Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Разработка урока в 9-м классе "Западная Сибирь"

Разделы: Преподавание географии


Цель урока. Рассмотреть особенности ФГП и ЭГП региона, особенности природы, населения, экономики; дать оценку природных условий и ресурсов для жизни и хозяйственной деятельности населения. Создать у учащихся образ Западной Сибири.

Научно-методическое содержание урока

  1. Состав района. Географическое положение на западе ази­атской части России, между Уралом и Енисеем. Факторы формирования райо­на. Близость к европейской части страны — важный фактор развития района. Геополитическое соседство с государствами Центральной Азии.
  2. Природа Западной Сибири. Третья по величине равнина мира, расположенная на мо­лодой платформе. Континентальность климата. Обилие поверхностных вод. Мировой рекордсмен по забо­лоченности. Природные зоны. Оценка природных условий для жизни и быта человека.
  3. Богатство и разнообразие при­родных ресурсов: минеральные, лесные, кормовые, пушные, водные, рыбные.
  4. Население и хозяйственное освоение Западной Сибири. Коренные народы (ненцы, ханты, манси и др.), проблемы их сохранения. Поморская торговля. Мангазея. Основание крепостей-острогов. Современные диспропорции в площади региона и численности населения.
  5. Хозяйство Западной Сибири. Нефтегазовый комплекс — основа хозяйства района. Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании. Си­стема трубопроводов. Основные направления транспортиров­ки нефти и газа. Нефтеперерабатывающая и нефтегазохимическая промышленность. Обслуживающая роль машиностро­ения.

Практические работы.

  1. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибир­ского района для жизни и быта человека.
  2. Составление характеристики нефтяного (газового) ком­плекса: значение, уровень развития, основные центры добы­чи и переработки, направления транспортировки топлива, экологические проблемы.

Оргмомент: запись темы урока и постановка цели.

- Напишите на листочках, что вы знаете на сегодняшний момент о Западной Сибири.

Вступительное слово учителя

Западно-Сибирский экономический район занимает обширное пространство к востоку от Уральских гор, простираясь почти до Енисея. Но особенно велика протяженность с севера на юг. Это один из наиболее крупных по территории экономический район России.

Состав экономического района

Но на этих уроках мы изучаем с вами Западную Сибирь, без Кузнецко-Алтайского подрайона.

Запишите состав региона

Тюменская область с Ханты-Мансийским АО – центр Ханты-Мансийск
и
Ямало-Ненецкий АО – центр Салехард
Омская и Томская области

Собирать информацию по региону вы будете самостоятельно по группам:

  • первой группе – надо составить характеристику географического положения Западной Сибири как экономического района и как физико-географической области;
  • второй группе – надо собрать материал, характеризующий природу данного региона;
  • третьей группе – надо собрать доказательства, что Западная Сибирь очень богата природными ресурсами;
  • четвертая группа – составляет характеристику населения;
  • пятая группа – изучает отраслевой состав региона.

Для сбора материала вы можете использовать материал учебника параграфы № 47, 48, 49, 50; карты атласов за 8 и 9 классы; знания гостей урока; и мои консультации.

Получите задания.

Задания для каждой группы.

1 группа. ФГП, ЭГП и ПГП. §47

  1. Площадь региона
  2. ФГП: какие природные объекты являются рубежами (границами) Западной Сибири
  3. ЭГП (по плану)
    1. Положение района на территории страны (окраинное, пограничное, центральное, приморское)
    2. Соседние районы, уровень их развития. Геополитическое положение.
    3. Положение относительно топливно-энергетичеких и сырьевых баз страны
    4. Положение относительно всех видов транспортных путей.
    5. Вывод о влиянии ЭГП района на развитие экономики.
  4. Оцените особенности географического положения Западной Сибири

Благоприятные / неблагоприятные
______________
______________

- В чем преимущества ЭГП Западно-Сибирского района от ЭГП других регионов Восточной зоны нашей страны?

