Организация работы по ознакомлению детей с искусством оригами в ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами  в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Программа рассчитана на два года обучения и  предназначена для работы с детьми  в старшей и  подготовительной группах детского сада.

Оригами – это сложение различных  фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Сами эти цветные листы бумаги тоже называют по-японски оригами. Конечно, я понимаю, что у детей сразу не получиться большая, сложная игрушка, но постепенно они научатся складывать фигуры, сначала простые, а потом все более сложные.

Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. [3]

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами. [1]

В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно  происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают  много  нового, что относится  к геометрии и математике. Американский педагог Ф. Фребель уже в середине XIX века заметил геометрическую особенность оригами и ввел его как учебный предмет в школе.

Простейшие способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам, по вертикали или диагонали и последовательном сгибании бумаги  сначала вдоль, а потом поперек, подравнивая стороны к противоположным углам.

По мнению многих авторов, эти действия доступны детям дошкольного  возраста. Также не стоит забывать о том, что оригами развивает мелкую моторику, а,  следовательно, и речь (речевой центр и центр, управляющий  мелкими движениями пальцев, находятся рядом в головном мозге человека, взаимно влияют друг на друга). [3]

Целью программы является ознакомление детей с  искусством оригами,  усовершенствование конструктивных  способностей детей в условиях дошкольного учреждения.

Для достижения этой цели работа  с детьми представлена двумя основными этапами:

I этап – знакомство с искусством оригами, изготовление базовых форм оригами: «книжка», «шкаф», «треугольник», «мороженое», «блинчик», «конфета»; - изготовление простых поделок, доступных детям старшей группы.

II этап – знакомство с условными обозначениями искусства оригами: «перевернуть лист»,  «согнуть и развернуть лист», «сгиб внутрь», «повернуть», «сгиб долиной», «сгиб горой», «складка молния», «вогнуть».

  • изготовление  базовых форм оригами: «двойной квадрат», «двойной треугольник».
  • изготовление  поделок по их схематическому изображению, доступному детям
  • подготовительной  группы.

Задачи I этапа работы

1. Учить детей искусству оригами, развивать мелкую моторику, совершенствуя и координируя движения пальцев и  кистей рук.

2. Учить детей мастерить из бумаги, складывая квадрат в разных направлениях.

3. Научить детей складывать базовые формы «книжка», «шкаф»,  «треугольник», «мороженое», «блинчик», «конфета»

4. Формировать добрые чувства по отношению к близким.

5. Формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.

6. Помочь детям раскрыть свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные, оформительские и театральные способности.

В течение года  рассматриваются  такие  темы: «Знакомство с искусством оригами», «Изготовление базовых форм оригами»,  «Новый год», «Мои любимые сказки», «Папин праздник», «Мамин праздник», «Мои любимые игрушки», «Весна пришла».

К концу первого года обучения дети могут:

  • самостоятельно изготовить и знать основные базовые формы оригами «книжка», «шкаф»,  «треугольник», «мороженое», «блинчик», «конфета»;
  • по образцу изготавливать несложные поделки.

На II этапе работы определены следующие задачи:

1. Продолжать  учить детей искусству оригами, развивать мелкую моторику, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук.

2. Познакомить детей с условными обозначениями, которые используют в искусстве оригами.

3. Учить детей работать со схематическим изображением поделки.

4. Познакомить на практике с основными  геометрическими понятиями.

5. Продолжать формировать самостоятельность, уверенность в себе,  самооценку.

6. Развивать память и внимание.

7. Развивать творческие способности и исследовательские навыки.

Программа второго года обучения включает в себя разделы по ознакомлению с условными обозначениями  и параллельно знакомит детей со схематичным изображением работы.

К концу второго года обучения дети могут:

  • различать  условные обозначения оригами;
  • знать названия условных обозначений искусства оригами;
  • применять  в работе условные обозначения оригами;
  • изготавливать базовые формы и простые поделки по схеме и образцу.

К концу обучения по данной программе дети могут:

  • различать и применять в работе базовые формы оригами «книжка», «шкаф», «треугольник», «мороженое», «блинчик», «конфета» и условные обозначения  искусства оригами «перевернуть лист»,  «согнуть и развернуть», «сгиб внутрь», «повернуть», «сгиб долиной», «сгиб горой», «складка молния», «вогнуть»;
  • выполнять работу по схематическому изображению поделки;
  • придумывать поделки;
  • проявлять творчество и самостоятельность.

У детей развито внимание и память, конструктивные способности и желание работать самостоятельно.

Принципы реализации программы:

1. Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.

2. Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.

3. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.

4. Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.

5. Принцип личностно-ориентированного общения. В  процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом,  а не просто пассивно перенимают его опыт.  Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Методы работы  по программе «Оригами»:

1. Наглядные:

  • рассматривание образцов, схем;
  • демонстрация  иллюстраций по теме занятия;
  • наблюдение.

2. Словесные:

  • чтение художественной литературы;
  • беседы;
  • объяснение и обсуждение хода работы;
  • подбор стихотворений по различным темам.

3. Практические:

  • индивидуальная работа детей;
  • совместная деятельность взрослого и детей;
  • опора на личный опыт детей.

При выполнении поделок из бумаги, для более успешного освоения материала процесс изготовления поделок разделен на ряд последующих операций:

  • Знакомство с образцом готовой игрушки;
  • Анализ схемы с выполнением одной операции;
  • Одновременное складывание игрушек;
  • Оказание индивидуальной помощи на начальном этапе и в дальнейшем по требованию.

Работа с родителями

Предусматривает регулярное  индивидуальное консультирование,  проведение родительских собраний, совместное выполнение работ родителей и детей  с целью ознакомления родителей с особенностями оригами, способами изготовления поделок и т.д. Разработан цикл консультаций по темам:

«Что такое «оригами?»,  «История искусства оригами», «Поделки своими руками»,

«Рука развивает мозг».

В качестве контроля на каждом этапе работы проводится диагностика уровня развития детей посредствам искусства оригами  c целью проверки эффективности проведенной работы. Диагностическая работа   строится исходя из основных задач каждого этапа.

Формы реализации программы

Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам.

Большая роль в реализации программы отводится совместной деятельности педагога с детьми. В совместной деятельности педагог широко использует дидактические, театрализованные игры с детьми, которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности – игровую, формировать у детей соответствующие программным задачам знания и навыки.

Большая роль отводится прослушиванию литературных и музыкальных произведений, так как наиболее эффективное воздействие оказывают на детей средства эстетического воспитания.

С целью поддержания интереса детей предлагается проводить различные мероприятия:

  • осенняя ярмарка;
  • выставка «Новый год у ворот»;
  • изготовление подарков к различным праздникам;
  • творческие отчеты детей;
  • театрализованные представления.

Литература

1. Соколова С.В.  Оригами  для дошкольников.  Методическое пособие для воспитателей ДОУ./ «Детство-пресс», СПб 2001г.

2. Долженко Г. И. 100 оригами./ «Академия развития», Ярославль 2004г.

3. Сержантова Т.В. Оригами для всей семьи./ «Айрис-пресс», М., 2003г.

4. Соколова С.В. Сказки оригами. / «Эксмо», М., 2004г.