Развитие познавательной деятельности детей-нивхов посредством национальных дидактических игр

Разделы: Начальная школа


«Каждый народ имеет право на свою культуру, традиции, определенный уклад жизни…»

Н.Г. Бессонова

Необходимость повышения уровня культуры обучения учащихся в дидактическом процессе диктуется необходимостью повышения познавательной активности школьников, стимулирования их интереса к изучаемым предметам.

Формирование познавательных интересов, естественно, связывают с учением школьника, когда главное содержание его жизни состоит в постепенном обязательном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому.

Но предметом интереса для человека является далеко не все, а лишь то, что имеет для него необходимость, значимость, ценность и привлекательность.

«Интерес, – пишет С.Л.Рубинштейн, – всегда принимает характер двустороннего отношения. Если меня интересует какой-нибудь предмет, это значит, что этот предмет для меня интересен» [5].

Познавательный интерес относится к разным областям познавательной деятельности. Любая деятельность, осуществляемая человеком, приводит в активное состояние его физические и духовные силы. Поэтому и активность школьника может быть выражена через различные виды деятельности, в том числе и познавательную.

Активность школьника развивается, сопровождая весь процесс становления личности. Существенные изменения в активности отражаются на деятельности, а развитие личности выражается в состояниях ее активности. Проявление активности в определенных видах деятельности соответствуют их характеру и специфике.

Поэтому развитие познавательной деятельности школьников является ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса.

Теоретические основы решения проблемы активизации учения широко представлены в целом ряде психолого-педагогических исследований. Еще великий чешский педагог Я. А. Коменский в своих трудах писал: «Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и к учению» [2].

В России передовые педагоги прошлых веков также выступали с требованием повышения активности учащихся в процессе обучения. Ярким выразителем этих идей признан великий русский педагог К.Д. Ушинский.

В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности все более широкое распространение получают различного рода игры.

Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей.

В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм.

Для ребят дошкольного и младшего школьного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания.

В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс.

Процесс работы по развитию познавательной деятельности средствами дидактической игры при обучении детей-нивхов не выступал предметом специальных исследований.

Наблюдение показывает, что часто не учитывается специфика обучения и воспитания детей коренных национальностей, которые имеют свои особенности познавательной деятельности.

Дети-северяне на уроках малоактивны, не умеют высказывать свое мнение, анализировать учебный материал, уровень познавательной деятельности низкий. Но в этих детях есть удивительное восприятие прекрасного и природы, они любознательны. Это и должны использовать учителя для активизации обучения детей-северян.

Еще Степан Крашенинников, русский ученый, исследователь, заметил, что «северяне тихие на походку, стеснительны, редко высказывают свои мнения, соображения» [3].

Эти черты характера детей-северян наблюдают педагоги и в настоящее время. «Дети народностей Севера скромны, застенчивы, стеснительны, – отмечает организатор внеклассной работы Коменской средней школы М.П. Козуля, много лет работавшая с детьми-северянами. И добавляет: «Эти дети медлительны при ответах, застенчивы в разговоре, стараются отказаться от поручений» [4].

Поэтому необходимо в уроки систематически включать дидактические игры, наполненные национальным колоритом. Благодаря национальным дидактическим играм дети на уроках чувствуют себя непринужденно, становятся активными участниками учебного процесса, повышается интерес к изучаемому предмету.

Практический материал по развитию познавательной деятельности детей-нивхов младшего школьного возраста

Формирование интереса к учению детей-нивхов – важное средство повышения качества их обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы у детей-нивхов к тому или иному учебному предмету. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.
Одно из важнейших факторов развития интереса к учению – понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподавания данного материала.
Готовясь к урокам, на которых учащиеся будут получать новые знания, учителю необходимо стараться пробудить в детях активное восприятие. Так же наилучшему усвоению материала способствуют средства наглядности (предметы быта национальной культуры), которые необходимо активно применять на уроке.
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра. Она вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал.
Проанализировав национальные особенности детей-нивхов, мы отметили, что лучше нивхскими детьми воспринимается всё яркое, наглядное, связанное с национальной культурой и бытом народа. И мы пришли к выводу, что на уроках при изучении учебного материала нельзя идти обычным традиционным путем. В уроки необходимо включать дидактические игры, наполненные национальной культурой, колоритом и бытом нивхского народа.

