в работу программа MARC для школьных библиотек, что позволило начать создание электронного каталога
  1. В технологических процессах:
  • изменились методы организации обслуживания, которое стало более комфортным и доступным;
  • изменился ассортимент предоставляемых услуг. Оказываемые на сегодня библиотекой информационные услуги нагляднее всего можно представить в виде следующей таблицы (по М.Я Дворкиной).
Виды услуг (название)

Перечень услуг

1. Документальные

услуги

  • Выдача документов на дом, предоставление документов к пользованию в читальном зале
  • Приобретение электронных документов, закреп-ленных на материальном носителе
  • Оцифровка собственных фондов с последующей организацией доступа к ним как в сетевом режиме, так и с помощью переноса информации на материальном носителе
  • Организация доступа к электронным документам, размещенным в сети Интернет
  • Услуги по ксерокопированию, сканированию и подготовки цифровых копий документов
2. Справочные услуги
  • Выпуск библиографических указателей, пособий, списков, дайджестов
  • Организация библиотечного электронного каталога
  • Использование справочных баз сети Интернет
3. Новостные услуги
  • Выпуск списков новых поступлений
  • Организация презентаций, дней информации
  • Организация выставок новых поступлений
4. Учебно-консультационные услуги
  • Организация консультаций, лекций, уроков, экскурсий, компьютерных курсов
  • Организация работы по программе “Формирование информационной культуры личности”
5. Исследовательские услуги
  • Предоставление аналитических справок о работе библиотеки
  • Анализ читательских формуляров
  • Анализ состояния библиотечного фонда
6. Организационно-вспомогательные услуги
  • Распространение и прокат баз данных
  • Организация зон обслуживания, в т.ч. компьютерной, видеосалона, медиакласса
  • Запись информации на дискеты и кассеты пользователей
  • Тиражирование информации
  1. В организационной работе:
  • создаются новые отделы, возникают временные творческие команды и коллективы;
  • библиотека включена в программно-проектную деятельность школы;
  • новые веяния коснулись и выбора форм и методов массовой и индивидуальной работы библиотеки.
  • возникла потребность в научно-обоснованной концепции краеведческой деятельности. Поэтому и была принята программа “Краеведческая книга – память Алтая”, позволившая, прежде всего, конкретизировать и систематизировать всю работу по краеведческому воспитанию.

Первым результатом реализации программы стало создание и организация краеведческого фонда. На сегодняшний день в библиотеке собран большой объем изданий краеведческой тематики (более 1000 наименований), позволяющий удовлетворять достаточно сложные читательские запросы. Планомерное пополнение библиотечного фонда осуществляется, как за счет поступлений из краевого и городского бюджетов, так и за счет спонсорских средств.

Кроме книжного фонда существенную помощь в работе оказывают и периодические издание, выписываемые библиотекой, а также газеты и журналы из личного фонда учителей и учащихся.

Помимо комплектования библиотеки традиционными источниками информации, ведется работа по сбору данных и на электронных носителях. В этом направлении осуществляются следующие виды деятельности:

  • организован и постоянно пополняется фонд учебных, документальных и художественных видеофильмов по краеведению;
  • создается коллекция видеофильмов собственного производства;
  • создан фонд СD – дисков краеведческой тематики;
  • в библиотеке имеется краеведческая коллекция аудио документов
  • в работе по краеведению используется программное обеспечение общенаучных курсов, поступившее в библиотеку (CD-диски по биологии, географии, истории и др.).

Новым содержанием наполнена сегодня справочная работа по краеведению. Запросы, поступающие от читателей, порою настолько сложны, что требуют серьезного поиска с привлечением всех имеющихся ресурсов. Без серьезной и качественной организации всего справочного аппарата библиотеки выполнение подобных запросов, удовлетворение читательского спроса невозможно. Поэтому на сегодняшний день в библиотеке ведется краеведческая систематическая картотека статей, куда вносятся описания статей не только из периодических изданий, но и из сборников, тематических досье и папок. Существенную помощь при выполнении справок (тематических, фактографических и библиографических) оказывает имеющийся в библиотеки справочный и энциклопедический фонд (более 150 наименований).

