Архитектура Древней Руси

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • Обучающая: охарактеризовать особенности русской средневековой архитектуры, сложившейся в результате слияния славянских и византийских традиций.
  • Развивающая: формирование навыков самостоятельной работы при подготовке выступлений, умения критически анализировать полученную информацию.
  • Воспитательная: способствовать воспитанию чувства сопричастности к истории Родины.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: эвристическая беседа, иллюстрация, видеометод, выступления учащихся.

Оснащение урока: мультимедийный компьютер, экран, проектор, презентации PowerPoint (Приложение 1, Приложение 2).

«О, светло светлая и украсно украшена земля Русская! и многими красотами удивлена еси: … городы великими, селы дивными… домы церковными… Всего еси исполнена земля Русская!…»
«Слово о погибели Русской земли».

Структура урока:

I. Организационный момент.
II. Проверка выполнения домашнего задания: фронтальный опрос (устно, при помощи Приложения1).
III. Изучение нового материала:

  1. Влияние христианства на формирование древнерусской культуры.
  2. Архитектурные памятники Древней Руси:
    1. архитектура Киева;
    2. архитектура Великого Новгорода;
    3. архитектура Владимиро-Суздальского княжества;

IV. Закрепление изученного материала.
V. Подведение итогов урока.
VI. Домашнее задание.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Учитель объявляет тему урока, цели и задачи урока.

Работа в тетрадях: запись темы урока. (Приложение2, слайд № 1)

II. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос с использованием презентации PowerPoint (Приложение1).

Подсчет полученных баллов за правильные ответы:

Оценочная шкала:
Вопросы №№ 2, 3, 6, 9, 10, 12 – 1 балл
Вопросы №№ 1, 4, 5, 7, 8, 11 – 2 балла

Итоги и оценки.

III. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя: Прежде чем мы приступим к изучению нового материала, давайте обсудим, что же означает слово «культура»?

Учащиеся высказывают свои мнения, учитель комментирует их высказывания.

Работа в тетрадях: запись определения термина «культура»: это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе трудовой деятельности.

Учитель: Культура Древнерусского государства развивалась под большим влиянием византийских традиций. Будучи примерными учениками византийцев, древнерусские зодчие, живописцы и литераторы сумели создать на славянской основе самобытную культуру, которая в своих традициях и формах просуществовала до конца XVII века. Наиболее ярко это слияние проявилось в древнерусской архитектуре.

Архитектурное строительство приобрело на Руси особый размах с принятием христианства в 988 г. К XI в. в связи с ростом городов стало вестись каменное строительство, во многом опирающееся на византийские традиции. Широкое распространение на Руси получил крестово-купольный тип храма, разделенный на три или пять нефов. Параллельно с каменным зодчеством развивались формы деревянной архитектуры. К сожалению, многочисленные пожары уничтожили эти интереснейшие памятники, а поэтому об архитектуре Древней Руси мы можем судить лишь по сохранившимся каменным постройкам.

Сегодня на уроке мы познакомимся с архитектурными памятниками, различных городов Древней Руси, которые сохранились до наших дней.

Далее выступают учащиеся с заранее подготовленными докладами.

1-й учащийся: Доклад на тему «Архитектура Древнего Киева».

Во времена правления Ярослава Мудрого (1019 – 1054 гг.) Древнерусское государство с центром в Киеве достигло особого расцвета. Около 400 церквей, как утверждал один из путешественников, посетивших Киев, украшали город. Златоверхие теремные башенки, крепостные вышки, церковные шатры и главы красиво выступали на фоне густой зелени холмов, возвышавшихся вдоль Днепра. (Приложение 2, слайд №2)

Земляные насыпные валы с каменными стенами длиной около 4 км опоясывали Киев. Главным входом в город с юго-запада были знаменитые Золотые ворота, обращенные к византийскому Константинополю — Царьграду. Эти ворота первыми встречали посланников из Византийской империи. Остановившись перед ними, нельзя было не задуматься: если ворота таковы, то каков же сам город?

