Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок окружающего мира по теме "Потребители и разрушители лесной экосистемы". 3-й класс

Разделы: Преподавание в начальной школе


Тема урока. «Потребители и разрушители лесной экосистемы».

Цели:

  • показать роль потребителей и разрушителей лесной экосистемы как участников круговорота веществ;
  • сформировать у детей понятие «экосистема леса – устойчивая экосистема с замкнутым круговоротом веществ»;
  • формирование коммуникативных навыков у учащихся.

Оборудование: учебник А.А.Вахрушева по окружающему миру за 3 класс, рисунки, фотографии животных и птиц леса, видеоролик «Лес без животных», коллекция муляжей «Грибы», образцы коры деревьев, повреждённой жуком-короедом.

ХОД УРОКА

I. Самоопределение к деятельности

(Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.)

А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Начинаем мы опять
Наблюдать и рассуждать.

II. Актуализация опорных знаний и мотивация

(Готовность мышления и осознание потребности в новом знании.)

– На доске записаны слова. Прочитайте их.

ЛУГ БОЛОТО ОЗЕРО

– Как вы думаете, что их объединяет? (Это названия экосистем.)
– Экосистема – что это такое?
Дети рассказывают:
– Экологическая система.
– Эко – природа, система – порядок.
– Природное сообщество.
– Содружество живой и неживой природы, в котором организмы разных «профессий» поддерживают круговорот веществ.
– Какие «профессии» живых организмов вы знаете? (Производители – растения, потребители – животные, разрушители – микроорганизмы, грибы.)
– А что такое круговорот веществ? (Цепочка превращений, которая начинается и заканчивается одним и тем же веществом.)
– Скажите, а эти три экосистемы как-то зависят друг от друга?
Дети рассказывают:
– Со временем на месте озера образуется болото. Если озеро бессточное, то круговорот веществ замкнут не полностью. Разрушители не справляются со своей работой. Поэтому оно зарастает и превращается в болото.
Болото со временем может стать лугом. Разрушителям трудно жить в сырой болотной почве. Мох-сфагнум убивает микроорганизмы. Поэтому отмершие остатки не разрушаются, а превращаются в торф. Из-за накопления торфа болото становится суше и начинает зарастать травой. Круговорот веществ в болоте также не замкнут.
– А луг при определённых условиях может смениться другой экосистемой? (Да, экосистемой леса.)
– Почва луга очень плодородна. Если почва влажная, то на месте травянистых зарослей могут появиться всходы кустов и деревьев. Они будут расти всё выше и выше, затеняя травы. Так луг превращается в лес. Круговорот веществ в экосистеме луга не замкнут.
– Так в чём сходство экосистем озера, болота и луга? (Круговорот веществ не замкнут. Эти экосистемы неустойчивые.)

На доске постепенно появляется схема:

Неустойчивые системы с замкнутым круговоротом веществ.

– Какой вопрос в связи с этим возникает об экосистеме леса? (А лесная экосистема какая? Какой в ней круговорот веществ?

III. Проблемная ситуация и тема урока

(Этап постановки учебной задачи.)

– Скажите, в какой природной зоне мы с вами живём? (В лесной зоне, в тайге.)
– Какие растения живут в наших лесах? (травы, кустарники, деревья)
– Какова роль растений леса?
Дети рассказывают:
– Дом для животных.
– «Зелёные лёгкие» нашей планеты. Выделяют кислород, поглощают пыль, углекислый газ.
– Корм для живых организмов.
– А ещё прекрасное место отдыха для людей. Вы любите гулять, отдыхать в лесу? (Да.)
– Тогда давайте прогуляемся.

Дети смотрят видеоролик «Лес без животных».

– Тише, до нас доносятся чьи-то голоса. Давайте послушаем.

Инсценировка (диалог Лены с Мишей).

(Идут девочка и мальчик с корзинкой в руках.)

IV. Проблемный вопрос

Лена: Миш! Мы столько идём по лесу, а никаких животных так и не встретили. Наверное, они в лесу не так важны.

– Как вы думаете, права ли Лена? (Различные мнения.) Давайте это обсудим.

V. Определение темы урока

– На прошлом уроке мы говорили о растениях-производителях леса, а сегодня мы поговорим о других профессиях. Итак, тема нашего урока…

На доске: «Потребители и разрушители лесной экосистемы»

VI. Совместное открытие знаний

1. Сообщения подготовленных учащихся

– Каких обитателей лесов вы знаете? (Звери: белка, заяц, лиса, волк, лось, медведь, куница, рысь и др.; птицы: дятел, сорока, поползень, ястреб и др.; насекомые: муравьи, жуки и др.)
– Сегодня ребята по специальному заданию приготовили для вас сообщения о роли некоторых обитателей лесов.

Сообщение о животных

Белка – растительноядное животное, грызун, живёт в лесу, на деревьях. Б