Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок в 10-м классе "Кристаллические и аморфные тела"

Разделы: Преподавание физики


Цели и задачи урока:

  • Дать представление о твердых телах , их физических свойствах, особенностях внутреннего строения, различиях в свойствах кристаллических и аморфных тел.
  • Развивать у учащихся наблюдательность, способность анализировать и делать выводы из наблюдаемых явлений, способность обобщать полученные результаты.

Оборудование:

  • Демонстрационное: модели кристаллических решеток; компьютер, мультимедийный проектор, презентация (приложение 2).
  • Лабораторное: коллекции минералов и горных пород, металлов, кристаллов, лупы, микроскопы, насыщенный раствор кристаллического вещества (на каждую парту); раздаточный материал (Приложение 1), самодельный гониометр; инструкции для проведения экспериментов (на каждую команду).

Проведение урока.

Класс разбивается на 4 команды. От каждой команды выбирается представитель в экспертную группу. Каждая команда в процессе урока получает экспериментальное задание, на выполнение которого отводится 5 мин (работа выполняется одновременно). После выполнения задания, представители от каждой команды представляют краткий отчет о своих наблюдениях, отвечают на вопросы. Экспертная группа обобщает выводы и подводит итог по теме урока. Урок сопровождается презентацией.

План урока.

  1. Организационная часть - 1 мин.
  2. Вводное слово учителя - 2 мин.
  3. Беседа об известных свойствах твердых тел - 2 мин.
  4. Лекция учителя - 10 мин.
  5. Выполнение экспериментальных заданий - 5 мин.
  6. Выступления представителей команд - 10 мин.
  7. Заключение экспертной группы - 2 мин.
  8. Фронтальный эксперимент по выращиванию кристаллов -3 мин.
  9. Подведение итогов - 2 мин.
  10. Резерв времени - 6 мин.

ХОД УРОКА

Учитель.

Сегодня на уроке мы начинаем путешествие в мир твердых тел. Известно, что в зависимости от температуры и давления каждое простое или сложное химическое вещество может находиться в твердом, жидком или газообразном состоянии. Человек живет на твердой поверхности Земли, и мир окружающих его вещей - в основном мир твердых тел. В течение многих тысячелетий человек использовал твердые тела в качестве конструкционных материалов в строительных сооружениях. Свойства твердых тел и материалов, которыми располагает общество, во многом определяет уровень его технического развития. Физика твердого тела служит основой современного материаловедения. Она указывает пути создания твердых тел и материалов с требуемыми свойствами, которые важны в технике. Твердые тела чрезвычайно разнообразны как по типам своего внутреннего строения, так и физическим свойствам. Практическая потребность в тщательном изучении физических свойств твердых тел привела к тому, что примерно половина всех физиков на Земле занимается исследованиями твердых тел, созданием материалов с заданными свойствами и разработкой их практического применения.

Вспомните, какие свойства твердых тел вам известны?

Ответы учеников.

  1. Сохранение формы и объема.
  2. Плавится при определенной температуре - температуре плавления.
  3. Имеет упорядоченное внутреннее строение

Учитель.

В технике к твердым телам относят самые разнообразные конструкционные материалы: металлы, камни, пластмассы, стекло и т.д. Общим для них является способность сопротивляться изменению формы, или, как говорят, упругость формы. В физике твердые тела делят на аморфные и кристаллические. Причина такого деления - различия в их внутреннем строении, а следовательно , и в свойствах.

С кристаллическими телами мы часто встречаемся в нашей повседневной жизни: соль, сахар, речной песок, лед, драгоценные камни. Кристаллы отличаются внешними признаками: правильностью формы, наличием плоских граней, симметрией. Это объясняется тем, что внутреннее строение кристаллов - упорядоченное. В расположении молекул существует как ближний, так и дальний порядок. Это значит, что порядок в расположении частиц сохраняется как в малой области, так и на больших расстояниях в любой части кристалла. У аморфных тел существует лишь ближний порядок в расположении атомов. В этом проявляется сходство аморфных тел и жидкостей.

Упорядоченная структура кристаллов называется кристаллической решеткой. Рассмотрим кристаллические решетки некоторых веществ: льда, соли, графита. Установлено, что одно и то же вещество может существовать как в кристаллической, так и в аморфной форме. Тогда в аморфном состоянии в расположении атомов порядок будет нарушен, например, вместо 6-угольников могут быть пяти- или семиугольники.

Существование кристаллических веществ можно объяснить с энергетических позиций. В кристалле молекулы расположены на оптимально близком расстоянии и находятся в состоянии устойчивого равновесия. Устойчивому равновесию всегда соответствует минимальное значение потенциальной энергии. В аморфных телах расстояния между атомами различно, и следовательно равновесие неустойчивое. Можно сделать вывод о том, что вещество из аморфного самопроизвольно переходит в кристаллическое состояние. Примером может служить стекло - со временем стекло