Урок по теме "Конституция РФ". 9-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 9


Класс – 9.

Тема  «Конституция РФ».

Цель – способствовать формированию у учащихся убежденности в демократическом характере Основного закона РФ.

Задачи:

  • познакомить учащихся со структурой Конституции РФ, определить ее цели и задачи;
  • воспитание правовой культуры;
  • развитие умения участвовать в политической жизни страны.

Интерактивные стратегии:

  • ток-шоу «Договор»
  • игра «Самолет»

Дидактический материал – раздаточный материал для игры «Самолет», Конституция, чистые листы для проведения игры «права и обязанности».

Оборудование – Презентация по данной теме.

Дополнительная литература: Фалькович Т.А. По законам добра. М., 2006.

Примечание – в ходе работы с классом учитель первоначально задает вопрос, лишь затем помощник высвечивает слайд.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие учителя

– Урок наш сегодня будет проведен по теме  «Конституция». Мы ознакомимся с главным законом государства.

Приложение 1. Слайд 1 – тема урока

– Что такое конституция?

Приложение 1. Слайд 2 – происхождение
Сам термин происходит от латинского слова «установление», которым в Древнем Риме обозначали важнейшие указы императоров.

Приложение 1. Слайд 3 – историческая справка

(Возможные ответы детей)

– В эпоху буржуазных революций Конституции представляли собой единые правовые акты высшей юридической силы. Первые из них – Конституция США, Франции, Польши. Мы, говоря о Конституции, имеем в виду основной закон страны, принятый 12 декабря 1993 г.

Приложение 1. Слайд 4

Приложение 1. Слайд 5 – характеристика

– В современном правоведении под Конституцией понимается основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, являющийся ядром политической системы, возглавляющий всю систему правовых актов, имеющий прямое действие.

Приложение 1. Слайд 6 – цели и задачи

– Как была принята Конституция РФ? Найдите, пожалуйста, ответ в документе. (Учащиеся предлагают вариант – референдум.)

Игра «Договор».

– Для выяснения, а как же все-таки проходило утверждение документа, предлагаю игру. У каждого на столе лежит подготовленный листочек с заголовком «власть» либо «народ». В течении 2 – 3 минут «власть» и «народ» работают над составлением списка своих прав и обязанностей, затем идет работа в парах – необходимо достичь единодушия при составлении списка, устраивающего обоих представителей. Если единодушие достигнуто – предлагаю пожать друг другу руки и озвучить всем результат.

– Примерно так создавалась и Конституция – был достигнут некий договор между властью и народом. Переходим к структуре документа.

Приложение 1. Слайд 7 – структура

– По своей структуре Конституция состоит из преамбулы, 2-х глав, поправок. В законе закрепляются права и обязанности всех субъектов правовых отношений в государстве, в том числе – права и обязанности граждан; одно из них – право на свободное передвижение. Воспользуемся им виртуально, чтобы выяснить структуру закона.

Приложение 1. Слайд 8 – только начало, без вывода на экран ролей и итога.

Игра «Самолет»

– Представим, что самолет – это наше государство. Каждая группа (в классе с большей наполняемостью возможно увеличение количества участников в группе, в нашем случае работаем с сидящими за одной партой) получает «язычок» с названием главы Конституции РФ и схему «Участники полета». Необходимо найти соответствие «язычка» определенному элементу схемы, а затем объяснить свой выбор (см. Приложение 2).

(Работа над схемой в течение 3 – 5 минут, в нашем случае продолжительность урока не позволяет использовать все элементы, поэтому мы взяли основные.)

Приложение 1. Слайд 8 – озвучим вместе

– Таким образом, мы видим, что все участники полета связаны друг с другом определенными правилами. Каждый из вас может примерить на себя любую из ролей. Самое главное – полет предполагает знание определенных правил поведения на борту, а для этого необходимо знать закон.

Итог: Приложение 1. Слайд 9  –  Конституция – основной закон страны

Закрепление:

– Когда была принята Конституция?
– Цель закона?
– Структура?
– Значение для каждого?