Русский язык. 4-й класс. Сочинение с элементами описания

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Сочинениям обычно предшествует большая и кропотливая подготовительная работа: экскурсии в природу, посещение выставок, прослушивание музыкальных произведений, наблюдение за природой, работа по картине и многое другое.

Использую в своей практике упражнения-наблюдения (понаблюдать за природой во время дождя, понаблюдать за небом, за повадками птиц, за изменениями в природе).

На уроках чтения учу детей выбирать из прочитанных книг, журналов предложения с ярким, поэтичным описанием природы, чувств и переживаний литературных героев.

Эти упражнения помогают детям умело использовать в речи образные слова и обороты, сознательно отбирать самое точное и подходящее слово для выражения своих мыслей.

Великие музыкальные творения учат ребят понимать прекрасное, в каждой фразе слышать звук природы, шум дождя или радость весеннего дня. Прослушивание музыки даёт возможность детям эмоционально, творчески представить картину природы, открыть в ней для себя что-то привлекательное, интересное, заставляющее думать, сравнивать, переживать.

Сочинения по картине: в первую очередь дети должны увидеть, понять, почувствовать замысел художника, смысл картины, её настроение, а иногда и её социальную значимость. Только тогда можно говорить о том, какими способами добился художник воплощения своего замысла.

Очень распространены сочинения о проведённой экскурсии. Но к такому сочинению учащихся надо готовить заранее: объявить тему, нацелить учащихся на то, что запомнить во время экскурсии, на что надо обратить внимание. Так ребята концентрируют своё внимание, являются активными слушателями.

Часто я провожу сочинения по заданному началу или началу и концу. Этот вид работы способствует развитию воображения детей, их фантазии.

В заключение попытаюсь обобщить то главное, что, на мой взгляд, следует применять при подготовке к сочинению:

  1. Не подавлять своим авторитетом личность ученика, не подменять его восприятия, мнения, вкуса своими, в каждом ученике надо воспитывать его самого, как личность, индивидуальность.
  2. Брать для сочинения тему, близкую и понятную ученикам, интересную для них.
  3. Стремиться развивать у ребят воображение, фантазию.
  4. Каждое сочинение нужно тщательно, обдуманно и заблаговременно готовит, и только после того, как ученики научатся писать подготовленные сочинения, можно переходить к неподготовленным творческим работам.
  5. Приучать детей требовательно относиться к слову: к его точности, правдивости, образности.
  6. Обязательно анализировать сочинения в классе при активном участии детей.

Цели. Развитие устной и письменной речи учащихся.

Задачи. Научить работать с книгой, дополнительной литературой, наблюдать за природой, пробудить эмоциональные чувства (чувство радости и печали, чувство восхищения красотой нашей природы).

Оборудование. Этимологический словарь для школьника (автор О.Д. Ушакова); иллюстрации первоцветов, картины весны, фонограмма птичьих голосов, П.Чайковский «Времена года», памятки для проверки сочинения.

Ход урока

I. Организационный момент и сообщение целей урока

Учитель. Сегодня мы будем писать сочинение о весне с элементами описания. Весна прекрасное время года! Издавна в народе называли весну красной, в песнях звали её прийти поскорей с радостью и милостью, с обильным хлебом. О пробуждении природы весной, об её обновлении писали русские поэты. Дома вы готовили произведения, посвященные весне, зачитайте.

Дети читают стихотворения. Звучит музыка П.Чайковского «Времена года».

А.К. Толстой
Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых гроз нетерпеливых ждёт;
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит и поёт.

Ф. Тютчев
Ещё природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну прослышала она
И ей невольно улыбнулась.

Я. Аким
Долго шла весна тайком
От ветров и стужи,
А сегодня – прямиком
Шлёпает по лужам.
Гонит талые снега
С гомоном и звоном,
Чтобы выстелить луга,
Бархатом зелёным!

II. Работа по теме урока

У. По каким признакам можно узнать, что наступила весна?

Д. Сильнее пригревает солнце, тает снег, появляются проталинки, происходят изменения на реке, в лесу, в поле, прилетают птицы, появляются весенние цветы, набухают почки на деревьях.

У. Назовите, какое явление природы описано в отрывке:

Льдины прыгают, кружатся,
Друг на друга громоздятся,
Друг за другом вдоль спешат,
И грохочут, и трещат.

Д. Ледоход.

У. Где можно наблюдать ледоход? Почему это явление так называется?

Д. На реке. Лёд начинает свой ход по реке.

У. Составьте предложение с этим словом.

Д. На реках начался ледоход.
С приходом весны на реках начался ледоход.

У. Объясните смысл следующих строк: «Весна, весна! И всё ей радо…»

Д. Весне радуется всё живое: животные, птицы, цветы, деревья. Весна это время встреч. Птицы возвращаются из жарких стран.

У. Отгадайте загадки:

Нос у него белый,
Сам он чёрный,
Очень проворный.
Друг садов и полей,
Поедает червей. (Грач)

Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждёт.
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет. (Скворец)

В синем небе голосок,
Будто крохотный звонок. (Жаворонок)

Прилетел к нам, наконец
Лучший наш певец.
Дни и ночи на пролёт
Он поёт. (Соловей)

Д. Грач, скворец, жаворонок, соловей.

У. Как можно назвать этих птиц?

Д. Это перелётные птицы, весной они возвращаются из тёплых стран.

У. Прослушайте голоса птиц. Что вы почувствовали? Составьте предложения с этими словами.

Д. С далёких стран летят перелётные птицы.
Прилетели к своим скворечникам скворцы.
С юга к нам вернулись наши пернатые друзья.
В лесу слышны трели птиц.

У. Как люди встречают птиц весной?

Д. Ребята делают скворечники.

У. Весна – красивое время года. Ей посвящали свои произведения писатели, поэты, художники, композиторы. Да весна и сама художник! Как украсила весна чёрную оттаявшую землю?

Д. Травой и цветами – первоцветами.

У. Назовите эти цветы.

Д. Подснежники, медуница, мать-и-мачеха, горицвет, гусиный лук, ландыш.

Учитель на доску вывешивает картинки с изображением этих цветов.

У. Послушайте стихотворение

Цветут подснежники,
Цветут подснежники,
Такие свежие,
Такие нежные.
Трава сухая,
Сухой валежник…
Но, всё меняя,
Цветёт подснежник!
Он первый вестник
Тепла и света,
Весны ровесник,
Весны примета.

У. Как вы понимаете слова «первый вестник», «весны ровесник», «весны примета»?

Д. Первым появляется, одновременно с приходом весны.

У. Почему у этого цветка такое название.

Дети работают с этимологическим словарём.

Подснежник – вырастает на проталинках сразу, как только сойдут большие снега, т. е. из под снега.

У. Какие прилагательные можно добавить, что бы показать красоту подснежника.

Д. Голубенький, чистый, нежный, хрупкий.

У. Составьте предложение с этим словом.

Д. Расцвели нежные подснежники.

У. Следующий весенний цветок – мать-и-мачеха. Дайте объяснение, почему у этого цветка такое название?

Дети работают с этимологическим словарём.

Мать-и-мачеха – название народное. У листьев этого растения есть заметная особенность: одна их сторона мягкая, бархатистая, тёплая – это мать, а другая – скользкая и прохладная – это мачеха.

У. Опишите цветы этого растения. На что они похожи?

Д. На жёлтые или золотые корзиночки.

У. Медуница, сон-трава, ветреница, хохлатка, горицвет, гусиный лук, ландыш. Все эти первоцветы очень любят свет, и поэтому спешат появиться, пока не развились высокие лесные и луговые травы и не распустились листья на деревьях. Однако люди порой бывают, жестоки, рвут охапками эти цветы. Многие из первоцветов стали редкими в наших лесах и взяты под охранУ.

У. Составьте предложение с этими словами так, чтобы в нём были однородные члены предложения.

Д. В лесу появились первоцветы: подснежники, мать-и-мачеха, медуница.

У. После первоцветов оживает весь лес, пробуждаются от зимнего сна деревья. Подберите словосочетания, характеризующие весеннюю природу, лес.

На доске записываются словосочетания: природа пробуждается, нежный наряд, зелёная дымка.

У. Составьте предложения, используя эти словосочетания.

Д. Весною природа пробуждается от зимнего сна.
Деревья надели нежный наряд.
Зелёная дымка окутала лес.

У. О каком времени года мы с вами говорили?

Д. О весне.

У. Придумайте название нашему сочинению.

Д. Весна. Здравствуй, весна! Природа весной.

III. Составление плана предстоящего сочинения

У. Из каких частей должно состоять сочинение?

Д.

  1. Вступление.
  2. Основная часть.
  3. Заключение.

IV. План

У. При обсуждении темы у нас получился план.

  • Солнце согревает землю
  • Изменения на реке, в леcу.
  • Прилёт птиц.
  • Первоцветы.
  • Моё отношение к этому времени года.

V. Словарно-орфографическая работа

На доске записаны слова: со…нце, л…д…ход, скв...рец, грач(ь), с…вей, жав…нок, перв…цветы, п…дсне…ник, мать-и-мачеха, в…сна.

Дети объясняют правописание.

VI. Самостоятельная работа учащихся

У. Ребята, вспомните то, о чём мы говорили и, следуя плану, составьте свой полный, связный рассказ о весне.

VII. Проверка сочинений по памятке

VIII. Чтение готовых сочинений

Учащиеся по желанию читают готовые сочинения.

Примерное сочинение

Здравствуй, весна!
Пришла долгожданная весна. Ярче светит солнце. Тает серый снег. Бегут звонкие ручьи. На реках начался ледоход.
С юга вернулись наши пернатые друзья: грачи, скворцы, жаворонки, соловьи. Ребята повесили на деревьях скворечники.
В лесу расцвели нежные подснежники. Показалась из земли с золотыми корзиночками мать-и-мачеха. Все весело встречают весну.
Люблю весну за её красоту, нежную прелесть, за то, что она дарит нам столько радости!

IX. Итог урока

Рефлексия:

Задание «Продолжи предложение»

  1. На уроке я:
    • Узнал…;
    • Понял…;
    • Научился…
  2. Лучше всего на уроке у меня получалось…
  3. Основные трудности были…
  4. У меня произошли изменения:
    • В знаниях по предмету;
    • В моих творческих способностях.

Памятка 1.

  1. Соответствует ли содержание текста теме?
  2. Не пропущено ли главное, подтверждена ли фактами основная мысль?
  3. Нет ли в тексте лишних факторов, предложений, слов?
  4. Логично ли построен текст, не надо ли что-то переставить?
  5. Хорошо ли связаны между собой части текста и соседние предложения? Выделены ли части текста красной строкой?
  6. Те ли слова отобраны для раскрытия темы? Правильно ли построены предложения?
  7. Интересно и понятно ли все изложение слушателю?

Памятка 2.

  1. Проверь, не пропустил ли ты буквы.
  2. Правильно ли написал безударные гласные?
  3. Проверь слова с парными, непроизносимыми согласными.
  4. Проверь знаки препинания в предложениях с однородными членами.
  5. Не уверен – спроси учителя.