Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Интегрированный урок (химия+биология+география) по теме "Соли"

Разделы: Преподавание химии


Тип урока: Интегрированный урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Вид урока: Урок-семинар с элементами практической работы, межпредметных связей с географией и биологией.

Цель урока: Обобщить и повторить с учащимися пройденный материал о солях.

Задачи:

  • Образовательные: проверить качество и порочность знаний учащихся по теме "Соли".
  • Развивающие: развивать логическое мышление путём сравнения, обобщения, синтеза, развития мобильности, самостоятельности, умение рефлектировать, развивать правильную речь, навыки самоконтроля .
  • Воспитательные: формировать умение работать с книгой; показать учащимся межпредметную связь и практическую направленность, изучаемого материала.

Средства обучения:

1. Реактивы и оборудование: растворы кислоты (HCl), щелочи (NaOH) и соли (NaCl), универсальный индикатор, стеклянная палочка, пробирки, штатив, лепестки фиалки.

2. Мультимедийный проектор, компьютер, презентация PowerPoint.

3. Ветка кораллов, карта.

ХОД УРОКА (45 МИНУТ)

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ УРОКА (3 МИН.)

Учитель химии: "Слеп физик без математики, сухорук без химии" - говорил М.В.Ломоносов. Спустя много лет, другой русский ученый В.И.Вернадский продолжил эту мысль словами: "...рост научного знания быстро стирает грани между отдельными науками".

Сегодня на уроке мы найдем одну из общих точек соприкосновения между тремя науками: химия, биология, география. Такие, разные на первый взгляд, науки имеют много общего. Более того, академиком Вернадским создана наука о связи живых организмов с неживой природой, называемая биогеохимия. Эта взаимосвязь и отражена в эмблеме нашего урока.

Темой нашего урока будут соли. Сегодня на уроке мы повторим составление формул солей, их названия, практическое применение некоторых из них, проведем небольшую практическую работу по распознаванию солей. А также покажем значение солей в неживой и живой природе.

2. ХИМИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА (12 МИН.)

Презентация.

I. Слайд № 1

NaCl ,CaCO3 , AgNO3 ,CuSO4 ,MgSO4 , Na 2CO3 ,BaCl2 ,BaSO4, CaCl2,Ca3(PO4)2 , NaI.

( называют поочередно)

а) Прочитать формулы солей.

б) Назвать соли.

В) Найти нерастворимые соли (с использованием таблицы растворимости).

II. Составить формулы солей и дать им название

(Два ученика работают у доски, остальные учащиеся - на своих местах.)

а) Zn xCly, Cax(CO3 )y;

б) KxSy, Nax(SO4)y.

III. Работа с учебником (упр.3, стр. 77). Выписать из предложенных веществ формулы солей. Назвать их и определить соответствующие им кислоты, основания, оксиды и простые вещества. (работа у доски 2 сильных учащихся)

3. Соли в окружающем мире (сведения о солях из дополнительной литературы, использование ресурсов Интернета)

Учитель химии: Давайте поговорим о практическом значении некоторых солей, которые представлены. Что вам известно о них?

NaCl (Слайд № 2)

1 ученик:.NaCl - единственное минеральное сырье, которое человек использует в пищу в чистом виде. Когда живые организмы вышли на сушу, они сменили богатую хлоридом натрия среду. в которой жили, на бедную этой солью среду - на сушу, Поэтому живому организму необходимо искать NaCl в крови другого животного, как это делают хищники, Или добывать в чистом виде, как это делают травоядные и всеядные, а также человек.

Учитель биологии: С точки зрения биологии, хлорид натрия активно участвует в минеральном обмене организма животного и человека. Он содержится в крови, пищеварительном соке. В организме человека соли составляют 5,5% массы тела, в том числе хлорида натрия около 300 г. Среднесуточная норма потребления хлорида натрия взрослого человека - 15 г. Зв год человек съедает 5-7 кг соли.

2 ученик: NaCl стимулирует обмен веществ, рост волос, придает бодрость и силу .Недостаток его в организме вызывает головокружение, обмороки, нарушение работы сердца, снижение аппетита, уменьшение воды в крови и органах, сокращение выделения пищеварительного сока. При употребление 10-кратного избытка соли она превращается в смертельный яд.

Учитель географии: На уроках географии мы рассматриваем NaCl как минерал. А что такое минерал?

3 ученик: Минерал - это природное соединение химических элементов, образовавшиеся естественным путем без вмешательства человека.

NaCl - минерал галит (от гречес. "галос" - соль). Полупрозрачен, со стеклянным блеском, бесцветен, но примеси часто окрашивают его в серый, красный, коричневый цвета. Красивая голубоватая и фиолетовая окраска некоторых галитов связана с воздействием на них радиоактивных лучей в природных залежах. ( Показ минерала)

Учитель географии: Соль известна людям давно. Вот несколько известных фактов.

4 ученик: Некоторые народы Центральной Азии в своё время платили за соль цену примерно равную цене золота.

5 ученик: В Китае за 2 тысячи лет до нашей эры впервые начали добывать соль из морской воды. А в средние века в Китае были крестьянские волнения, вызванные непомерными солевыми поборами, которые продолжались 9 лет.

6 ученик: В Эфиопии вплоть до XIX века находились в обращении соляные деньги - бруски NaCl . А в Древнем Риме воины Цезаря часть зарплаты получали солью.

