Урок по литературе по теме "Преступление и наказание". История создания, смысл названия.

Разделы: Литература


Цель урока: Разобраться в особенности мировоззрения писателя. Познакомить с историей создания романа “Преступление и наказание”, выявить смысл его названия, композиционные особенности.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Оборудование: Кинофильмы “Преступление и наказание” (режиссер Л.Кулиджанов), “Идиот” (режиссер В.Бортко). Выставка книг писателя. В.Г. Перов “Портрет Ф.М. Достоевского”.

Эпиграф урока: В сегодняшнем мире тревожный набат Достоевского  гудит неумолчно, взывая к человечности и к гуманизму.

Ч. Айтматов.

Ход урока

I. Организационный момент.

Вы уже познакомились с биографией замечательного русского писателя Федора Михайловича Достоевского, на сегодняшнем уроке мы должны разобраться, как на мировоззрение писателя повлияли некоторые факты его жизни; вспомнить время, в которое создавался роман “Преступление и наказание”, убедиться в том, что оно также сильно повлияло на это произведение. Кроме того, наша задача – выявить смысл названия произведения, его композиционные особенности.

Запишите тему урока и эпиграф.

II. Вступительное слово учителя.

Жизнь нашего гениальнейшего классика протекала очень сложно: он перенес трагическое убийство отца, смерть первой жены, двое его детей умерли в раннем возрасте, очень рано ушел из жизни любимый брат писателя Михаил, и Федор Михайлович, не смотря на то, что его личная семья была очень стеснена в средствах, помогал материально семье брата; кроме того, писателя всю жизнь преследовали приступы эпилепсии. Но в жизни ему довелось пережить еще одно страшное обстоятельство, которое впоследствии нашло отражение в его литературной деятельности.

Вспомним роковой случай, произошедший с писателем.

III. Чтение эпизода казни Петрашевцев.

(Читает заранее подготовленный учащийся)

“22 декабря 1849 г. ранним утром из Петропавловской крепости быстро выехала вереница карет в сопровождении конных жандармов с обнаженными саблями. В каретах было двадцать три человека, арестованных по делу петрашевцев ровно восемь месяцев назад, 22 апреля. Как взяли их тогда в легком весеннем одеянии, так и везли сейчас по морозу на Семеновскую площадь, где все уже было готово к казни. Возвышался обтянутый черным эшафот, вокруг выстроились в каре войска, а в отдалении, на валу, темнели на фоне свежевыпавшего снега толпы любопытных.

Среди арестованных был и 27-летний автор вышедших три года назад и прогремевших на всю Россию “Бедных людей”. Когда-то их восторженно приветствовал Белинский, который перед смертью написал письмо к Гоголю. В России это письмо было строжайше запрещено, о чем Достоевский, разумеется, прекрасно знал, но это не помешало ему на собрании петрашевцев дважды прочитать с присущим ему воодушевлением опальный текст. Власти расценили это как подрыв устоев, и вот теперь декабрьским утром настал час расплаты.

Арестованных вывели из карет, заставили снять шапки и в течение получаса им зачитывали скороговоркой документ, который заканчивался словами: “Полевой уголовный суд приговорил всех к смертной казни – расстрелянием, и 19-го сего декабря государь император собственноручно написал: “Быть по сему”. После этого каждому было вручено по белому балахону и колпаку, солдаты помогли несчастным облачиться в это предсмертное одеяние, священник пригласил исповедаться, но желающих не нашлось, и тогда батюшка каждого обошел с крестом и каждый к кресту приложился. Затем первых трех привязали к столбам, надвинули на глаза колпаки, солдаты вскинули ружья.

“Я стоял шестым, вызывали по трое, следовательно, я был во второй очереди, и жить мне осталось не больше минуты. Я вспомнил тебя, брат, всех твоих… Я успел обнять Дурова, Плещеева, которые были возле, и успел проститься с ними”, – так писал Достоевский в тот же день брату Михаилу из Петропавловской крепости. Вместе с остальными осужденными его вернули сюда после того, как буквально в последнюю секунду на Семеновский плац была доставлена бумага, в которой возвещалось, что государь император великодушно заменяет смертную казнь на разные сроки наказания… Достоевский был приговорен к четырем годам каторги. В ночь 24 декабря Достоевский вместе с партией арестованных, закованный, был отправлен в Сибирь.” [1]

IV. Слово учителя о влиянии казни на дальнейшее творчество писателя.

“Ему даровали жизнь, но та минута, что отделяла его от верной гибели, засела в его душе на всю жизнь и, собственно, во многом эту жизнь определила. И жизнь, и творчество, поскольку для Достоевского эти понятия нерасторжимые.”[2] Посмотрите, как князь Мышкин, герой романа Достоевского “Идиот”, относится к смертной казни по приговору.