Пополнение справочного фонда библиотеки осуществляется и за счет системы дополнительных источников информации. Вырезки газетно-журнальных статей, ксерокопии отдельных материалов, различные библиографические издания - листовки, дайджесты, буклеты и даже открытки - становятся основой для организации:

  • тематических досье, в которых осуществляется комплексное раскрытие темы (“Столица края - Барнаул”, “Право на память”, “Литературный Алтай”, “Из истории освоения Алтая” и др.)
  • тематических папок - узкое раскрытие темы (“Экология Барнаула”, “Барнаул архитектурный”)
  • тематических подборок, где представлен отдельный вопрос (“ Жизнь и творчество поэта

В. Башунова”, “Демидовский Алтай”, “Камнерезное дело на Алтае” и др.)

Проводя изучение читательского спроса, ведя картотеку выполненных справок, удалось выявить наиболее востребованные читателями темы. Что позволило организовать комплектование, а также издание собственных небольших библиографических пособий рекомендательного характера. Это делается в целях более глубокого изучения, развития и информационного обеспечения тем градо- и краеведения; достижения большей оперативности при работе с читателями, а также в целях экономии их времени. Хочется вызвать и стимулировать читательский интерес к прошлому и настоящему нашего города и края. Наибольшим успехом среди наших читателей пользуются тематические списки литературы (“Туристические тропы Алтая”), буклеты (“И.Ползунов”, “Ученые и исследователи Алтая”), закладки (“Власть человека над природой”), дайджесты (“История улиц и районов г. Барнаула”).

Наиболее серьезные и сложные темы освещаются более подробно. Этим целям соответствуют дайджест-конспекты (“Барнаульские купцы-меценаты”), лекции (“Из истории основания г. Барнаула”, “Визитная карточка города”). Библиотека осуществляет и выпуск специальной серии пособий для учителя “Информация к уроку” (“Занимательное краеведение”, “Самые, первые”, “Эх, прокачу!”, “Барнаульский планетарий”).

Задача фонда краеведческих методических материалов - помочь сэкономить время учителя и в то же время предоставить в его распоряжение новики педагогической практики. Данный фонд комплектуется источниками информации как на традиционных носителях (сценарии, творческие работы детей, тематические уроки и классные часы), так и электронных (видеоматериалы уроков и внеклассных мероприятий, собственные видеофильмы, компьютерные презентации, заочные экскурсии, электронные тематические папки и т.д.)

Справочно-библиографическое обслуживание учителей осуществляется также через индивидуальное и избирательное распространение информации. Совместные планы работы библиотекаря и учителя предметника позволяют отслеживать и вовремя информировать заинтересованных педагогов о вновь поступившем издании, о появившейся статье в периодической печати. При необходимости библиотекарь обращается за нужной информацией в другие библиотеки и организации города.

Сегодня ознакомить всех участников образовательного процесса школы с имеющимся в библиотеке многообразием краеведческих источников просто невозможно без использования в работе разнообразных форм и методов массовой работы.

Увеличивая аудиторию, вовлекая детей в общую интеллектуальную деятельность, используя игровые формы пропаганды литературы мы добиваемся главного – повышения читательского спроса, заинтересованного и осознанного литературного выбора, формирования читательских умений и навыков.

Оптимизация форм и методов массовой работы - процесс сложный, требующий от библиотекаря высокого профессионализма, готовности к изменениям, гибкости, навыков поиска и отбора. Сегодня на первый план выходят активные формы, которые заставляют читателя мыслить, рассуждать, отстаивать свою точку зрения. И поэтому все чаще в деятельности библиотеки используются стратегии и приемы технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо) Например, методика “Чтение с остановками” успешно использована при проведении занятий с первоклассниками, “Стратегия вопросов” – очень органично влилась в библиотечный урок для учащихся 8-х классов по методики написания реферата. “Шляпы мышления” раздавались ребятам во время проведения урока по Красной книге Алтайского Края и во время “Сибирского разговора” по кн.Л.Извековой “О чем рассказала кедровка”. Свои синквейны учащиеся 11 классов посвятили будущим первоклассникам, написав их на закладках для выбора.

