Урок по теме "Климат нашей местности" с учетом психофизичских особенностей ученика в учебном процессе

Разделы: География


Цели:

  1. Продолжить формировать понятие «Климат» на примере климатических показаний своей местности.
  2. Показать влияние климата на здоровье человека.
  3. Подвести учащихся к выводу о необходимости бережного отношения к своему здоровью.

Классно-урочная форма учебной работы с применением здоровьесберегающих технологий, учитывающих психофизические особенности ученика.

Оборудование: физическая карта полушарий, физическая карта Ямало-Ненецкого автономного округа, задания для практической работы (приложение 1), сигналы кратких характеристик климата (приложение 2), сигналы кратких характеристик здоровьесбережения (приложение 3), доклады учащихся (приложение 4), презентация (приложение 5)

Основное содержание урока:

  1. Активизация знаний учащихся.
  2. Особенности климата г.Салехард.
  3. Влияние климата на здоровье человека.
  4. Обобщение изученного материала.

Ход урока

1. Активизация знаний

Вы знаете, что в нашем г.Салехарде очень много проживает людей, которые приехали с более южных территорий нашей страны.

- Как вы думаете комфортно ли будут чувствовать себя люди в нашем климате?

У нас есть возможность рассказать о климате нашего города и составить рекомендации для приезжающих.

Но для начала давайте вспомним: Что такое погода?

Чем погода отличается от климата?

Назовите основные метеорологические элементы, характеризующие погоду. Почему погода постоянно изменяется?

С какой из оболочек связаны все погодные изменения?

Какие погодные явления вы знаете?

О чём рассказывают нам синоптические карты?

От каких причин зависит климат?

2. Особенности климата г.Салехард.

Выполнение практической работы (учащимся раздаются листы с заданиями, которые они выполняют в ходе беседы.

Мы переходим к непосредственному выяснению особенностей климата г. Салехарда.

Как говорят «одеваться нужно по погоде», а это значит что нам необходимо выяснить какие температуры воздуха характерны для города и всегда ли у нас одинаковые температуры? (учащиеся работают с заданием № 1 в приложении 1).

- По таблице «Типы погоды по средним температурам» (приложение 1) определить какая погода преобладает в г.Салехарде в зимнее и летнее время.

(В ходе выявления климатических данных учитель вокруг карты ЯНАО вывешивает, для наглядности сигналы кратких характеристик климата из Приложения 2).

Итак, какую одежду вы посоветуете взять людям, которые едут из более тёплых районов России?

С какими причинами связаны такие низкие t в г.Салехарде?

  • (высота солнца над горизонтом;
  • близость Северного Ледовитого океана)

Выполнить задание № 2 (приложение 1) - определение наибольшей и наименьшей высоты солнца над горизонтом.

- Какими ещё показаниями кроме t характеризуется климат? (количеством выпавших осадков).

- Давайте выясним, в какое время года выпадает наибольшее количество осадков. Выполняют задание № 3 – построить диаграмму (приложение 1).

Учащиеся определяют, что максимальное количество осадков выпадает в июне-августе, общее количество составляет 413 мм/г

Проведение физкультминутки:

Ветер дует нам в лицо –
Закачалось деревцо.
Ветерок всё выше, выше,
Деревцо всё ниже, ниже.
Ветерок всё тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.

А сейчас мы рассмотрим с вами какой ветер преобладает в г.Салехарде, учащиеся выполняют задание № 4 – построить розу ветров за месяц (приложение 1) .

По данным розы ветров определите, в каком направлении дуют ветра в летнее и зимнее время.

(Летом с северо-востока, зимой с юга и юго-запада).

С каким ранее изученным ветром мы можем сравнить такое перемещение воздушных масс (муссон).

Давайте подведём итог и сделаем общую характеристику климата.

По сигналам кратких характеристик климата, в ходе беседы появляющихся на доске учащихся делают вывод о климате г. Салехарда.

3. Влияние климата на здоровье человека.

Мы с вами выяснили, что климат г.Салехарда – суровый.

- Имеет ли это важное значение для здоровья человека?

- Какие особенности климата могут влиять на здоровье?

  • холод
  • сильный ветер
  • полярная ночь
  • малое содержание кислорода.

Из-за всех этих особенностей происходит снижение иммунитета.

Иммунитет это важный показатель здоровья. Но его можно укреплять разными способами, и при этом необходимо знать особенности своего организма, например группу крови.

Учащиеся делают сообщение, как можно укреплять иммунитет, зная свою группу крови – Приложение 4.

Территория нашего края расположена в высоких широтах из-за этого угол падения солнечных лучей на землю меньше, а световой день короче. Морозы и ветра со снегом могут вызывать слезотечение, покраснение глаз, приводящие к изменению видимости глазами. Вот поэтому, когда сильный ветер даже при t выше 300 градусов занятия в школах отменяются. А какие ещё проблемы могут возникнуть при морозе?

- обморожение

Какие меры вы примете, если обнаружилось что вы обморозились?

Сообщение учащихся по мерам при обмороженияхПриложение 4.

Мы выяснили самые главные проблемы, которые могут возникнуть у человека при пребывании в нашем климате. А так ли страшен наш суровый климат, если следить за своим здоровьем?

Какие меры нужно принимать, чтобы быть здоровым?

- закаляться.

А как правильно проводить закаливание?

Сообщение учащегося о правилах закаливанияПриложение 4.

В ходе беседы климат → человек учитель от сигналов о климате ставит стрелку и вывешивает сигналы кратких характеристик здоровьесбережения. Приложение 3, в результате выстраивается опорный конспект урока.

4. Обобщение изученного материала.

Пришла пора сделать общие рекомендации для приезжающих в наш город.

Итак, если вы приедете к нам, то вас ждёт климат с … (учащиеся дают общие характеристики климата).

Как такой климат будет влиять на здоровье человека?

Какие меры необходимы проводить, чтобы защитить своё здоровье?

Как необходимо вести себя в критических ситуациях, связанных с морозом?

Дома: изучить дополнительную литературу, выписать народные приметы, связанные с климатическим условиями нашего округа.