2 группа. Природа. §48

Рельеф

  1. По картам атласа и по учебнику охарактеризуйте основные черты рельефа Западной Сибири и его главные особенности
    - Поэт Фролов написал о Западной Сибири такие строки:

Равнина. Равнина.
Ни яра, ни пади.
Равнина – на север,
Равнина – на юг.
Как будто гористую
Землю разгладил
Какой-то гигантский утюг.

  1. Укажите причины такого рельефа (геологическое и тектоническое строение)
  2. Какое влияние на современный рельеф Западной Сибири оказало четвертичное оледенение.
    Климат
  3. В пределах каких климатических поясов лежит данная территория и каковы особенности климата.
  4. Назовите факторы, оказывающие наибольшее влияние на климат Западной Сибири. Почему континентальность климата возрастает к югу?
  5. Почему 80% территории Зап.Сибири относится к областям с избыточным увлажнением

- Каковы основные причины суровости климата?
Внутренние воды

  1. Перечислите виды поверхностных вод Зап.Сибири и причины обилия.
  2. Что такое Васюганье? В чем причины сильной заболоченности Западной Сибири?

 

- Чем можно объяснить спокойное и медленное течение рек Западной Сибири?
- Почему весной Обь и ее притоки сильно разливаются?

 Природные зоны

  1. Какие природные зоны расположены на территории Западной Сибири и в чем их особенности?
  2. Выпишите из учебника, что такое гривы и колки.

3 группа. Природные ресурсы. §48

По учебнику и картам атласа заполните таблицу: Природные ресурсы Западной Сибири

Вид природных ресурсов Размещение по территории
Минеральные название месторождений полезных ископаемых
   
Водные  
   
Климатические агроклиматические
   
Почвенные  
   
Биологические  
   
Рекреационные  
   

- По запасам каких ресурсов Западная Сибирь является мировым рекордсменом?

- Какие экологические проблемы Западной Сибири связаны с добычей нефти и газа?

- Дайте оценку природных условий Западно-Сибир­ского района для жизни и быта человека.

4 группа. Население. §49

  1. Численность
  2. Плотность
  3. Национальный состав.
  4. На территории Западной Сибири есть несколько националь­но-территориальных образований. Какие коренные народы в них проживают?

Национально-территориальные образования / Народы
________
________

- В чем состоит проблема коренного населения Западной Сибири с точки зрения: местного жителя, врача, эколога?

  1. Доля городского населения. Крупнейшие города?
  2. В какие годы образовано большинство городов Западной Сибири? С чем это связано?
  3. Что такое Мангазея? Какова его роль в истории Западной Сибири?

- С чем связан бурный рост населения Западной Сибири в отличие от других городов района севера?

5 группа. Хозяйство Западной Сибири. §50

  1. Перечислите отрасли специализации Западной Сибири и их центры.
  2. Объясните, какие факторы повлияли на отраслевой состав региона.
  3. Выпишите из приложения учебника (таблица 5) отраслевой состав в порядке убывания доли.
  4. Заполните таблицу.
Отрасль Факторы формирования Продукция Центры
       
  1. Какие крупные нефтяные фирмы созданы и действуют в Западной Сибири?

- Почему деревообрабатывающая промышленность имеет в районе небольшое значение, несмотря на значительные запасы древесины?

- Приведите доводы за и против строительства крупных нефтехимических комплексов на Иртыше (в Тобольске), на Оби (в Сургуте и Нижневартовске), на севере (в Новом Уренгое)?

За Против
1. Здесь имеется сырье
2. Возможность использования попутного газа, который пока сжигается.
3. Химическая переработка газа повысит его ценность в 10-15 раз.
4. Мы сможем экспортировать недешевую нефть (сырье), а более дорогую химическую продукцию.
1. Создание крупных комплексов на севере очень дорого.
2. Средства на строительство выгоднее использовать на реконструкцию существующих химических комбинатов.
3. Концентрация химических производств резко осложнит экологическую ситуацию

- Какие современные проблемы – экологические, социальные и экономические – стоят перед Западной Сибирью?