Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Поэма М.Ю. Лермонтова "Мцыри" как романтическое произведение

Разделы: Преподавание литературы


Цель: провести лингвопоэтический анализ поэмы.

Задачи:

  • рассмотреть поэму как романтическое произведение в единстве формы и содержания;
  • воспитывать у учащихся такие нравственные качества, как мужество, стойкость, патриотизм, чувство собственного достоинства.

Ход урока

I. Звучит музыка Бетховена. (Соната “Патетическая”.)

II. Отрывок из “Мцыри”. (Читает учитель.)

Я мало жил, и жил в плену…

И о прощенье не молю.

III. Вступительное слово учителя.

– Мы услышали сонату Бетховена “Патетическая” и страстный, взволнованный, исполненный пафоса отрывок из поэмы “Мцыри”.

Что, по вашему мнению, их объединяет? (Пафос, настроение, ритм. Оба эти произведения романтические.)

IV. Беседа с учащимися. Когда возникло это направление? Под влиянием чего?

Учитель: Романтизм? Что это такое? Дайте основное определение?

– Романтизм (фр. “романтике”– таинственное и странное, нереальное)…

– Имеют ли что-то общее эти слова в лексическом значении? В чем разница?

– Когда возник романтизм как эстетическое направление?

– Назовите основные признаки романтических произведений.

– Каким было главное желание романтиков? (Желание безграничной свободы, личной и гражданской независимости, желание ощутить себя личностью.)

Учитель: Знаменем французского романтизма стал Эжен Делакруа. В 1831 году он написал картину “Свобода, ведущая народ”, или “Свобода на баррикадах”.

(Картина “Свобода, ведущая народ” закрепила победу романтизма во французской живописи).

Рассказ о картине ученика.

– Какое искусство стало главным в романтизме? (Музыка.)

– Почему? (Безграничные возможности выражения необъяснимой словами жизни человеческой души.)

– Каких композиторов-романтиков вы знаете? (Бетховен, Шуман, Шопен.)

– Какова главная тема романтических произведений в музыке? (Тема свободы.)

Рассказ ученика о 3-й симфонии Бетховена.

(Девиз Бетховена: “Через борьбу к победе!” Это значит: надо бороться, чтобы победить. Это значит: побеждает тот, кто борется. Борьба героя за свободу и счастье людей составляет содержание Третьей симфонии…Вначале Бетховен назвал симфонию “Бонапарт”. Ему казалось, что именно Наполеон станет героем революционного народа, поведет его к освобождению. Симфония была уже почти закончена, когда Бетховен узнал, что Наполеон объявил себя императором. “Теперь он будет топтать ногами все человеческие права, следовать только своему честолюбию! – гневно вскричал композитор. – Он будет ставить себя выше всех других и сделается тираном!” Схватил заглавный лист, разорвал, на чистом листе нотной бумаги написал новое название: “Героическая симфония”. Император не мог быть героем Третьей симфонии.)

V. “Мцыри” – последняя романтическая поэма Лермонтова.

– Слово учителя:

– Сюжет поэмы, идея, конфликт, композиция, язык, ритм связаны с образом главного героя, с миром его стремлений и переживаний. Попробуем ее проанализировать в единстве формы и содержания и доказать, что это романтическое произведение.

1. Выступления учащихся с индивидуальными сообщениями.

(Ученики готовят индивидуальные сообщения исследовательского характера.)

а) Романтическое название (романтизм – ит. “таинственное”). Выступление учащегося.

(“Мцыри” – имя “темное” героя остается неизвестным читателю. А экзотическое наименование, используемое только в заглавии, Лермонтовым объяснено в примечании: “Мцыри” – на греч.яз. “неслужащий монах”, нечто вроде “послушника”. Первоначальное название – “Бэри” (по груз. “монах”). “Мцыри” означает не только “послушник”, но и “пришелец”, “чужеземец”, “одинокий человек”.)

б) Какие жанры преобладали в романтической литературе? Выступление учащегося.

(Лиро-эпическая поэма. Ее жанровые признаки…)

Учитель: В романтической поэме наблюдается преобладание лирического над эпическим? Почему?

2. Эвристическая беседа. Романтический сюжет. Композиция романтического произведения.

В чем заключается романтическая ситуация, лежащая в основе сюжета?

– Как вы понимаете значение слова – ниц? (Ниц – нар. “ничком”, “лицом вниз”.)

– Что дают Мцыри три дня, проведенные на воле?

– Какова развязка сюжета? О чем она говорит? Как в ней проявляется романтическое восприятие действительности?

(Развязка: Мцыри просит перед смертью перенести его в сад. Там, среди природы, в виду Кавказа, он рассчитывает на какой-нибудь привет прощальный с родины, которой так и не достиг. (“И с этой мыслью я засну и никого не прокляну!”)