Просмотр эпизода из кинофильма “Идиот”

(либо прочтение отрывка заранее подготовленным учащимся)

(“Убивать за убийство несоразмерно большее наказание, чем самое преступление. Убийство по приговору несоразмерно ужаснее, чем убийство разбойничье. Тот, кого убивают разбойники, режут ночью в лесу или как-нибудь, непременно еще надеется, что спасется, до самого последнего мгновения. Примеры бывали, что уж горло перерезано, а он еще надеется, или бежит, или просит. А тут, всю эту последнюю надежду, с которой умирать в десять раз легче, отнимают наверно; тут приговор, и в том, что наверно не избегнешь, вся ужасная-то мука сидит, и сильнее этой муки нет на свете.”[3])

В другом разговоре этот герой произносит следующее:

(Читает заранее подготовленный ученик)

“Приведите и поставьте солдата против самой пушки на сражении и стреляйте в него, он еще все будет надеяться, но прочтите этому самому солдату приговор наверно, и он с ума сойдет или заплачет. Кто сказал, что человеческая природа в состоянии вынести это без сумасшествия? Зачем такое ругательство, безобразное, ненужное, напрасное? Может быть, и есть такой человек, которому прочли приговор, дали помучиться, а потом сказали: “ступай, тебя прощают”. Вот эдакой человек, может быть, мог бы рассказать.”[4]

V. Просмотр эпизода из кинофильма “Преступление и наказание”.

Такой человек был, и он рассказал, рассказал во многих своих произведениях. Потому что полученная на Семеновском плацу трагическая отметина неоднократно давала писателю знать о себе. И именно этот страшный жизненный эпизод, после которого Федор Михайлович заболел эпилепсией, заставлял Достоевского зачастую делать смерть своеобразным стартовым выстрелом произведения, и никогда писатель не заканчивает свои произведения смертью, так как, по его мнению, она не разрешает жизненных вопросов.

Роман, который мы с вами начинаем изучать, тоже начинается с убийства. Посмотрим эпизод, который, по сути, является стартовым в романе “Преступление и наказание”.

Просмотр отрывка из кинофильма “Преступление и наказание”

(“Убийство старухи-процентщицы”)

Вопросы:

1. Как ведет себя преступник во время совершения преступления?

2. Как вы думаете, эти убийства были спланированы заранее?

3. Как вы считаете, это первое уголовное преступление героя или он и раньше совершал подобные вещи?

4. Скажите, по какой причине этот молодой человек мог пойти на преступление?

5. Вы назвали ряд достаточно убедительных причин, а могут ли они оправдать совершенное злодеяние и почему?

6. Представьте себе следующую ситуацию: этих женщин, ставших жертвой преступника, необходимо было убить для того, чтобы в мир пришла гармония, то есть, после этого убийства все остальные люди будут счастливы. Принимаете ли вы такие условия для счастья?

Во многих своих романах Федор Михайлович пытается подобным образом подойти к разрешению вопроса о счастье. Прослушаем отрывок из романа “Братья Карамазовы”

(Читает заранее подготовленный ученик)

“– Представь, что это ты сам возводишь здание судьбы человеческой с целью в финале осчастливить людей, дать им, наконец, мир и покой, но для этого необходимо и неминуемо предстояло бы замучить всего лишь одно только крохотное созданьице, вот того самого ребеночка, бившего себя кулачонком в грудь и на неотомщенных слезках его основать это здание, согласился ли бы ты быть архитектором на этих условиях, скажи и не лги!

– Нет, не согласился бы, – тихо проговорил Алеша.

– И можешь ли ты допустить идею, что люди, для которых ты строишь, согласились бы сами принять свое счастие на неоправданной крови маленького, замученного, а, приняв, оставаться навеки счастливыми?

– Нет, не могу допустить, брат. – Проговорил вдруг с засверкавшими глазами Алеша.”[4]

Обратите внимание, лучшие герои Достоевского не хотят строить свое счастье и гармонию всего мира на горе, пусть даже одного, никчемного человека. По мысли великого гуманиста Достоевского, необходимо принимать всех людей, живущих в мире, поскольку жизнь человека – самое ценное, что у нас есть.

Зачем убил герой романа “Преступление и наказание” нам предстоит выяснить на последующих уроках, а сейчас вспомним время, в которое создавался роман.