Учитель географии: Но поскольку мы с вами изучаем географию нашей Родины, то хотелось бы поговорить о залежах и методах добычи соли у нас. Есть два вида хранилищ соли - древние и современные. Древние, или ископаемые соляные месторождения,

состоят из залежей, которые образовались много миллионов лет назад. Нередко они занимают площади в десятки и сотни квадратных километров. И при этом обладают мощностью до 1 км и более. В Прикаспии такие соляные купола имеют глубину 9-10 км Место выхода куполов прикрыто озерами. Современные месторождения - соляные озера и бассейны, в которых осаждение солей началось сравнительно недавно и еще продолжается. У нас соляной пояс - от низовья Дуная до Забайкалья. К числу современных соляных бассейнов относятся заливы Черного, Азовского и Каспийского морей, озера Эльтон, Баскунчак (Пермская, Оренбургская, Волгоградская, области дают основную часть всей добычи соли России) (показ на карте).

А чем знаменито озеро Эльтон?

7 ученик: Когда - то через Покровскую слободу пролегала Великая соляная дорога - нынче проспект Строителей в г. Саратове; а начиналась она на Ю.-В. В трех верстах от озера Эльтон. (показ на карте)

Сегодня его берега малолюдны, промыслы перенесены на Баскунчак. А вот два с половиной века тому назад у кромки Эльтонских соляных вод располагался целый городок, население доходило до 3-4 тыс. человек. Ломщики с самого раннего утра уплывали к месту, где замечены были самые хорошие слои. Ломали, откалывали от пластов глыбы и сдавали на склад. За 9 месяцев (с апреля по декабрь) от Покровска на озеро и обратно упрягали верблюдов, волов, лошадей, успевая сделать по 5 рейсов. Длина дороги была 307 км., ширина - 40 м. За 134 года работы было добыто 513 млн. пудов соли (3 тыс. железнодорожных составов).

Учитель географии: Так что образованию нашей малой родины мы обязаны полковнику Чемодурову и NaCl. А к 250- летию города был утвержден герб, на котором вол везет телегу с солью.

CaCO3 (Слайд № 3)

8 ученик: Это белое кристаллическое вещество, нерастворимое в воде. Это и школьный мел, мрамор, известняк. яичная скорлупа, жемчуг.

Учитель биологии: Карбонат кальция входит в состав наружного скелета морских звезд, кораллов, раковин, двустворчатых и брюхоногих моллюсков, панцирей морских ежей и скелетов микроорганизмов, которые, отмирая, опускаются на дно и скапливаются там, постепенно превращаясь в залежи известняка и мрамора.

9 ученик: Земледельцы давно заметили, что на почве, посыпанной известняком, растения чувствуют себя лучше. Особенно это важно для молодых растений. Без кальциевых солей их корни делаются вялыми, быстро загнивают. Потому - то молодое растение жадно впитывает в себя эти соли, ему надо окрепнуть. А к старости в стволе и корнях накапливается много кальциевых солей. Они и придают деревьям прочность.

Учитель географии: Карбонат кальция это сталактиты и сталогмиты. Когда подземные воды растворяют соли (гипс, известняки, доломиты) образуются карстовые котловины, воронки, пещеры. (От названия известнякового плато Карст на северо-востоке от горы Триест на побережье Адриатического моря, где впервые были изучены). На дне и потолке пещер можно найти твердые окаменевшие формы. Вода просачивается через трещины пород, которые она растворяет. Так образуется сосулька, свешивающаяся с потолка - сталактит. А навстречу ей снизу растет другая, более широкая и плоская - сталагмит. Срастаясь, они образуют целый ансамбль колонн (показ фотографий). Узорчатые, витые, словно сплетенные из кораллов, колонны целыми букетами поднимаются кверху по стенам и углам. Со сводов свешиваются каменные люстры. При свете свечей или фонарей все эти украшения переливаются. Причудливые тени сталактитов и сталагмитов, придают подземелью таинственный вид.

Иногда карбонат кальция покрывает стены пещеры в виде муки - "горная мука". Если частички его взвешены в воде, получается "лунное" или "горное молоко".

В пещерах встречаются причудливые скопления CaCO3 , похожие на виноградные гроздья - "каменный виноград".

Учитель географии: (показ веточки кораллов) А где применяются кораллы?

10 ученик: Кораллы широко используются в ювелирном деле. Особенно ценится благородный коралл, окрашенный в розовый или красные цвета. На востоке высоко ценится амулеты и четки из черного коралла. В виде порошка раньше применяли при болезни кишечника и желудка. В последние годы из белых кораллов японские стоматологи стали изготавливать искусственные зубы. Они не окисляются и не разрушают ткани ротовой полости. Иногда белые кораллы используют в качестве заменителя кости. Коралл не отчуждается организмом и приживается лучше, чем протезы из пластмассы и искусственного материала.

Ca3 (PO4)2 (Слайд № 4)

11 ученик: Это твердое белое кристаллическое вещество, нерастворимое в воде. Нам известно, что это главный конструкционный материал для построения внутреннего скелета позвоночных, костей, зубов.

Учитель биологии: Фосфат кальция содержится в мышцах, нервах, особенно необходим для построения скелета ребенка. Нехватка этой соли в организме человека и животного приводит к заболеванию рахитом. Источниками фосфата кальция являются такие продукты как сыр, говядина, печень, рыба, белый хлеб, яйца, молоко, йогурт.

Na2CO3 (Слайд № 5)

12 ученик: Карбонат натрия - кальцинированная сода. Белое твердое кристаллическое вещество, хорошо растворимое в воде, бытовое название - стиральная сода. В природе встречается в виде минералов: