Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Урок окружающего мира по теме "Потребители и разрушители лесной экосистемы". 3-й класс

Разделы: Преподавание в начальной школе


Тема урока. «Потребители и разрушители лесной экосистемы».

Цели:

  • показать роль потребителей и разрушителей лесной экосистемы как участников круговорота веществ;
  • сформировать у детей понятие «экосистема леса – устойчивая экосистема с замкнутым круговоротом веществ»;
  • формирование коммуникативных навыков у учащихся.

Оборудование: учебник А.А.Вахрушева по окружающему миру за 3 класс, рисунки, фотографии животных и птиц леса, видеоролик «Лес без животных», коллекция муляжей «Грибы», образцы коры деревьев, повреждённой жуком-короедом.

ХОД УРОКА

I. Самоопределение к деятельности

(Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.)

А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Начинаем мы опять
Наблюдать и рассуждать.

II. Актуализация опорных знаний и мотивация

(Готовность мышления и осознание потребности в новом знании.)

– На доске записаны слова. Прочитайте их.

ЛУГ БОЛОТО ОЗЕРО

– Как вы думаете, что их объединяет? (Это названия экосистем.)
– Экосистема – что это такое?
Дети рассказывают:
– Экологическая система.
– Эко – природа, система – порядок.
– Природное сообщество.
– Содружество живой и неживой природы, в котором организмы разных «профессий» поддерживают круговорот веществ.
– Какие «профессии» живых организмов вы знаете? (Производители – растения, потребители – животные, разрушители – микроорганизмы, грибы.)
– А что такое круговорот веществ? (Цепочка превращений, которая начинается и заканчивается одним и тем же веществом.)
– Скажите, а эти три экосистемы как-то зависят друг от друга?
Дети рассказывают:
– Со временем на месте озера образуется болото. Если озеро бессточное, то круговорот веществ замкнут не полностью. Разрушители не справляются со своей работой. Поэтому оно зарастает и превращается в болото.
Болото со временем может стать лугом. Разрушителям трудно жить в сырой болотной почве. Мох-сфагнум убивает микроорганизмы. Поэтому отмершие остатки не разрушаются, а превращаются в торф. Из-за накопления торфа болото становится суше и начинает зарастать травой. Круговорот веществ в болоте также не замкнут.
– А луг при определённых условиях может смениться другой экосистемой? (Да, экосистемой леса.)
– Почва луга очень плодородна. Если почва влажная, то на месте травянистых зарослей могут появиться всходы кустов и деревьев. Они будут расти всё выше и выше, затеняя травы. Так луг превращается в лес. Круговорот веществ в экосистеме луга не замкнут.
– Так в чём сходство экосистем озера, болота и луга? (Круговорот веществ не замкнут. Эти экосистемы неустойчивые.)

На доске постепенно появляется схема:

Неустойчивые системы с замкнутым круговоротом веществ.

– Какой вопрос в связи с этим возникает об экосистеме леса? (А лесная экосистема какая? Какой в ней круговорот веществ?

III. Проблемная ситуация и тема урока

(Этап постановки учебной задачи.)

– Скажите, в какой природной зоне мы с вами живём? (В лесной зоне, в тайге.)
– Какие растения живут в наших лесах? (травы, кустарники, деревья)
– Какова роль растений леса?
Дети рассказывают:
– Дом для животных.
– «Зелёные лёгкие» нашей планеты. Выделяют кислород, поглощают пыль, углекислый газ.
– Корм для живых организмов.
– А ещё прекрасное место отдыха для людей. Вы любите гулять, отдыхать в лесу? (Да.)
– Тогда давайте прогуляемся.

Дети смотрят видеоролик «Лес без животных».

– Тише, до нас доносятся чьи-то голоса. Давайте послушаем.

Инсценировка (диалог Лены с Мишей).

(Идут девочка и мальчик с корзинкой в руках.)

IV. Проблемный вопрос

Лена: Миш! Мы столько идём по лесу, а никаких животных так и не встретили. Наверное, они в лесу не так важны.

– Как вы думаете, права ли Лена? (Различные мнения.) Давайте это обсудим.

V. Определение темы урока

– На прошлом уроке мы говорили о растениях-производителях леса, а сегодня мы поговорим о других профессиях. Итак, тема нашего урока…

На доске: «Потребители и разрушители лесной экосистемы»

VI. Совместное открытие знаний

1. Сообщения подготовленных учащихся

– Каких обитателей лесов вы знаете? (Звери: белка, заяц, лиса, волк, лось, медведь, куница, рысь и др.; птицы: дятел, сорока, поползень, ястреб и др.; насекомые: муравьи, жуки и др.)
– Сегодня ребята по специальному заданию приготовили для вас сообщения о роли некоторых обитателей лесов.

Сообщение о животных

Белка – растительноядное животное, грызун, живёт в лесу, на деревьях. Белка легко прыгает с ветки на ветку, с дерева на дерево. При прыжках, которые могут достигать четырёх метров, белке помогает хвост. Хвост служит своеобразным рулём. Во время движения в воздухе белка может поворачивать хвост как парашют и плавно приземляться на нужное место. Летом у белки шерсть короткая, редкая, ей легче переносить жару. А рыжая окраска хорошо маскирует среди пестроты летнего леса. Цвет зимней шерсти – серый. Когда серенькая белка неподвижно сидит на ветке, её трудно увидеть её врагам – кунице, соболю, ястребу-тетеревятнику. Белка ест ягоды, орехи, грибы, семена, насекомых, их личинки, яйца птиц. Осенью белка запасает корм. Орехи прячет в трещинах коры, во мхе, под корнями. О своих запасах белка забывает. Многие семена остаются несъеденными и весной прорастают. Так белка помогает расселяться растениям.

