Урок чтения "Формула счастья по К.Г. Паустовскому"

Разделы: Начальная школа


Исследовательская работа

Цели:

  • познакомить с произведением К.Г. Паустовского “Растрёпанный воробей”;
  • развивать умение работать с художественным текстом,
  • анализировать его; развивать интерес к исследовательской деятельности;
  • обучаться работать в группе и индивидуально по плану;
  • воспитывать любовь к природе, к окружающему миру; чувство сострадания к “братьям меньшим”.

Объект исследования: сказка К. Г. Паустовского “Растрепанный воробей”.

Предмет исследования: проблема человеческого счастья в сказке.

Участники: учащиеся 3 класса.

Время выполнения: 2-3 недели.

Результаты : вся собранная информация используется на уроке.

Для работы дети разделены на три группы:

  • литературоведы,
  • художники,
  • музыканты.

План работы:

I. Литературоведы должны:

  1. Провести словарную работу:
  • бескорыстие,
  • ирония,
  • любознательная,
  • любопытная,
  • любопытство,
  • патриот,
  • патриотизм,
  • пейзаж,
  • путешествие,
  • путешествовать,
  • странник,
  • странствовать,
  • рассказ,
  • рыцарь,
  • сказка,
  • счастье,
  • юмор.
  1. Разрешить задачу:
  2. Левитан – Поленов – Паустовский

    Почему эти имена в одном ряду?

    Изучить их творческий путь.

  3. Составить характеристики героев, в которых дать ответ на вопрос, “что такое счастье” для каждого из них (мини-сочинения).
  4. Установить взаимосвязи между героями (составление графической схемы).
  5. Подобрать к этой схеме метафору.

  6. Выявить художественные средства, использованные в произведении.
  7. Перечитать сказку Ш. Перро “Золушка”.

II. Художники должны:

  1. Выполнить рисунки к сказке, отразив особенности пейзажа Паустовского (пейзаж Паустовского = цвет + звук + вкус).
  2. Рассмотреть на фотографии здание Большого театра в Москве, используя при этом его описание в сказке.
  3. Изучить научные сведения о вороне. Знания о вороне представить в аппликации. Составить коллективный рассказ о вороне. Сравнить научное описание вороны с художественным изображением в сказке.

III. Музыканты.

  1. Прослушать музыку для балета С. Прокофьева “Золушка”. Подобрать в сказке отрывок, соответствующий сцене выступления мамы в театре.

Методы исследования:

  • анализ,
  • информация из книг и журналов,
  • наблюдение,
  • обобщение,
  • сравнение

Урок чтения

(К.Г. Паустовский. “Растрёпанный воробей”)

Цели:

  1. Учить детей составлять характеристики героев, находить в тексте олицетворения, сравнения, то есть художественные средства изобразительности, которые использует автор; познакомить с особенностями характеристики Паустовского (предельная краткость), а также пейзажа (звук + цвет + ощущение); рассмотреть особенности построения сказки, учить составлять свой сценарий.
  2. Воспитывать любовь к природе, к окружающему миру, чувство родства к нему, сострадания к “братьям меньшим”.
  3. Развивать ассоциативное мышление, внимание, память.

Оборудование:

  • Репродукция картины В.Д. Поленова “Московский дворик”.
  • Запись финала балета “Золушка”.
  • Портрет К.Г. Паустовского.
  • Рисунки детей.

Оформление доски:

  • К. Г. Паустовский. “Растрепанный воробей”.
  • “Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости”. К. Паустовский.
  • Портрет Паустовского (в конце урока).
  • План (на обратной стороне доски).
  • Репродукция картины В.Д. Поленова “Московский дворик”.
  • Рисунки детей.
  • Лист бумаги, клей, ножницы, фломастеры (для практической работы).

Ход урока

I.Постановка целей урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  • Продолжаем работать со сказкой К.Паустовского “Растрепанный воробей”.

Приложение 1.

  • Прочитать слова писателя (эпиграф урока).

Как понимаете?

Приложение 2.

  • В кого, во что будем всматриваться, вслушиваться?

Пишет на доске:

  1. Характеристики героев.
  2. Их взаимосвязь.

    Художественные средства.

  3. Особенности построения.
  4. Пейзаж Паустовского.

 

 

 

Этот текст нужно не просто читать, а вчитываться, всматриваться, т.е. быть очень внимательными, и тогда мы увидим что-то новое для себя.

Будем всматриваться в героев, в их взаимоотношения, наблюдать художественные особенности текста.

II. Упражнение на (ассоциативное) запоминание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  • Запомните загадку. Чтобы лучше запоминать, предлагаю рисовать по ходу чтения.

Длинноногий,

длинноклювый,

длинношеий, серый,

а затылок голый, красный.

Ходит по болотам грязным.

Ловит он лягушек,

бестолковых попрыгушек.

  • Кто это?
  • Кто запомнил?

Повторите.

 

 

 

  • Дети рисуют.

III. Работа по намеченному плану.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель пишет на доске и говорит:

- Левитан – Поленов (художники)Паустовский (писатель)

- Почему они сегодня в одном ряду?