Дидактические игры по математике

К дидактическим играм для 2 класса нами был разработан демонстрационный и раздаточный материал динамического характера (наглядное пособие абак, палочки из лиственницы и т.д.), что дало простор детской активности. Раздаточный материал позволил учесть наглядно-действенный характер мышления учащихся, повысить эффективность обучения, воспитать интерес к математике.
Мы использовали дидактические игры на различных этапах урока: на этапе изучения нового материала, на этапе закрепления, на этапе проверки знаний, умений и навыков. При анализе этих игр мы заметили, что многие дети остаются пассивными, многих не интересует сюжет игры и преобладает низкая активность учащихся.
Пересмотреть используемые дидактические игры и их сюжеты мы решили после применения игры «Маятник», предложенной Т.К. Жикалкиной для закрепления названия чисел при переходе через разряд.

Игра «Маятник»

Учащиеся в игре, как маятник, покачиваясь, ведут счет от заданного учителем числа. Например, учитель называет число 38. Ученики, делая наклоны влево, проговаривают: «38 да 1 – 39», делая наклон вправо, они получают следующее число при счете: «39 да 1 – 40». Учащиеся образуют числа до тех пор, пока учитель не остановит их словом «Стоп!». Дальше он называет другое число, близко к круглому десятку. Игра проводится аналогично. Учитель в игре задает ритм наклонов рукой.
При проведении этой игры; во-первых, мы очень долго объясняли детям, для чего нужен маятник, где его используют, как он устроен, а во-вторых, дети в игре почти все были пассивными, делали очень много ошибок в названии чисел.
Это побудило нас обратиться к национальным нивхским играм и изменить сюжет используемых дидактических игр. В силу этого мы заранее планировали игру, продумывали её место в структуре урока, определяли форму её проведения, подготавливали материал, необходимый для проведения игры. Нивхские национальные игры мы использовали и в оригинале, а у некоторых меняли содержание, сохраняя сюжет. Например, игры: «Игра с палочками», «Поймай пучок» и другие. Среди традиционных дидактических игр мы использовали те, которые приближены к интересам детей, к быту нивхского народа. У некоторых игр меняли сюжет, например, игру «Маятник» мы изменили в игру «Рыбалка». Задание в игре осталось то же, только дети покачивались вперед, изображая рыбаков.
После внедрения этих игр в процесс обучения математики мы заметили, что весь класс стал активно участвовать в играх, увеличился темп работы на уроке, в игры стали включаться слабые ученики, а также ученики, у которых не развит интерес к математике. Такие игры помогли сформировать положительное отношение к изучаемому предмету.

1. Игра «Игра с палочками» (Чавк рымк)

Дидактическая цель: закрепить знания десятичного состава чисел от 11 до 20.
Средства обучения: сухие деревянные палочки или счетные палочки.
Содержание игры: в игру можно играть по парам или группой. Кидают палочки по очереди. Один игрок берет 12 палочек в руки, подбрасывает их вверх одной рукой, ловит тыльной стороной кисти. Другой игрок прячет упавшие палочки и произносит: «Сколько?». Игрок, который кидал палочки, должен сказать, сколько палочек он не поймал. После ответа игроки проверяют правильность ответа. Следующим кидает палочки другой игрок. Количество палочек может быть любым. Побеждает тот игрок, который ни разу не ошибся.

2. Игра «Поймай пучок» (Окорь най серчь )

Дидактическая цель: повторение устной нумерации в пределах 100.
Средства обучения: пучок сухой соломы, обмотанный веревкой.
Содержание игры: учитель кидает пучок, а ученик, поймавший его, называет число. Числа можно называть по порядку, через 1,2, 3, и так далее, можно использовать счет десятками. Учащиеся могут сидеть за партами, могут стоять в кругу и играть между собой. Кто неправильно назвал число, выбывает из игры.

3. Игра «Ю – малые палочки для детской игры «Юфпэка»

Дидактическая цель: закрепить знание четных и нечетных чисел.
Средства обучения: сухие палочки из лиственницы на связке, скрученной железной проволокой.
Содержание игры: в связке, скручено железной проволокой, насчитывается 32 палочки из сухой лиственницы. Палочки подобраны одинакового размера. На некоторых нижнее основание срезано наискось с одного или сразу с нескольких сторон, у остальных – прямое. Правила игры заключаются в том, что дети по очереди подбрасывают палочки и ловят их верхней стороной ладони, а затем считают, сколько на ней осталось палочек, четное или нечетное число.

