Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Программа "Творческое конструирование из бумаги (оригами) 5 – 7 лет

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка.

Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.

Разработка тонких и точных движений необходимо ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать.

Программа "Творческое конструирование из бумаги /оригами/, как средство дополнительного образования дошкольников" поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без клея и ножниц.

Программа развивает активный творческий поиск, прежде всего, для самих воспитателей, Именно развивая и совершенствуя свои умения в складывании и конструировании, воспитатель сможет привить интерес к оригами у детей.

Программа рассчитана на три учебных года с детьми от четырех до семи лет, обосновывает определенное количество занятий в год. Раскрывает широкие возможности применения оригами не только на занятиях по конструированию и ручному труду, но и на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим, рисованию, математике.

В программе указаны основные цели и задачи обучения. Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами за весь период обучения.

Программа знакомит с необходимым оборудованием для занятий и совместной деятельности. Поможет ввести детей в мир искусства оригами с помощью исторических сведений и фактов.

В программе представлены методические рекомендации по ознакомлению и обучению детей с оригами, учетом их возрастных особенностей. Программа способствует развитию знаний, умений, навыков, необходимых для обучения в школе.

Методические рекомендации

Занимаясь с детьми дошкольного возраста, желательно показывать, как складывается фигурка, передавая "секрет" складывания из рук в руки. Для этого необходимо вначале самим освоить сборку той или иной модели. Хорошо начинать занятия с показа качественно выполненного образца, с демонстрации красивых и сложных моделей, рассказывал: об оригами, чтобы заинтересовать детей.

Работать желательно с большим квадратным листом 16x16 или 20x20, медленно показывая каждый шаг, разъясняя ориентиры на листе: верхний край, нижний, центральная линия, угол, складка, сторона и т. д. За одно занятие дети обычно осваивают одну фигурку. Чем младше дети, тем малочисленней должна быть группа занимающихся одновременно детей.

  • для средней группы 4-6 человек.
  • для старшей группы 6-8 человек.
  • для подготовительной к школе группы 8-10 человек.

Старших детей лучше сразу учить читать схемы складывания моделей Обучение оригами ведется в форме занятий, совместной деятельности воспитателя и детей, индивидуальной работы с отдельным ребенком.

Содержание работы:

Тематический план изучения.

Таблица № 1.

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ ФОРМЫ РАБОТЫ КОЛИЧЕСТВО ЗАНЯТИЙ В ГОД
Отработка моделей Создание творческих работ
1. Методические рекомендации Отработка моделей образцов    
2.. Концептуальные основы конструирования Семинары, консультации, творческие отчеты, ГМО.    
3. Роль оригами в развитии дошкольников Беседы для родителей    
Для средней группы

Для старшей группы

Выставки детских работ 18 18
27 18
Для подготовительной группы 36 18

Средняя группа

Общие задачи на год обучения:

  1. Изготовление квадрата, деление его на две равные части.
  2. Знакомство с геометрическими понятиями, квадрат, прямоугольник, треугольник, угол.
  3. Владение ножницами.
  4. Знакомство с искусством оригами.
  5. Желание работать с бумагой.

Таблица № 2.

Количество занятий в квартал Технические навыки Примерные темы занятий Связь с другими видами деятельности Совместная и индивидуальная работа
I квартал

6 занятий по отработке моделей в первую половину дня

6 занятий по созданию работ

Учить разрезать бумагу по прямой воображаем ой линии

сгибать готовый квадрат пополам, совмещая углы и стороны

Елка, гриб, бабочка

"Кошелек" "Бабочка" "Веер" "Мышка"

Знакомство, с окружающим

•Беседа "Что такое оригами"

•Аппликация

•Рисование

•Развитие речи

Резание: разноцветные ленточки,

Складывание: шапочка, шлем

II квартал

6 занятий

то же

6 занятий

то же

Учить самостоятельно делать
квадрат совмещением смежных сторон

Сгибание боковых острых углов в разных направлениях

Закрепление складки

Рыбка, лягушонок.

"Маска, лисы, собаки, курочки".

