Организация детского предпринимательства как условие повышения качества образования

Разделы: Внеклассная работа


Предпринимательство - это не только вид деятельности,
это особое качество, без которого прожить невозможно
А. Адамский.

Понятие "предпринимательская деятельность", или "предпринимательство", в общем смысле связывается с особым видом экономической деятельности, имеющим главным образом инновационный характер. Производство нового для рынка товаров и услуг, переход к иному профилю деятельности, введение инновационной системы управления, создание и внедрение новой технологии, новых элементов рыночной инфраструктуры - всё это примеры различной предпринимательской деятельности. По своей сути такая деятельность имеет новаторский характер, что отражено в её названии. Так, в словаре В. Даля слову "предпринимать" дано значение "затевать, решаться исполнить какое-то новое дело, приступить к совершению чего-либо значительного". Предпринимательство - есть искусство ведения экономической активности и в силу этого имеет субъективный аспект.

В России появился и продолжает формироваться новый слой общества - "предприниматели", который сегодня выступает в качестве реально действующего социального субъекта преобразования общества. Вместе с ним формируется и новый социальный тип личности, который принципиально отличается от типа личности, воспитанного в традициях командной экономики. Сегодня статус предпринимателя становится всё более привлекательным для значительной части молодёжи. Значимым является то обстоятельство, что для молодых людей предприниматели не есть что-то враждебное и противостоящее, а скорее, образец для подражания и в какой-то мере собственная перспектива в жизни.

Содержание предпринимательской деятельности - это новая комбинация факторов производства или производство нового товара или услуги, внедрение инновационного элемента в процесс производства или в процесс продвижения товара к потребителю, в частности:

  • изменение системы управления производством;
  • смена или совершенствование существующей системы партнёрских связей;
  • применение новой техники и технологии;
  • использование новых материалов;
  • упаковка товаров;
  • новая схема организации рекламы;
  • реагирование на результаты маркетинговых исследований;
  • сокращение срока оборота капитала;
  • поиск более эффективных форм использования полученной прибыли;
  • смена работников или повышение квалификации;
  • создание особой культуры в коллективе;
  • принятие мер по эффективному использованию рабочего времени.

Главная цель центра детского предпринимательства состоит в обеспечении условий развития инновационной и предпринимательской деятельности для более эффективного функционирование школы в условиях рыночной экономики.

Другими целями программы являются:

  • поиск, исследование и экспериментальная апробация экономических и организационных механизмов функционирования школы, в экономических условиях;
  • содействие росту общей культуры учащихся в сфере малого предпринимательства, подготовка менеджеров и предпринимателей для работы в малом бизнесе, развитие инфраструктуры обслуживания;
  • получение и привлечение новых знаний в области концептуальных основ развития и освоения информационных технологий для малого предпринимательства;
  • повышение конкурентоспособности продукции и услуг школы;
  • создание условий для добросовестной конкуренции и предпринимательства путем стимулирования и поддержки изобретательской деятельности на основе применения правовых норм и результатов интеллектуальной деятельности.

Для достижения указанных целей программой предусматривается решение следующих задач:

  • создание системы комплексной поддержки и продвижения инновационных и образовательных проектов школы в рамках учебно-воспитательного процесса;
  • развитие на базе созданной инфраструктуры школы центра детско-юношеского предпринимательства;
  • обеспечение конкурсного отбора продукции для продвижения на рынок наиболее конкурентноспособных результатов изобретательской и интеллектуальной собственности школы создающих не только конкурентоспособную продукцию, но и имеющих потенциал для ее обновления;
  • укрепление взаимодействия школы с организациями и предприятиями города;
  • организация сбора, обработки правовой, и иной информации, представляющей экономический интерес для субъектов малого предпринимательства;
  • поддержка изобретательской деятельности предпринимательских структур школы, стимулирование разработки и производства принципиально новых видов продукции, содействие в освоении новых объектов техники и технологий на основе изобретений;
  • привлечение студентов и преподавателей для системной работы в структурах малого предпринимательства школы;

Ведущее место в реализации условий формирования предпринимательской среды занимают требования педагогического руководства к образовательному процессу. Определяющим фактором решения данной проблемы является готовность учителя к обучению учащихся основам экономики и предпринимательства, к педагогическому руководству и организации предпринимательской деятельности школьников.

Одним из перспективных путей повышения эффективности и качества деятельности учителя экономики и предпринимательства является освоение активных форм и методов обучения, среди которых можно отметить деловую игру - "Экономика вокруг нас". Игровая технология выгодно отличается от других способов стимулирования учащихся к процессу обучения тем, что позволяет ученику быть лично причастным к функционированию изучаемой системы, дает возможность "прожить" некоторое время в "реальных" жизненных условиях. При этом игровая технология не подменяет традиционные методы обучения учащихся, а рационально их дополняет приближая учебный процесс к реальным ситуациям в их предметном и социальном контекстах.

