Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Разработка урока в 9-м классе "Западная Сибирь"

Разделы: Преподавание географии


Цель урока. Рассмотреть особенности ФГП и ЭГП региона, особенности природы, населения, экономики; дать оценку природных условий и ресурсов для жизни и хозяйственной деятельности населения. Создать у учащихся образ Западной Сибири.

Научно-методическое содержание урока

  1. Состав района. Географическое положение на западе ази­атской части России, между Уралом и Енисеем. Факторы формирования райо­на. Близость к европейской части страны — важный фактор развития района. Геополитическое соседство с государствами Центральной Азии.
  2. Природа Западной Сибири. Третья по величине равнина мира, расположенная на мо­лодой платформе. Континентальность климата. Обилие поверхностных вод. Мировой рекордсмен по забо­лоченности. Природные зоны. Оценка природных условий для жизни и быта человека.
  3. Богатство и разнообразие при­родных ресурсов: минеральные, лесные, кормовые, пушные, водные, рыбные.
  4. Население и хозяйственное освоение Западной Сибири. Коренные народы (ненцы, ханты, манси и др.), проблемы их сохранения. Поморская торговля. Мангазея. Основание крепостей-острогов. Современные диспропорции в площади региона и численности населения.
  5. Хозяйство Западной Сибири. Нефтегазовый комплекс — основа хозяйства района. Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании. Си­стема трубопроводов. Основные направления транспортиров­ки нефти и газа. Нефтеперерабатывающая и нефтегазохимическая промышленность. Обслуживающая роль машиностро­ения.

Практические работы.

  1. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибир­ского района для жизни и быта человека.
  2. Составление характеристики нефтяного (газового) ком­плекса: значение, уровень развития, основные центры добы­чи и переработки, направления транспортировки топлива, экологические проблемы.

Оргмомент: запись темы урока и постановка цели.

- Напишите на листочках, что вы знаете на сегодняшний момент о Западной Сибири.

Вступительное слово учителя

Западно-Сибирский экономический район занимает обширное пространство к востоку от Уральских гор, простираясь почти до Енисея. Но особенно велика протяженность с севера на юг. Это один из наиболее крупных по территории экономический район России.

Состав экономического района

Но на этих уроках мы изучаем с вами Западную Сибирь, без Кузнецко-Алтайского подрайона.

Запишите состав региона

Тюменская область с Ханты-Мансийским АО – центр Ханты-Мансийск
и
Ямало-Ненецкий АО – центр Салехард
Омская и Томская области

Собирать информацию по региону вы будете самостоятельно по группам:

  • первой группе – надо составить характеристику географического положения Западной Сибири как экономического района и как физико-географической области;
  • второй группе – надо собрать материал, характеризующий природу данного региона;
  • третьей группе – надо собрать доказательства, что Западная Сибирь очень богата природными ресурсами;
  • четвертая группа – составляет характеристику населения;
  • пятая группа – изучает отраслевой состав региона.

Для сбора материала вы можете использовать материал учебника параграфы № 47, 48, 49, 50; карты атласов за 8 и 9 классы; знания гостей урока; и мои консультации.

Получите задания.

Задания для каждой группы.

1 группа. ФГП, ЭГП и ПГП. §47

  1. Площадь региона
  2. ФГП: какие природные объекты являются рубежами (границами) Западной Сибири
  3. ЭГП (по плану)
    1. Положение района на территории страны (окраинное, пограничное, центральное, приморское)
    2. Соседние районы, уровень их развития. Геополитическое положение.
    3. Положение относительно топливно-энергетичеких и сырьевых баз страны
    4. Положение относительно всех видов транспортных путей.
    5. Вывод о влиянии ЭГП района на развитие экономики.
  4. Оцените особенности географического положения Западной Сибири

Благоприятные / неблагоприятные
______________
______________

- В чем преимущества ЭГП Западно-Сибирского района от ЭГП других регионов Восточной зоны нашей страны?

2 группа. Природа. §48

Рельеф

  1. По картам атласа и по учебнику охарактеризуйте основные черты рельефа Западной Сибири и его главные особенности
    - Поэт Фролов написал о Западной Сибири такие строки:

Равнина. Равнина.
Ни яра, ни пади.
Равнина – на север,
Равнина – на юг.
Как будто гористую
Землю разгладил
Какой-то гигантский утюг.

  1. Укажите причины такого рельефа (геологическое и тектоническое строение)
  2. Какое влияние на современный рельеф Западной Сибири оказало четвертичное оледенение.
    Климат
  3. В пределах каких климатических поясов лежит данная территория и каковы особенности климата.
  4. Назовите факторы, оказывающие наибольшее влияние на климат Западной Сибири. Почему континентальность климата возрастает к югу?
  5. Почему 80% территории Зап.Сибири относится к областям с избыточным увлажнением

- Каковы основные причины суровости климата?
Внутренние воды

  1. Перечислите виды поверхностных вод Зап.Сибири и причины обилия.
  2. Что такое Васюганье? В чем причины сильной заболоченности Западной Сибири?

 

- Чем можно объяснить спокойное и медленное течение рек Западной Сибири?
- Почему весной Обь и ее притоки сильно разливаются?

 Природные зоны

  1. Какие природные зоны расположены на территории Западной Сибири и в чем их особенности?
  2. Выпишите из учебника, что такое гривы и колки.

3 группа. Природные ресурсы. §48

По учебнику и картам атласа заполните таблицу: Природные ресурсы Западной Сибири

Вид природных ресурсов Размещение по территории
Минеральные название месторождений полезных ископаемых
   
Водные  
   
Климатические агроклиматические
   
Почвенные  
   
Биологические