VI. Слово учителя об истории создания романа.

60-е годы 19 века ознаменовались подъемом революционного движения, в стране ширились крестьянские восстания, росли студенческие беспорядки, расширялась сеть тайных обществ. Центральный вопрос времени – вопрос об отмене крепостного права.

60 – 70-е годы – эпоха драматическая. Происходит быстрая ломка старых устоев, а новые очень медленно приходят им на смену, поэтому возникают неисчислимые бедствия, нищета, разорение самых широких масс. Итак, в стране царила страшная разноголосица, кроме того, писатель видел не только общественную борьбу в России, но и руководствовался примером Запада, где стабилизация капитализма вместо равенства и братства принесла распад и деградацию моральных принципов.

И действительно, в газетах и журналах все чаще появляются статьи об убийствах, совершенными молодыми людьми, причем, будучи уличенными в преступлении, они не раскаиваются, а напротив, заявляют, что попали в затруднительное материальное положение и путем преступления стремились его исправить.

Кроме того, 1865 год – время реформ, ломки чиновничьего аппарата. Мелких служащих, потерявших в это время должность, а, соответственно, возможность кормить семью, насчитывалось немало. Ни для кого не секрет, что русский человек привык горе заливать вином, а стоила водка очень дешево – за 30 копеек можно было напиться до невменяемого состояния. Проблема алкоголизма и положения детей в семье алкоголиков также затронуты в этом романе, не случайно первоначально Федор Михайлович планировал назвать свое произведение “Пьяненькие” и главную роль отводил не убийце Раскольникову, а Семену Мармеладову, бывшему чиновнику, ныне опустившемуся алкоголику.

Есть еще одна проблема, затронутая в романе – это проблема женской проституции. В 60-70-е годы, в связи с отсутствием средств к существованию, она стояла очень остро. Нередки были случаи, когда мать продавала свою дочь в разврат из-за гнетущей бедности. Писатель говорит о том, что нельзя осуждать и отвергать этих несчастных дочерей отставных чиновников или промотавшихся богачей, и вообще женщин, которых иссушила нужда.

Запись в тетрадях:

Роман создавался в крайне тяжелое для страны время. Он вскрывает различные проблемы: преступления, алкоголизма, проституции. “Преступление и наказание” – суровый приговор общественному строю, основанному на власти денег, на унижении человека, страстное выступление в защиту человеческой личности.

VII. Смысл названия.

Федор Михайлович отказался от создания романа о пьяненьких, но история жизни семьи чиновника Мармеладова входит в его новое произведение об убийстве, которое было задумано как небольшая повесть на нескольких листах. Из первоначального замысла сохранился лишь сюжет об убийстве. Но этот сюжет распадается на две неравные части: преступление и его причины и, вторая, главная часть, – действие преступления на душу преступника. Эта двухчастность замысла отразится в окончательной редакции на заглавии романа – “Преступление и наказание” – и на особенностях его структуры. В романе, состоящем из 6-ти частей, одна посвящена преступлению и пять – влиянию этого преступления на душу убийцы и постепенному изживанию им своего преступления.

Скажите, для что писателя оказывается важнее – совершение убийцей преступления или отражение последствий этого события на его душу преступника?

Запись в тетрадях:

Роман распадается на две неравные части: преступление и его причины и, вторая, главная часть, – действие преступления на душу преступника. Это отражено в заглавии романа и его композиции: только одна часть посвящена преступлению и пять – влиянию этого преступления на душу убийцы.

VIII. Подведение итогов. Домашнее задание.

Вопросы для обобщения:

1. Какой эпизод жизни писателя отразился на его творчестве?

2. В какой период времени создавался роман “Преступление и наказание”?

3. Какие проблемы затронуты в романе?

Оценки за урок.

Домашнее задание:

В первой части романа отметить эпизоды, касающиеся образа Петербурга (описание уличных сцен, интерьеры квартир, одежда людей, общественные заведения и т.д.а отметить эпизоды, касающиеся образа Петербурга ()шение творчестве?еступления.ается на две неравные части, которые отражены )

Примечания

________________

1 Киреев Р. Достоевский на Семеновском плацу // Литература. 2003. № 38. С. 9.

2 Киреев Р. Указ. изд. С. 9.

3 Достоевский Ф.М. Идиот. М.: Эксмо – пресс, 1997. С. 21.

4 Достоевский Ф.М. Идиот. М.: Эксмо – пресс, 1997. С. 34.

5 Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. М.: Эксмо – пресс, 1997. С. 84.