Приложение 3.

- Почему именно картина Поленова сегодня на уроке?

Рисунок 1.

В соответствии с планом составим характеристики героев.

Приложение 4

- Перечислите героев.

 

- Предлагаю схематически изобразить каждого героя точкой.

- Кого поместим в центре?

Обратите внимание на заглавие.

- А рядом?

- Какая она? (выборочное чтение)

 

- Прочитайте слова – названия действий.

 

Рассказчик обращает внимание на возраст вороны, приглашает нас улыбнуться, но не торопится осуждать её, заставляет читателя всматриваться, вслушиваться.

 

 

Они учили видеть прекрасное в обыкновенной, повседневной, будничной жизни.

Действие сказки происходит в Москве, в одном из обычных городских квартир, похожих на те, которые изображены на картине Поленова.

 

 

 

Мама, папа, Маша, Петр, милиционер, ворона, воробей Пашка, рассказчик.

 

Воробья.

Ворону.

Седая.

Сварливая – ворчливая, склонная к ссоре.

Злая – случай с Пашкой.

Не моргая.

Взлетала.

Протискивалась – неуклюжая.

Хватала.

Удирала – опасность.

IV.Практическая работа.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Вы заметили, что в сказке нарушен хронологический порядок событий?

Представьте себя сценаристами. В каком бы вы порядке расставили все события?

  - Рассказать по схеме (на доске), как взаимосвязаны герои сказки.

Приложение 6.

- Пейзаж.

Приложение 1.

- Пейзаж у Паустовского просится на бумагу.

- Почему? Докажите текстом.

- Расскажите по своим картинам, что вы изобразили.

 

Рисунки 5, 6, 7, 8, 9

 

- Художественные средства?

 

Приложение 7

 

Работа с иллюстрациями в учебнике.

- Рассмотрите иллюстрацию, подберите подходящие строки и выразительно прочитайте.

- Прослушайте отрывок из балета “Золушка”.

- Какое чувство вы испытывали, слушая музыку? Назовите одним словом.

- Большая радость – что это?

Перечисляют события в том порядке, как они изложены в сказке.

1. Мама танцует в театре.

2. Папа уезжает на войну, потом на Камчатку.

3. Маша с Петровной дома, уходят умываться, в это время ворона ворует колбасу, сахар.

4. Ворона летит в ларек.

5. Милиционер, Маша, Петровна.

6. Воробей у Маши дома.

7. Набеги воробья к вороне в ларек.

8. Мама достает букет.

9. Вечер, с которого начинается сказка (Маша у окна. Залетает воробей, ворует букетик).

10. Мама плачет. Воробей слышит.

11. Сборы в театр.

12. Начало спектакля.

13. Сцена драки.

14. Конец спектакля – вылетает воробей.

15. Вечерний разговор Маши и мамы.

В нем много цвета.

Читают отрывки из текста, учась пользоваться термином “пейзаж”, связывая его сначала с художественным, а затем живописным произведением.

 Олицетворения – с.14-15, сравнения – с.23 9 (конец)

 Выразительное чтение отрывка, соответствующего иллюстрации.

Прослушивание финала балета.

Делятся впечатлениями.

Это слово – счастье.

VI. Итоги.

Обратимся к схеме.

Приложение 6

- Подберите к этой схеме метафору.

Приложение 8

- Рассказчик – Паустовский – почти одно лицо

- Рассмотрите портрет.

Рисунок 10

- Прочитайте: Рыцарски благородный, скромный, деликатный, сердечный и в то же время прямой человек”.

К.И.Чуковский.

Приложение 1, 9.

- Прочитайте слова Дагни Педерсен (конец рассказа “Корзина с еловыми шишками”).

Вселенная – Солнце – планеты.

Солнце – это рассказчик, щедро согревающий своим теплом героев сказки. А планеты – это герои сказки, каждый из них – свой загадочный, таинственный мир.

 

 

 

 

“Благодарю вас за щедрость, за то, что вы открыли передо мной то прекрасное, без чего не может жить человек”.

См. также приложение 5.

img2.jpg (43054 bytes)

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

Список литературы

1.Н.И.Кузнецова, М.И. Мещерякова, И.Н.Арзамасцева. Детские писатели (справочник для учителей и родителей). Издательство Баллас и С-Инфо, 1995, с.93-96.

2. Мальцева Ф.С. Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. – М.: Искусство, 2002.

3. А. Онегов. Школа юннатов. М. “Детская литература”, 1980, с.372-378.

4. С.И.Ожегов. Словарь русского языка. Под редакцией члена-корреспондента АН СССР Н.Ю.Шведовой. М. “Русский язык”. 1985.- 797 страниц.

5. К. Паустовский. Золотая роза. Повести, рассказы. М. Советский писатель, 1983.

6. К. Паустовский. Лавровый венок . /Составитель Г.А. Арбузова.- М.: Молодая гвардия, 1985.- 478 страниц.

7.Э.В. Пастон. Русские живописцы XIX века.- Л.: Художник РСФСР, 1991.