По данным исследований проведённых рекламно-информационной службой игры, в 2007 году свой жизненный успех связывали с экономическими знаниями менее 30% учащихся школы, то в 2008 учебном году таких школьников стало более 70%. При этом школьники понимают важность занятий по основам экономики и предпринимательства. Половина учащихся подчеркнули, что посещают занятии по экономике и предпринимательству потому, что это интересно и полезно.

У школьников существуют различные достаточно эффективные механизмы формирования экономического мышления. Кроме того, в рамках учебного процесса есть возможность реализовать потребности предпринимательской подготовки учащихся на основе методики организации учебно-предпринимательской деятельности. Учебно-предпринимательская деятельность школьников может послужить не только формой, но и средством экономического обучения. Создание настоящего производства по выпуску конкурентоспособных товаров, работающего по принципу самоокупаемости, - это решение проблемы качественной подготовки учащейся молодёжи в соответствии с требованиями современной жизни и реальными возможностями школы.

В рамках центра детско-юношеского предпринимательства предусматривается создание экономических условий, при которых участникам предоставляется возможность проявить свои скрытые возможности и способности, осуществить самоподготовку и пройти практическую "закалку" по предпринимательской деятельности. Ведь обеспечение, закрепление и развитие успеха собственного дела - основная задача, как всего трудового коллектива, так и каждого отдельно взятого сотрудника. Вера в успех, полноценная работа для достижения этого успеха является необходимыми и обязательными качествами каждого начинающего предпринимателя.

Школа биржа труда ведёт активную работу по самоопределению несовершеннолетних граждан. Оказывает помощь в совершении обоснованного профессионального выбора, формирование чувств уверенности в правильности выбора жизненного пути. Школа биржи труда ведёт целенаправленную работу по предпрофильному профессиональному обучению через встречи с работниками предприятий, представителями профессий, востребованных в данное время на рынке труда. С 2004 по 2008 года увеличилось число рабочих мест предоставленных предприятиями города учащимся школы: центр занятости, Усть-Илимский ЛПК, "ПИК - 89", ПСХ "Ангара", индивидуальные предприниматели. Таким образом, количество учащихся трудоустроенных и получающих заработную плату через школьную биржу труда увеличилось с 78 до 92 человек.

Экономическая игра "Экономика вокруг нас". Разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс экономической игры предоставляет возможности учащимся:

  • выявить наличие у них предпринимательских способностей;
  • эффективно использовать свой творческий и исследовательский потенциал;
  • получить опыт работы в управленческом аппарате игры (менеджер, маркетолог, бухгалтер, PR- служба);
  • актуализация экономического образования, повышение социализации учащихся и помощь в их профессиональной ориентации.

Ежегодно игрой осуществляются акции по сбору макулатуры. Количество заработанных денег учащимися за три года (в сборе макулатуры) увеличилось с 1000 до 4351 рублей. По итогам учебного года в "День школы" учащиеся премируются денежными премиями, заработанные в течение учебного процесса и внеклассной деятельности согласно разработанным критериям оценивания их творческой и исследовательской деятельности. Сумма выплаченных премий составила: 1 год - 5324 рублей, 2 год - 5700, 3 год - 6280. Итого - 17304 рублей.

Трудовой отряд старшеклассников занимается широким спектром работ связанных с благоустройством, чистотой школьной территории. Мотивация молодёжи к данной профессиональной деятельности теряет интерес из-за большого количества выполняемой работы, но при этом заработная плата существенно отличается в большую сторону. В этом году данный центр предпринимательства ставить задачу на развитие и привлечение трудовых ресурсов, путём стимулирования их заработной платы.

Допрофессиональная и профессиональная подготовка представлена следующими профессиями:

  • Парикмахерское дело
  • Агент (коммерческой деятельности)
  • Водитель категории "В", "В С"

По окончанию профессионального образования выпускникам вручаются сертификаты с присвоением выбранной ими профессии.

Дополнительное образование детей - одно из приоритетных направлений образовательной политики школы представляющее собой типичную инновационную модель со следующими принципами:

  • основное внимание уделяется индивидуальным и социальным целям, адаптация детей в процессе внедрения в социум;
  • команда педагогов им специалистов обеспечивают весь образовательный процесс, используя методы проектной работы;
  • в ходе работы делаются попытки связать области знаний и реальную практику, так как результатом их деятельности является изготовление продукции, которая успешно может реализоваться и приносить прибыль.

Система дополнительного образования в школе представлена большим количеством направлений, которые взаимодействуют между собой и считаются рентабельными в сфере предпринимательства.

 

Представленные направления дополнительного образования дают возможность приобрести практико-ориентированные знания, умения в предпринимательской деятельности, получить возможность большей мотивации в выборе профессии и первичной реализации предпринимательской деятельности во внеучебное время. Возможна миграция учащихся из одного объединение в другое, с целью расширения кругозора в выборе будущей профессии.