Сообщение о насекомых.

– Как вы думаете, что за художник изобразил узоры на коре дерева? (Демонстрация образцов коры, повреждённой жуком)
Это жук-короед. На каждой породе дерева живут какие-нибудь короеды, и у всякого своя манера прогрызать ходы.
Одни из короедов заселяют вершины деревьев и ветви, и живут под тонкой корой, другие выгрызают ходы в средней части ствола, третьи – в нижней части, под толстой корой, а есть и такие, что грызут в корнях.
Обычно жуки заселяют уже больные и ослабленные, старые деревья. Питаясь корой, они разрушают сухостой, мешающий расти молодым деревьям. И только уж сильно размножившись, нападают и на деревья здоровые.

Сообщение о птицах

В густой кроне деревьев живут таёжные птицы: глухарь, тетерев, куропатка, рябчик, кедровка, клёст, дятел, сова.
Птицы приносят пользу лесу. Многие птицы и особенно птенцы очень прожорливы. Если насекомых вредителей в лесу окажется много, то на этом месте загнездится много птиц, и на всех птенцов хватит пищи. Но если насекомых будет мало, многие пары откажутся от гнездования.
Таким образом, птицы могут регулировать обилие насекомых.
Успешную борьбу с вредителями леса ведут дятлы. Своим твёрдым клювом они пробивают маленькие отверстия в коре, а длинным языком, на котором есть особые зазубрины, они ловко извлекают личинки насекомых из-под коры. Интересен язык дятла – тонкий и длинный. У зелёного дятла до 14см, у чёрного – 8см. Есть ещё польза от дятлов: они заготавливают места для гнездования других птиц. Обычно дятел каждый год долбит новое дупло для своего гнезда. А старые дупла?
Их заселяют иные птицы: мухоловки-пеструшки, поползни, большие синицы, скворцы, сычи.
Кто из нас не слышал в лесу звонкого кукования? А, услышав, кто не задавал птице вопрос: «Кукушка, кукушка, сколько лет мне жить?»
Кукушка гнёзд не вьёт, яиц не насиживает. Она приспособилась класть свои яйца в чужие гнёзда: к трясогузкам, горихвосткам, зарянкам. За лето одна кукушка размещает по чужим гнёздам до 20 яиц.
Однако кукушка – неутомимый истребитель гусениц. Основной пищей кукушки являются «мохнатые», покрытые щетинками гусеницы непарного шелкопряда, которых другие птицы не едят.

2. Работа в группах. Обсуждение, выступления.

– Ребята, как же взаимосвязаны между собой растения, звери, птицы и насекомые? (Все организмы являются пищей для других организмов.)
– Как называется последовательность, в которой каждый из организмов съедает другой? (Цепь питания.)
– Составьте цепи питания живых организмов, обитающих в лесу. (Группы получают наборы названий живых организмов леса.)

  • I группа: кедр ––> белка  ––> куница
  • II группа: ель  ––> лось  ––> волк
  • III группа: дуб  ––> гусеницы  ––> кукушка  ––> ястреб
  • IV группа: берёза  ––> жук-короед  ––> дятел  ––> ястреб

Выводы.

– Ель, дуб, берёза, кедр – это… (растения-производители).
– Белка, куница, лось, волк – это… (животные-потребители).
– Что происходит с производителями и потребителями в экосистеме? (Они умирают, останками питаются разрушители. Это жуки-мертвоеды, дождевые черви, почвенные клещи, многоножки и грибы.)

Сообщение о грибах

В лесу растёт великое множество грибов. Многие грибы поселяются на гнилых и больных деревьях, иногда на корнях.
Например, трутовик. Когда-то он обитал на стволе большой засыхавшей ели. Трутовики проникают в повреждения ствола и живут внутри дерева, постепенно разрушая его.
Когда дерево свалилось, началась работа других, шляпочных грибов, поселившихся на обломках ствола. Они трухлявят и вместе с бактериями перерабатывают остатки древесины на поверхности земли, смешивают их с почвой.
Наступает очередь почвенных грибков. Они завершают работу разрушения, начатую трутовиками. И вот получается перегной, на котором и вырастают молодые ёлочки.
Так грибы помогают возобновлению лесов.

На доске появилась схема:

3. Ответ на проблемный вопрос Лены

– Что же мы теперь можем ответить Лене? Важны ли животные в лесу? А разрушители? (Да. Все они участники круговорота веществ.)

VII.Самостоятельная работа с самопроверкой: №7, с.62 одно из трёх на выбор.

VIII.Включение в систему знаний и повторение.

Выводы учащихся:

1. – Итак, мы получили круговорот веществ, в котором все его участники справляются со своей работой.
Производители растут и дают пищу потребителям.
Потребители питаются растениями и «друг другом», так что могут регулировать круговорот веществ.
А разрушители перерабатывают мёртвые организмы и оставляют в почве минеральные вещества, которые используют растения.
– Какой круговорот у нас получился? (Замкнутый)

2. – Если круговорот в экосистеме леса замкнутый, то экосистема… (устойчивая).
– А если экосистема устойчивая, заменит ли её другая экосистема? (Нет)

3. Прочитаем об этом правило на стр.61 учебника.

IX. Итог урока. Рефлексия деятельности

X. Домашнее задание

На выбор:

  1. №4, с.62 – кроссворд;
  2. №5, с.62 – игра «Детектив»;
  3. Доклады-сообщения об обитателях леса;
  4. Книжка-малышка туриста «Как нужно вести себя в лесу».