Зачем говорить о проклятии? С какими чувствами, настроением умирает Мцыри?

(Мятежный Мцыри предупреждает монахов о возможности проклятия, если они не выполнят его последнюю просьбу. Ни малейшего смирения, мятеж, угроза!)

3. Аналитическая беседа с классом.

Учитель: Где происходит место действия? Почему?

(Место действия – Кавказ. Пейзаж как романтический фон. Вольная, мощная природа Кавказа родственна душе героя.)

– Представим обстановку, где будет развиваться действие поэмы.

1. Ваши представления о Кавказе. Кто там был? Какие эпитеты к природе Кавказа можно подобрать?

2. Рисунки Лермонтова. Какая природа на них изображена? (Просмотр рисунков поэта.)

(Дикая, величественная красота Кавказа. Мысль о гордых, вольных людях, которые должны населять этот край.) Индивидуальное выступление учащегося об истории создания рисунков Лермонтова.

3. Учитель: Сравним рисунки Лермонтова с описанием Кавказа в поэме. На что обращает внимание Мцыри?

(Мцыри обращает внимание на ее величие и грациозность. Юношу привлекает могущество, размах кавказской природы, его не пугают опасности, таящиеся в ней…

Романтический пейзаж: пышные поля, холмы, “груды темных скал”, “предгорья” – горные хребты, “причудливые, как мечты”, “седой, незыблемый Кавказ”, там родина. Пейзаж экзотичен.)

Учитель:

– Белинский В.Г. в статье “Стихотворения Лермонтова” писал: “Можно сказать без преувеличения, что поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у грома, гул у ветров, – что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда он писал эту поэму …Картины природы обличают кисть великого мастера”.

Проанализируем отрывок из поэмы “Я видел горные хребты …”, подтвердим высказывание Белинского.

– Учащиеся называют тропы: необычные сравнения, красочные эпитеты, олицетворения, метафоры (метафорические образы как воплощение красоты мироздания, упоение ею героя).

Учитель: Какое подобие человеческой жизни видит Мцыри в природе. И как она помогает ему открыть смысл жизни?

(Вольность. Все в этом естественном мире существует свободно, человек тоже рожден для воли, без которой не мыслит ни счастья, ни самой жизни. Природа – прообраз человеческого мира. Мцыри ощущает счастье и радость от общения с миром природы. Многообразие и богатство пейзажа подчеркивает монотонность монастырской жизни, обстановки. Романтический пейзаж условен.)

4. Учитель: “В романтической поэме в центре находится романтический герой”

– Каков он?

(– Исключительный характер – бунтарь – в исключительных обстоятельствах…)

– Беглый монах. (Бегство – протест против оков, наложенных на него обществом).

– Могучая личность, противостоящая окружающему миру, бросившая ему вызов.

– Ценит прежде всего свободу (“пламенная” страсть делает его исключительным).

– Мятежная душа.

– Одинок (его не понимают).

– Могучий дух…

– Слаб физически, но вынослив.

– Горд, недоверчив.

– Целеустремлен.

– Смел и бесстрашен.)

Учитель: На что большее внимание обращает автор: на внешний облик или на внутренний мир?

(Ответы учащихся)

Учитель: В чем необычность, исключительность обстоятельств, в которые попадает Мцыри?

(– Внимание не на внешних событиях и внешнем облике, а на внутреннем мире. Судьба с детства обрекла его на унылое существование, которое чуждо его пылкой натуре. Оставшись в монастыре, ты отказываешься от свободы и родины, становишься обреченным на вечное рабство и одиночество.

– Он лишен всего, что приносит человеку радость, счастье, у него нет родины, дома, родных.

– Представления о свободе у Мцыри связаны с мечтой о возвращении на родину. Он мечтает о “чудном мире тревог и битв”.)

5. Учитель: При описании трех дней Мцыри Лермонтов дает много описаний природы?

Для чего?

(– Обилие картин природы необходимо, с их помощью описывается душевная широта (умеет воспринимать природу). Романтический герой сливается со стихией.

Счастье видит в дружбе “краткой, но живой, меж бурным сердцем и грозой”.)

– Вывод:

– Пейзаж помогает раскрыть характер Мцыри, становится одним из способов создания романтического образа.

Учитель:

– Мы уже сказали, что Мцыри привлекает в природе величие, красота, свобода …

Что символизируют препятствия, встречающиеся в природе на пути Мцыри?

(– Преграды в естественной жизни человека.)

– Учитель:

– В каком эпизоде больше всего выражено бесстрашие, презрение к смерти, страстная любовь к жизни, жажда борьбы, не страх, а мужество? Что символизирует этот эпизод?