Дидактические игры по природоведению

Предмет «Ознакомление с окружающим миром» по программе «Зеленый дом» А.А. Плешакова резко отличается от других предметов начальной школы интегрированным содержанием (соединение естествознания и обществознания), своеобразием методов обучения (только в этом предмете организуются наблюдения природы и картографический метод), а также организацией учебного процесса (помимо урока обязательны экскурсии, опыты и др.) и источником знаний (окружающая действительность, а не только книга или слово учителя). Предмет сложный, требующий от учителя разносторонних фактических знаний, практических навыков по исследованию и наблюдению окружающего мира, а от учащихся – большого умственного напряжения. Поэтому мы в занимательной форме раскрывали перед учащимися сложные вопросы естествознания и обществознания, учили их спорить, доходить до истины, видеть и понимать окружающие предметы и явления природы и общества, радоваться увиденному, стремиться к открытию новых законов развития окружающего мира. Помогали нам в этом дидактические игры, основанные на краеведческом материале. Мы использовали дидактические игры как средство формирования и закрепления естественнонаучных понятий, развития умений и навыков, а также развития интереса, повышения уровня познавательной деятельности.

1. Игра «Что за зверь?»

Дидактическая цель: изучение видовых признаков животных.
Игровые действия: считалкой выбирался водящий, который загадывал зверя. Водящий вставал перед классом и показывал движениями основные признаки задуманного животного, сопровождая показ словами: «Есть у меня зверь вот такой!» - показывает руками, какой величины зверь. «Когти у него вот такие!» показывает размер когтей. «Рога у него вот такие» - показывает размер и форму рогов и т.д. Игровые правила: в процессе игры учащийся должен сам выбирать основные признаки и сочинять нужные слова для показа. Ведущий не может специально путать отгадывающих; он должен достоверно показывать основные признаки животного; при показе нельзя делать долгих пауз или подсказывать; отгадывающие не кричат с места, а поднимают руку, чтобы водящий их спросил; водящим становится тот, кто первым отгадал животное. Побеждал тот, кто чаще становился водящим.

2. Игра «Биологическая цепочка»

Дидактические цели: активизация процесса изучения природоведческих знаний, развитие умения быстро ориентироваться в ответах.
Игровые действия: учащиеся вместе с учителем садятся по кругу. Учитель начинает игру, называя животное (растение) из любого видового или растительного сообщества. Сидящий рядом с ним играющий называет следующее животное (растение), начинающееся на последнюю букву предыдущего слова. Затем продолжают по очереди остальные дети.
Главное условие игры – называть только тех животных и растений, которые водятся и произрастают в нашей области.

3. Игра «Составь карту»

Дидактические цели: обобщение знаний детей о географическом положении Сахалина, формирование умения понимать карту Сахалинской области.
Игровые действия: классу выдается лист бумаги, фломастер и комплект контура острова Сахалин, вырезанный из любой контурной карты в увеличенном изображении. Детям предлагается составить карту о. Сахалин из кусочков. Далее учащиеся должны подписать названия наиболее известных населенных пунктов и по возможности рек и озер.

4. Игра «Ботанические жмурки»

Дидактическая цель: активизация знаний учащихся о видовом разнообразии травянистых и древесно-кустарниковых растений Сахалинской области.
Игровые действия: на столе учителя в коробке лежат 10 – 15 листьев и плодов различных растений Сахалинской области. Для игры необходимо подбирать растения с ярко выраженными признаками, определяемыми на ощупь (крылатки клена и ясеня, ягоды рябины; яблочки дикой яблони, колючие плоды лопуха, ягоды шикши, парные иголки сосны обыкновенной, мягкие многочисленные в пучке иголки лиственницы, одиночные иголки ели, сережки березы, крупные листья тополя, сложные листья рябины и т.д.). Играющему завязывают глаза, он вытаскивает из коробки предмет, на ощупь определяя название части растения и само растение, которому принадлежит данная часть. Игровые правила: каждый правильный ответ оценивается в один балл. Кто набрал большее количество очков за самое короткое время, тот побеждает.
Заканчивая каждый урок, мы не забывали похвалить тех, кто не уверен в себе, малоактивен, но на этом уроке работал лучше, чем на предыдущем. Похвала вдохновляла детей, позволяла им поверить в себя. Поощряли мы и ребят, которые работали на уроке творчески, находили нестандартные решения проблемных ситуаций.