Парадный въезд в Киев представлял собой гигантское архитектурное сооружение — сводчатый массив, сложенный из кирпича и камня. Две параллельные стены, перекрытые сводом, образовывали проход глубиной в 25 м. Надвратная церковь Благовещения с золоченым куполом венчала сооружение. Две массивные створки центральных ворот были окованы позолоченной медью, ярко сверкавшей на солнце. Вероятнее всего, это и определило их название. В нижней части Золотых ворот, под церковью, находились хранилища для ценностей. (Приложение2, слайд №3)

Самым известным храмовым сооружением Киева стал собор Святой Софии. Внешний облик собора в последующие времена претерпел значительные изменения, но и сегодня поражает необыкновенной красотой и величием. Ему нет аналогов ни в архитектуре Византии, ни в других государствах средневекового Востока и Запада. (Приложение2, слайд №4)

Первоначально Софийский собор — это пятинефный крестово-купольный храм с тринадцатью асимметрично расположенными главами. Центральный, самый большой купол выражал идею учения Христа, а остальные символизировали двенадцать его учеников. Снаружи собор окружали открытые одноэтажные галереи, на которых позднее были надстроены галереи второго этажа. Стены храма были выложены красным кирпичом и серым гранитным камнем (плинфой), чередующимися с розовой цемянкой — раствором извести, песка и толченого кирпича. Сочетание серого и красного цветов с розоватым оттенком придавало фасаду собора нарядный вид.

Величественны были и внутренние помещения собора. Обилие пролетов, арок, украшающих пространство храма, создавало впечатление монументальности и пышности его внутреннего убранства. Многочисленные красочные фрески и искрящиеся золотом мозаики, покрывающие сверху донизу подкупольное пространство, стены, своды и столбы, придавали храму особую парадность и торжественность. (Приложение2, слайд №5)

Выступление учащегося обсуждается и комментируется учителем и учениками.

Учитель: Архитектурные памятники древнерусских городов, имея схожие черты, в то же время немало различаются как во внешнем облике, так и во внутреннем убранстве. Наиболее ярко эти различия видны при сравнении киевских и новгородских храмов.

2-й учащийся: Доклад на тему «Архитектура Великого Новгорода».

Новгородцы строили добротно, основательно, на века. Церкви и храмы выглядят приземистыми и подчеркнуто строгими: они, как говорится, не столько ладно скроены, сколько крепко сшиты. Изящное, хрупкое и изысканное не вызывало симпатий новгородских мастеров. Напротив, они стремились к суровой величавости и простоте.

Русским людям и иностранным купцам, подплывающим по реке Волхов к Великому Новгороду, прежде всего открывался вид на Софию Новгородскую, построенную вслед за Софией Киевской. При всей схожести планировки с Киевской Софией, София Новгородская имела свои характерные особенности. Вместо тринадцати куполов ее венчали пять глав, тесно сгруппированные в центре и напоминающие по форме шлемы русских богатырей. Большой средний купол был высоко вознесен над собором. Стены храма снаружи были лишены каких-либо декоративных деталей. Их неровные поверхности, прорезанные окнами в виде узких щелей без обрамления, воспринимались как сплошная, непроницаемая каменная масса. Побеленные в XII в. они придали зданию целостный и завершенный характер и еще раз подчеркнули его массивность и прочность. (Приложение2, слайд №6)

Внешний облик собора отличался простотой, строгостью и асимметрией форм. Эти же особенности были присущи внутреннему убранству храма. Здесь нет богатых мозаик и мрамора. Вместо колонн, тройных арок в соборе применили двухарочные пролеты, четырех- и восьмигранные столбы. Стены и своды покрыты удивительными по красоте фресками.

Выступление учащегося обсуждается и комментируется учителем и учениками.

Учитель: Рассказ об архитектуре Древней Руси был бы неполным, если бы мы не упомянули о памятниках зодчества Владимиро-Суздальского княжества. Залесский край с его древними городами — Владимиром, Суздалем, Ростовом — давно привлекал киевских князей. Леса здесь изобиловали зверем, реки — рыбой, луга — сочной травой. Река Нерль, впадавшая в Клязьму, связывала здешние черноземные земли с Окой и Волгой. В 1108 г. внук Ярослава Мудрого Владимир Мономах (1053—1125) построил на высоком берегу Клязьмы «град Владимеръ Залешьский».

3-й учащийся: Доклад на тему «Архитектура Владимиро-Суздальского княжества».

С XII—XIII вв. Владимиро-Суздальское княжество — крупнейший архитектурный центр Руси. Строили здесь в основном из тесаного белого камня. Четырехстолпные храмы увенчивались одной главой, возвышающейся на высоком барабане с выступающими апсидами. Стены храмов были разделены на три части лопатками (пилястрами), каждая из которых завершалась закомарами.