(Бой с барсом. Мощь человека, его духа. Барс – мощь и злая сила природы. Сила героя гиперболична. Поединок силы физической с силой духа.)

Учитель: – Природа способна дать человеку высочайшее наслаждение, но она может быть безжалостной, почти враждебной.

– Выступление учащегося с исследовательской работой: “Какой описывается природа в момент, когда Мцыри вернулся к монастырю? Почему?”

(В минуты, когда Мцыри понял, что снова вернулся к своей “тюрьме”, природа, как бы разделяя его отчаяние, спит “в оцепенении глухом”, не даря герою ни одного отрадного впечатления или звука: “Хотя бы крикнул коростель…” Все образы 22 строфы олицетворяют враждебность: “иссохший лист”, свившийся над головой героя “терновым венцом”, земля дышит в его лицо огнем, шелестит и мечется змея” (9 строфа – нет страха, 22 строфа – трагичность.)

Учитель: – И в конце поэмы вновь для Мцыри главный мотив ухода – слияние с природой хотя бы в грезах. О чем он мечтает и просит?

Учитель:

– Для чего употребляет Лермонтов сравнение Мцыри с тюремным цветком? Почему гибнет Мцыри?

Учитель:

– Что узнал Мцыри о себе на свободе?

(– С новой силой проснулась в нем любовь к родине, понял, что он смел, бесстрашен.)

6. Лирический герой.

Учитель:

– Каков образ лирического героя в поэме “Мцыри”? (Поэт передал Мцыри свои мысли о жизни, о ее цели.)

– Докажите, что взволнованная эмоциональная речь Мцыри с необыкновенной силой выражает его пылкую, вольнолюбивую натуру.

(– О, я как брат …)

– Докажите, что гибель этой мечты рождает у него отчаяние, но в отчаянии Мцыри оказывается не слабым, беззащитным, а гордым и отважным человеком, отвергающим жалость и сострадание.

– Каким мы видим Мцыри в конце поэмы? О чем он мечтает? Почему просит похоронить себя в саду? Раскаялся ли он в своих стремлениях и поступках?

– Когда мы говорим о великой любви Мцыри к Родине, о желании быть с ней, мы вспоминаем еще одного романтика – музыканта Шопена Фредерика, в своем творчестве он выразил то же желание свободы для своего многострадального народа, то же желание быть на родине, но только родина его несвободна…

Сообщение ученика о Шопене, его “Революционном этюде” и о том, что сближает поэму “Мцыри” и произведение Шопена.

7. Композиция.

Учитель: – Осмыслить, понять этот сильный, мятежный, вольнолюбивый характер помогает типичная для романтического произведения композиция. Какова она?

– Выступление исследовательского характера ученика:

Учитель:

– Почему большая часть поэмы составляет монолог? (Это рассказ о мечтах, Мцыри говорит не столько о внешней жизни, сколько о своих стремлениях, о том, что узнал, почувствовал, о причинах побега).

Учитель:

– Слово “исповедь” имеет следующее значение: “Покаяние в грехах перед священником; откровенное сообщение своих мыслей, взглядов”. В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?

Учитель:

– Какова композиция самого монолога? Что дает такая композиция?

Выступление исследовательского характера учащегося:

1) (3,4,5 строфы) – рассказ о своей жизни в монастыре, он открывает то, что не было известно монахам;

2) рассказ о том, что он увидел “на воле”, “чудный мир”, который контрастирует с мрачным миром монастыря;

3) последние 2 строфы (25-26) – прощание с жизнью Мцыри и его завещание.

– Что дает такая композиция?

(Возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя. Все события показываются через субъективное восприятие героя. Не автор описывает переживания и чувства героя, а Мцыри сам рассказывает о них.)

Учитель:

– Почему истории всей его жизни посвящается лишь одна глава, а трем дням, проведенным на воле, – почти вся поэма? (В монастыре не было жизни, а настоящую жизнь он испытал только на воле).

Учитель: – Покажите это в словах Мцыри?

Учитель: – В чем еще своеобразие композиции? (Композиционный круг: сюжет возвращается к исходной точке, Мцыри же – к монастырской тюрьме. Круг – обреченность, судьба. Рассказ в рассказе.)

8. Что такое конфликт?

Учитель:

– В романтическом произведении конфликт происходит между кем и кем? Чем и чем?

(Между человеком и окружающим миром, между волей и неволей.)

– В основе романтического конфликта – романтическое двоемирие – два мира, которые противопоставляются друг другу. Каковы они в поэме?

(Один из них чужд герою – “мир келий душных и молитв”; другой – “чудный мир тревог и битв”…)

9. Иде