Дидактические подвижные игры по физической культуре

«В настоящее время выдвигается принципиально новое требование к региональной составляющей программ по физическому воспитанию школьников. Одной из актуальных проблем является внедрение в учебный процесс традиционных национальных игр малочисленных народов севера Сахалина, особенно подвижного характера, как средства и метода физического воспитания на уроках физической культуры, во внеклассной и внешкольной работе» [1].
Отметив, что дети-нивхи малоактивны и медлительны, мы в процесс физического воспитания включали самобытные средства физического воспитания и, прежде всего, национальные игры народов Севера.
«Неотъемлемой частью повседневной жизни нивхов являются традиционные игры, состязания и физические упражнения. Нивхи умело использовали их в воспитании своего подрастающего поколения. Благодаря играм и состязаниям, переходившим от старшего поколения к младшему, передавался бесценный положительный опыт предков, который воспитывал, учил жить в гармонии с природой. Самобытные средства физической культуры воспитывали детей стойкими к суровым природным и жизненным условиям. Состязания, игры нивхов и физические упражнения носят преимущественно прикладной характер, через них дети знакомятся с основными приемами традиционных промыслов своей семьи, рода и поддерживают свою спортивную и профессиональную форму, которая необходима для постоянной борьбы с силами природы» [1].
Использование на уроках физической культуры национальных игр коренных народов Севера, в частности, нивхов (см. Приложение 1), позволило познакомить учащихся с историческими традициями коренных жителей Сахалина, с оригинальными самобытно-традиционными средствами физического воспитания этого народа.

Приведенные в приложении дидактические подвижные игры успешно развивают активность, физические качества, такие как быстрота, сила, выносливость, ловкость и другие, адаптируют детей к воздействию суровых природных и жизненных условий.
При использовании дидактических игр в процессе обучения необходимо следить за сохранением интереса учащихся к игре. При отсутствии интереса или угасания его не стоит принудительно навязывать игру детям, так как игра по обязанности теряет свое дидактическое развивающее значение: в этом случае из игровой деятельности выпадает самое ценное – ее эмоциональное начало. А то, что удивляет, поражает, всегда запоминается надолго.
Таким образом, система дидактических игр как средство развития познавательной деятельности школьников должна быть нацелена на осуществление взаимосвязи обучения с национальной культурой и особенностями детей-нивхов, а также повышения у них активизации учения.

Заключение

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, направленностью на развитие его лучших качеств и формирование разносторонней и полноценной личности.

Реализация этой задачи требует нового подхода к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, направленным на формирование познавательной активности и интересов учащихся.

Такой подход к организации всех видов деятельности школьников требует и отбора средств, которые бы обеспечивали его реализацию. В обучении таковыми являются средства активизации учебно-познавательной деятельности школьников, в качестве которых выступают средства, методы и формы обучения.

Конкретные средства активизации учения школьников отбираются учителем в соответствии с требованиями к средствам, и в этом плане представляется широкая возможность для варьирования, позволяющая учесть возрастные, национальные особенности и реальные учебные возможности учащихся данного класса.

Все это важно учитывать при обучении детей-нивхов, которые в силу этнопсихологических особенностей имеют и особенности при обучении. Поэтому необходимо вносить некоторые изменения в учебный процесс на протяжении всего учебного года. Все эти изменения необходимо направлять на осуществление взаимосвязи процесса развития познавательной деятельности с национальной культурой и бытом нивхского народа.

Интересные сведения, факты из жизни нивхов дети воспринимают эмоционально, что «влияет не только на их ум, но и на сердце». А это помогает решать задачи не только обучения, но и воспитания, и именно национального воспитания.

Дидактические игры, связанные с жизнью нивхского народа, вызывают большой интерес у учащихся, часто они удивляют детей. А то, что удивляет, поражает, всегда запоминается надолго. При включении в уроки дидактических игр, наполненных национальным колоритом у детей будет зарождаться интерес к познанию, развиваться память, мышление.

В заключении мы предлагаем ряд методических рекомендаций по развитию познавательной деятельности детей-нивхов.

1. При обучении детей-нивхов необходимо опираться на этнопсихологические особенности их умственной, эмоционально-волевой, коммуникативной деятельности.
2. Насыщать учебный процесс местным краеведческим материалом, как средством побуждения интереса к учебной деятельности.
3. Преодолевать отрыв обучения в школе от жизни и быта детей-нивхов.
4. Приобщать детей к национальной культуре родного народа через использование национальных игр, народного фольклора и традиций.
5. Использовать в учебно-воспитательном процессе такие дидактические игры в качестве средство развития познавательной деятельности, которые вызывали бы живые и яркие образы культуры нивхского народа.

Список использованной литературы:

1. Белоусова Н.Н. Физическая культура. Народные игры нивхов [Текст] / Н.Н. Белоусова. – Южно-Сахалинск: Издательство СОИП и ПКК, 2004. – С. 42.
2. Коменский Я.А. Великая дидактика. Изб. пед. соч. [Текст] / Я.А. Коменский. – М.: Учпедгиз., 1955.
3. Пилсудский Б.О. Аборигены Сахалина [Текст] / Б.О. Пилсудский. – Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 1991.
4. Просвещение на Крайнем Севере: Сб. в помощь учителю школ Крайнего Севера [Текст] – СПб.: Просвещение, 1992.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2004.