Центром Владимира, самым крупным его сооружением стал Успенский собор. Являясь главным храмом владимиро-суздальских князей, он буквально царил над остальными постройками города. По художественному воплощению собор не уступал Новгородской Софии, но достигалось это с помощью иных архитектурных средств. В нем больше движения, динамики, его фасады богато украшены, купола далеко расставлены друг от друга. Дивный по красоте храм наглядно демонстрировал сказочное богатство русских князей. (Приложение2, слайд №7)

Наружная отделка храма поражает роскошью и изысканностью. Фасады, разделенные пилястрами, кажутся шире и наряднее. Сравнительно узкие, спрятанные в глубине стены окна подчеркивают стройность и высоту собора. Посередине фасада проходит широкая ажурная лента, состоящая из маленьких колонок, соединенных арками.

Внутри собора — многоцветные фрески по стенам, узорные полы из майоликовых плиток, обилие облачений из заморских тканей, золото и серебро иконных окладов — все поражало пышностью и великолепием. Центральное место в храме занимала икона Владимирской Богоматери, создававшая особую атмосферу благоговения. Этот признанный шедевр византийской живописи был привезен Андреем Боголюбским (ок. 1111—1174 гг.) из Киева.

Недалеко от Владимира, на берегу реки Нерли, среди заливных лугов, стоит белокаменный храм Покрова Богородицы (1165) — гордость русского зодчества, одна из его вершин, гимн красоте и гармонии человека и природы. Этот храм сравнивают с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени, называют это удивительное сооружение «поэмой из камня», «чудом русского искусства» (И. Э. Грабарь). (Приложение2, слайд №8)

Вглядитесь в благородные пропорции храма, отражающегося более восьми веков в водах небольшой речки Нерли. В его простых формах зодчим удалось передать легкость, изящество и стройность устремленного ввысь собора. Церковь построена в традициях четырехстолпного храма с членением наружных стен на три неравные апсиды. Средняя апсида шире остальных: она подчеркивает доминирующее значение купольной главы. Фасады богато украшены резьбой. Главный декоративный мотив — арка на двух стройных колонках, резьбой также покрыта поверхность барабана, поддерживающего купол. Каменные узоры придают зданию особую красоту и очарование.

Выступление учащегося обсуждается и комментируется учителем и учениками.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами познакомились с величайшими памятниками древнерусского зодчества, Сохранившиеся памятники и сегодня поражают мастерством и художественным вкусом, высоким уровнем строительной техники. Они вызывают восхищение простотой и благородством форм, оригинальным решением архитектурных задач, богатством внутренней отделки. Глядя на эти удивительные храмы вспоминается известный афоризм: «Мы сами обретаем вечность пред этой дивной красотой».

IV. Закрепление изученного материала.

Учащимся предлагаются следующие вопросы и задания:

  1. Какое воздействие на развитие древнерусской культуры, в частности архитектуры, оказало крещение Руси?
  2. Перечислить важнейшие архитектурные сооружения Древней Руси. Какой из памятников зодчества произвел на вас наибольшее впечатление?
  3. Известный искусствовед, художник и реставратор И. Э. Грабарь так характеризовал архитектуру Новгорода: «Одного взгляда на крепкие, коренастые памятники Великого Новгорода достаточно, чтобы понять идеал новгородца — доброго вояки, не очень отесанного, мужиковатого, но себе на уме... в его зодчестве такие же как сам он, простые, но крепкие стены, лишенные назойливого узорочья, которое, с его точки зрения, «ни к чему», могучие силуэты, энергичные массы. Идеал новгородца — сила, и красота его — красота силы. Не всегда складно, но всегда великолепно, ибо сильно, величественно, покоряюще». Согласны ли вы с такой оценкой искусствоведа?

Приведите конкретные примеры памятников древнерусской архитектуры, которые подтверждали бы мнение И.Э. Грабаря. (Приложение2, слайды №№ 9, 10)

V. Подводятся итоги по достижению целей урока; выставляются оценки наиболее активным учащимся.

VI. Домашнее задание.

Литература:

  1. Волобуев О.В., Клоков В.А. и др. «Россия и мир» 10 кл. М. 2006.
  2. Данилова Г.И. «МХК. От истоков до XVII века» 10 кл. М. 2004.
  3. Игнатов А.В.. Методическое пособие. М. 2005.