Таким образом, дополнительное образование в детско-юношеском центре является той сферой, которая, обладая самоценностью, ориентирована на создание единого образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира, создание условий для развития индивидуальных интересов и качеств предпринимателя.

Уже не первый год на базе школы планируется открытие специализированного магазина с индивидуальным обслуживанием (наличном контакте продавца с покупателем).

Цель: удовлетворение потребностей учащихся и учителей в ассортименте предоставляемых товаров и услуг и получения прибыли для организации.

В основе открытия магазина лежат три простых принципа:

  • нацеленность работы на долговременный результат;
  • нацеленность на конечный результат, т.е. производство и продажу;
  • комплексный подход к конечному результату.

В работе создания магазина выделяются три этапа:

  1. Подготовительный
  2. Оформление документов
  3. Создание условий для деятельности

Подготовительный этап: оценить имеющиеся возможности, отвечая на вопрос: Какие имеются ресурсы для реализации товаров и услуг? Определить конечные цели (прибыль, повышение статуса, вложение средств, привлечение новых партнёров или отключение от общего дела несостоятельных партнёров). Выбор формы собственности.

Оформление документов: подготовка учредительных документов, подписи документов.

Создание условий для деятельности.

Преимущества магазина связаны с широким ассортиментом продукции, а так же предоставлением дополнительных услуг на заказ, продажа на вынос. Торговый отдел, реализует как детские поделки, так и покупные изделия (игрушки, канцелярские товары, детская бижутерия). Хотя появление товаров, произведенных вне школы, нарушают принципы игры, с этим можно примириться ради оживления товарно-денежного оборота.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН

Магазин рассчитан на одновременное обслуживание учащихся, учителей, гостей МОУ "СОШ № 8". Предполагается занять помещение бывшего опорного участкового пункта (возможна аренда данного помещения в счёт продаваемой продукции)

Наименование Количество (шт.) Стоимость (руб.) Прочие
Парты 4 - Завхоз
Стулья 2 - Завхоз
Полочки Стеллажи 4-5 - Трудовое обучение
Калькулятор 1 - Экономист
Касса 1 - Кружок
Ценники 50 - Кружок
Потолочная плитка 15 215 Возможно сбор с учащихся проф.об.

ПЕРСОНАЛ И РЕЖИМ РАБОТЫ

Должность Численность персонала Примечание
1 Продавец 2 ЗАРАБОТАННАЯ ПЛАТА НАЧИСЛЯЕТСЯ В ВОСЬМУШКАХ, ВОЗМОЖНО ВЫПЛАТА ДЕНЬГАМИ (при наличии свободных денежных ресурсов). Обязательное условие - премирование работников магазина. Планируется, что магазин будет работать с 10 до 17 часов.
2 Технический персонал 1
3 Администратор 1
  ВСЕГО: 4

Закупка товара осуществляют ответственные по закупке совместно с руководителем магазина.

Учащиеся из группы профессионального обучения "Агент (коммерческой деятельности)" в течение года изучают потребности спроса и предложения на предлагаемые товары и услуги, выявляют зависимость цены и количества товара. Изучение конкуренции не имеет смысла за исключением рынка канцелярских товаров.

Цены на продукцию устанавливаются администратором с согласием учащихся. Гибкое ценообразование позволяет менять цены в зависимости от покупательной способности.

Рекламное деятельность магазина будет осуществляться посредством:

  • Предоставления скидок;
  • Проведение рекламных акций;
  • Установки рекламных указателей, а так же стендов со сменным табло.

Каждому товару прикрепляются восьмушки в зависимости от сложности и цены товара для поддержания экономической игры "Экономика вокруг нас". У учащихся появляется стимул сделать больше поделок и заработать деньги.

Сочетание образовательных и производственных целей даёт возможность подготовить будущего предпринимателя, организатора производства, менеджера. Здесь может быть представлена предпринимательская деятельность во всех её аспектах: организация маркетинга, бухгалтерский учёт, организация оптимального технологического процесса изготовления изделий и т.д. Используя информацию, полученную на различных занятиях, учащиеся постепенно переходят от теоретического уровня знаний к формированию и совершенствованию практических навыков и умений. Одновременно в процессе практической деятельности у них вырабатывается потребность в новых знаниях для совершенствования подготовки к предпринимательской деятельности.

В информационном письме Министерства образования РФ № 508/11-13 от 3 марта 2000 года подчёркивается, что ученические предприятия главной целью ставят не получение прибыли и ведение предпринимательской деятельности в полном объёме, а обучение учащихся практическим навыкам, необходимым для осуществления предпринимательской деятельности, создание условий для профессиональной ориентации, самоопределения личности и социальной адаптации школьников. (Журнал Экономика в школе № 4, 2002 г.).