Общий перечень некоторых форм, используемых библиотекой, в массовой работе по краеведению выглядит так:

  • Анкета (“Патриотизм – знак вопроса”)
  • Аукцион знаний (проведен, н-р, при разговоре с учащимися об улицах города)
  • Беседа (“Символы Алтайского края”)
  • Встреча (с интересными людьми, с ветеранами)
  • Вечер (“Вечер выпускников”)
  • Викторина (“Алтай в годы войны”)
  • Выставка (“Здесь родины моей начало”)
  • Газета (“Времен связующая нить”)
  • Громкие чтения (“Сказки Алтая”)
  • Диалог (“Краеведческий музей”)
  • Дискуссия (“Заповедный Алтай”)
  • Живая газета (“Наш регион – Алтай”)
  • Игра литературная (“Космос и Алтай”)
  • Игра интеллектуальная (“Счастливый случай”)
  • Игра путешествие (“Летопись школы”)
  • КВН (“Знатоки города”, “Литературный Алтай”)
  • Классный час (“Сибирский характер”)
  • Кроссворд (“Военный” и “Победа”)
  • Литературно-музыкальная композиция (“Этот День Победы”)
  • Обсуждение (“На алтайской тропе” - кн. Г.Горышкина)
  • Обзор (“Животный мир Алтайского края”)
  • Праздник (“Русские писатели на Алтае”, “Праздник птиц”)
  • Презентация (Учебник “География Алтайского края”)
  • Проект (“Туристические тропы Алтая”)
  • Репортаж (“Моя встреча с ветераном”)
  • Своя игра (“Мой край родной”, электронная версия)
  • Синквейн (“Послание первокласснику”)
  • Урок в библиотеке (“Добро пожаловать в Алтайский край” - на немецком языке)
  • Урок презентация (“Детские писатели Алтая”)
  • Устный журнал (“Природные ресурсы нашего края”)
  • Утренник (“Мой родной город”)
  • Фантазии (“Допиши окончание сказки”)
  • Час литературный (“Легенды и мифы Алтая”)
  • Чтение с остановками (“Легенды Горного Алтая”)
  • Шляпы мышления (“О чем рассказала кедровка” по кн. Л.Извековой)
  • Экскурсия заочная (“Село Сростки”)

Особо следует отметить самое главное нововведение в деятельности библиотеки – рождение новой методикисовместная работа библиотеки и музея.

На наш взгляд, это очень удачное сочетание. Ведь музейный экспонат тот же источник информации, только обладающий своими специфическими чертами и особенностями. Но тем он и важен! Научить ребят видеть историческую эпоху через фотографию, открытку или старую скатерть, вышитую бабушкиной рукой, не менее важно, чем научить их читать и понимать исторические книги. Уже несколько лет библиотека и школьный музей (руководитель музея Рассыпных Г.А.) на партнерских отношениях комплектуют и используют свои фонды, составляют ежегодные совместные планы работы, вместе проводят мероприятия, организуют творческие дела, оформляют школьные стенды и витрины, выпускают справочно-библиографические издания. Длительная работа привела к созданию совместной программы деятельности “Родина малая – дела великие”. Основная идея программы: краеведческая деятельность и формирование информационной культуры личности. Основные виды взаимодействия библиотеки и музея это:

  • Книжно-музейная выставка. Наиболее эффективная форма работы, позволяющая при проведении обзора и экскурсии использовать большой объем информационных источников.
  • Игра-путешествие. Дает возможность проработать выбранную тему глубоко и всесторонне. При этом дети самостоятельно учатся отбирать и анализировать источники информации (традиционные и нетрадиционные). А заключительные игровые мероприятия всегда долгожданны, проходят они весело и то же время познавательно.
  • Интеллектуальная игра. Такая форма работы предполагает серьезную подготовительную работу участников, где выявляются глубокие знания учебного материала, умение оперировать и осознанно применять их в дальнейшем.
  • Беседа-игра. Позволяет знакомить ребят с новой, серьезной информацией, и делать это интересно, занимательно. Новые сведения воспринимается учащимися легко, и запоминаются надолго.
  • Индивидуальная творческая деятельность учащегося. Процесс сложный и наукоемкий, требующий определенных информационных умений и навыков. Задача библиотеки – сформировать эти умения и предоставить учащемуся и его научному руководителю возможность для полноценной научной работы.
  • Очно-заочная экскурсия. Став посетителем экскурсии, можно расширить кругозор учащихся, ознакомиться с историческими достопримечательностями, повстречаться с удивительными людьми и своими руками “потрогать” произведения искусства.
  • Видеолекторий. Современные информационные технологии позволяют использовать в учебно-воспитательном процессе новые формы работы. Беседа, предваряющая просмотр фильма обогащает учащихся новыми знаниями, а также учит воспринимать медиатекст.
  • Видеоурок. Наличие современного программного обеспечения помогает учителю организовать свою деятельность на высоком методическом уровне использованием возможностей медиацентра.
  • Виртуальная экскурсия. Такая форма работы, обеспечивая “эффект присутствия”, качественно повышает уровень проводимых экскурсий, дает возможность участникам окунуться в предлагаемые обстоятельства, стать непосредственным участником событий.
  • Газета в образовании. Работая с краеведческой периодической печатью, учащиеся имеют возможность подобрать необходимую информацию для пополнения фонда музея, созданию музейных экспозиций, учатся отбирать и систематизировать материал для написания собственных творческих работ.
  • Клуб интернациональной дружбы “Окно в большой мир”. Форма совместной работы библиотеки и музея на основе проектно-исследовательской деятельности. Величественный, богатый и не открытый до конца Алтай стал в последнее время одним из самых привлекательных регионов России. Создан и успешно развивается Международный координационный совет (МКС) “Наш дом – Алтай”, объединивший государственных деятелей, ученых и представителей общественных организаций четырех сопредельных государств: России (Алтайский край, Республика Алтай), Монголии, Казахстана и Китая. Идеи МКС о дружбе и сотрудничестве между народами не является для учащихся нашей школы чем-то новым и необычным. Более двадцати лет в основе всей учебной и воспитательной работы школы лежало интернациональное и патриотическое воспитание учащихся. Школьный музей советско-монгольской дружбы “Найрамдал” имел статус “Народного музея”. Сегодня учащиеся школы возрождают традиции. На базе музея и библиотеки создан Клуб интернациональной дружбы “Окно в большой мир”. За небольшой период времени КИД уже дважды встречал гостей из Монголии, между нашей школой и школой №6 монгольского г.Ховд подписан договор о дружбе и сотрудничестве. Результатом творческой деятельности Клуба стала также разработка проекта “Чудо край – большой Алтай”. Стратегия проекта заключается в приобщении наибольшего числа учащихся региона к общению, познанию и творчеству. С этой целью определены три основных направления работы:
    • “Чудо света” – здесь необходимо рассказать о своей стране, своем крае или городе, поделиться историями из жизни школы, познакомить участников проекта со своими друзьями или членами своей семьи, и обязательно – рассказать о себе, как о самом главном чуде света.
    • “Чудо творчества” - приветствуются все способы самовыражения – стихи и рассказы, фотографии и рисунки, сочинения и репортажи, путевые записи и наброски.
    • “Чудо бытия” - много тайн и чудес хранит история и культура! Велик Алтай! Велики его люди! Чудесны свершенные ими дела! Девиз этого направления работы: “Заметь! Познай! Поделись!”. Формы предоставления материала различны: доклады, сообщения, исследования, сетевые образовательные программы и др.

Мы уверены, что только действенная забота о будущем своего края, активная работа учащихся по сохранению его культурного и природного наследия даст положительные результаты в “воспитании краеведением”.

  1. Шмидт С.О. Любовь к малой родине – источник любви к России // Школьная библиотека. 2004. №5. с.6