•Отработка
моделей

•Развитие речи

•Знакомство с обитателями моря

•Отработка моделей,
аппликация

Контурное вырезывание: цветы, деревья Складывание: украшаем группу оригами

Коллективная работа: "Океан" "Царевна-лягушка"

III квартал

6 занятий

то же

6 занятий

то же

•Формируем
квадрат

•Сгибание сторон к центральной
линии

•Складывание модели пополам

•Корректировка модели ножницами

Маски "Медведя"

"Волка"

"Воздушный змей"

"Самолетик"

"Лодочка с парусами"

•Развитие речи

•Отработка
модели

•Рисование

Вырезывание:

осьминожки

(коллективная аппликация)

Складывание:

атрибуты к подвижным играм

Старшая группа.

Общие задачи на год обучения.

1. Развить умение ориентироваться на листе бумаги. Подвести детей к пониманию и запоминанию необходимых терминов и понятий.

2. Создавать оригами, выполненные многократным складыванием углов

3. Развитие произвольного внимания в процессе обучения.

4. Подводить детей к самостоятельному занятию по складыванию оригами.

Таблица № 3.

Количество занятий в квартал Технические навыки Примерные темы занятий Связь с другими видами деятельности Совместная и индивидуальная работа
I квартал

9 занятий по отработке моделей

6 занятий во второй половине дня

  • сгибать углы
    навстречу друг другу
  • умелая работа ножницами
  • отгибание угла от нижнего сгиба и деление его пополам, оборачивание заготовки левым углом
  • частичное разворачивание угла по отработанным линиям
"Грибок"

“Домик”

“Самолет”

“Вертушка”, “Синица” “Ворона”,

“Кролик”

  • Конструирование
  • Аппликация
  • Математика
  • Ознакомление с окружающим
  • Животный
    мир Антарктиды
Контурное

вырезание:

резание по круговой линии "Солнышко"

Складывание: стаканчик,

бабочка

Коллективная работа:

Птицы,

Транспорт.

II квартал

9 занятий по отработке моделей

6 занятий по созданию коллективных и творческих работ

Сгибание боковых сторон к линии деления.

Учить формировать плавники

Учить вкладывать
внутрь боковые треугольники путем многократного складывания углов

Учить формировать клюв сгибом внутрь, голову сгибом

“шапочка”.

"Акула"

"Скалярия"

"Лебедь"

" Елочка" "Кошелечек"

Ознакомление с окружающим.

Отработка модели.

Аппликация.

Рисование.

Резание аппликативных заготовок, сложенных пополам: листики,

бабочки.

Складывание: "Утка".

Коллективная работа:

Украшаем группу к новому году

III квартал

9 занятий для первой половины дня.

6 занятий во второй половины дня

•Проводить сгибание углов с обоих концов сложенного треугольника, проводить
доработку с помощью
ножниц.

•Закрепление сгиба внутрь: "Шапочка"

•Знакомство со складкой
" Молния".

•Показать практическое применение оригами

" Гвоздика"

" Головастик"

“Бабочка”

1-й вариант,

" Утенок"

" Бабочка

2-й вариант,

" Пилотка"

“Мордочка зайца”

“Пароход”

Коллективная аппликация.

Отработка модели

•Рисование

Беседа

“Мой друг"

(пилотка для друга)

Дополнение к

занятию по математике

Резание:

человечки, цветы.

“Коврик” (из цветных бумажных ленточек).

Складывание:

“Розы”, “Тюльпан”, “Кошелек”

Подготовительная к школе группа.

Общие задачи на год обучения:

I. Оперирование основными понятиями моделирования оригами.

2. Вкладывание внутрь боковых треугольников и сторон.

3. Закрепить складывания "складкой".

4. Создание осознанного интереса к оригами. Развитие самоконтроля и самооценки.

Таблица № 4

Количество занятий в квартал. Технические навыки Примерные темы занятий. Связь с другими видами деятельности Совместная и индивидуальная работа
I квартал

12 занятий по отработке моделей.

1-е половина дня
6 занятий

для создания

коллективных работ.

2-е половина дня

6 занятий

Закреп