Урок "Отношения между понятиями"

Разделы: Информатика


Тип урока: изучение новой темы

Вид урока: комбинированный

Цели:

  • сформировать у учащихся представления об общих подходах к сравнению понятий;
  • познакомить учащихся с отношениями между понятиями;
  • развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.

Задачи:

  • Учебная:изучить отношения между понятиями.
  • Развивающая:развитие памяти, мышления, системного мышления; внимательности.
  • Воспитательная: развитие умения слушать и слышать; развитие познавательного интереса; воспитание информационной культуры.

Знания и умения: отношение тождества, отношение пересечения, отношение подчинения, отношение соподчинение, отношение противоречия, отношение противоположности, учащиеся должны научиться решать информационные задачи с помощью диаграмм, должны уметь рассуждать, должны уметь обосновывать свои действия, учатся систематизировать.

Реквизиты и оборудование:

  1. Карточки со схемой (Приложение 1).
  2. Карточки с заданиями (Приложение 2).
  3. Карточки с диаграммами Эйлера (Приложение 3).
  4. Презентация «Отношения между понятиями» (Приложение 4).
  5. Проектор, экран.

Этапы урока:

  1. Организационный.
  2. Цель.
  3. Актуализация.
  4. Изложение нового материала.
  5. Решение задач.
  6. Домашнее задание.
  7. Подведение итогов.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1

Здравствуйте, ребята. Как настроение?

Здороваются, рассказывают про настроение.

2

Сегодня на уроке мы узнаем, какие существуют отношения между понятиями, и научимся строить диаграммы для решения информационных задач.

Некоторые ребята могут вспомнить, что такое диаграммы.

3

А сейчас небольшая разминка.

На доске задания.

 

Задание 1. Расставить в примерах знаки «+», «-», «*», «:» и скобки таким образом, чтобы получилось верное равенство

1 2 3 4 = 0

3 3 3 3 = 1

Решают у доски (1 человек).

Задание 2. Какие из этих понятий являются единичными, а какие общими: Паустовский, стрекоза, Павел, имя, река, гора, Алтай, астра, лягушка, лягушка-царевна, фрукты, яблоки?

Отвечают.

4

Слайд 1 (приложение 4). На прошлых уроках мы с вами изучили, что такое понятие. Сегодня мы рассмотрим отношения между понятиями.

Записывают тему в тетрадь.

Слайд 2. Все реальные объекты можно сравнивать между собой. Сравниваем мы обычно по форме, размеру, цвету. Сравнение выражается словами (показываю на слайде).

Читают вслух.

Слайд 3. Понятия по форме, цвету и размеру сравнить нельзя. Как вы думаете, почему?

Отвечают.

Слайд 4. Сравним два понятия: прямоугольник и квадрат. Чем эти два понятия отличаются друг от друга? (Далее слайд 5).

Ребята должны ответить, что объемом.

Слайд 6. Между разными понятиями установлены отношения, которые удобно изображать в виде таких кругов. Эти круги называются диаграммами Эйлера-Венна (Приложение 3).

Записывают (У некоторых ребят обычно появляются вопросы, связанные с понятием диаграмма).

Слайд 7. Понятия бывают сравнимыми и несравнимыми. Посмотрите на слайд, можно ли сравнить эти пары понятий?

Слайды 8–13 объясняю по тексту на слайде. Каждому отношению прошу привести свои примеры.

Отвечают (прошу обосновать свой ответ).

5

Давайте применим наши знания на практике (Приложение 2).

Ребят лучше разбить на мини-группы (по 2–4 человека), два человека вызываю к доске.

Решают задачи в группах, два человека работают у доски под моим руководством. Каждую задачу проверяем

6

Дома вы решаете 6 задачу (Приложение 2).

Записывают.

7

Итак, ребята, что вы сегодня узнали?

Слайд 14. Разбираем схему и плавно переходим на слайд 15.

Отвечают по схеме (Приложение 1).

Литература:

  1. Босова Л. Л. Информатика. Учебник для 6 класса. – БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
  2. Босова Л. Л. Информатика. Рабочая тетрадь для 6 класса. – БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  3. Босова Л. Л., Босова А. Л. Уроки информатики в 5–6 классах. Методическое пособие. – БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.