Лирический герой раннего творчества В.В. Маяковского: кто он?

Разделы: Литература


Тип урока: урок изучения нового материала

Технологии, используемые на уроке:

  • создание проблемной ситуации;
  • мозговой штурм для определения возможных путей решения проблемной ситуации;
  • стилистический анализ текста произведения;
  • составление кластера «Система персонажей произведения»;
  • работа со словарем;

Цель – познакомить учащихся со своеобразием лирического героя раннего творчества В.В. Маяковского.

Задачи:

Образовательная:

  • совершенствование навыков анализа лирического произведения;
  • учить видеть индивидуальные черты поэта;

Развивающая:

  • совершенствование навыков анализа, сопоставления, сравнения;
  • развитие навыков построения монологического высказывания и ведения литературной дискуссии;
  • развитие критического мышления, исследовательских способностей;

Воспитательная:

  • воспитание вдумчивого читателя, бережно относящегося к художественному слову;
  • формирование этических и духовных ценностей у учащихся посредством общения с вершинным произведением великого писателя;
  • формирование активной социальной позиции.

Оборудование, раздаточный материал: тексты, презентация к уроку по биографии В. Маяковского. 

Ход урока:

1. Оргмомент.

2. Вызов.

2.1. Постановка проблемы

Слово учителя. – На сегодняшнем уроке мы начинаем изучение творчества одного из самых противоречивых поэтов – В. В. Маяковского. Завершило «свой нервный бег ХХ столетие. Россию истерзали опустошительные революции и войны, отшумели … словесные базары вокруг имени и творчества поэта. Он отторгал от себя культуру прошлого, и его отторгали от культуры. Его возводили на пьедестал и свергали с пьедестала, им восторгались, его боготворили и славословили, о нем злословили и над ним надругались, его любили и ненавидели. … Никакой идее, никакому делу он не отдавал себя наполовину, он отдавал всего себя или не отдавал ничего. Он пришел в мир для жизни, для борьбы, даже физически он как будто был создан для этого, он перенасыщен энергией действия. … Такого не знала русская поэзия,» - писал Алексей Михайлов в статье «Жизнь Маяковского». Мне хотелось бы, чтобы Маяковский был для вас живым, реальным, думающим человеком, а не книжным персонажем. Тем более что бунтарский дух поэта очень близок мировосприятию подростка.

3. Осмысление.

3.1. Тема урока записана на доске – «Лирический герой раннего творчества В.В. Маяковского: кто он?» Давайте внимательно посмотрим на формулировку темы. Для анализа темы, предлагаю логически следовать за ее формулировкой.

- А что вы знаете о творчестве и жизни В.В. Маяковского? Как вы относитесь к его творчеству?

- Давайте определимся с временными рамками раннего периода творчества поэта и вспомним важные события. (Работа по Презентации к уроку)

- Нам предстоит говорить о лирическом герое. Кто же такой лирический герой стихотворения? (работа с глоссарием и таблицей)

- Кто же такой лирический герой В. Маяковского? В чем заключается своеобразие данного образа?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проанализировать стихотворения. Одним из первых было стихотворение «А вы могли бы?» Давайте послушаем, как его читал автор. (высвечивается стихотворение, звучат слова)

3.2.Анализ стихотворения «А вы могли бы?» (запись на доске)

А вы могли бы?

Я сразу смазал карту будня,

Плеснувши краску из стакана;

Я показал на блюде студня

Косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

Прочел я зовы новых губ.

А вы

Ноктюрн сыграть

Могли бы

На флейте водосточных труб?

1913 г.

- Противопоставление себя окружающему миру;

- Неприятие серенького, обывательского мирка;

- Одиночество лирического героя, противопоставившего себя миру;

- Романтика, свободолюбие, стремление изменить окружающий мир;

- Устремленность в будущее;

- Цель жизни – создать новое искусство, найти новые изобразительные средства, которые соответствовали новому времени

-Итак, какие же черты присущи лирическому герою Маяковского?

3.3. Работа с таблицей.

Но мы не можем судить о своеобразии лирического героя только по одному произведению. Давайте обратимся к другим произведениям этого же периода. Анализируя эти стихотворения, мы будем составлять портрет лирического героя. Итак, перед вами таблица, которую необходимо заполнить цитатами. Мы ее заполняем, пока читаем.

Портрет лирического героя раннего творчества В.В. Маяковского 

Лирические произведения Каким лирический герой видит себя? Каким лирического героя видят окружающие?
Нате! Я – бесценных слов мот и транжир;

Бабочка поэтиного сердца;

Грубый гунн

Глазами самого лирического героя!

Все вы на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь;

Толпа озвереет, будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь.

Ничего не понимают Сказал - спокойный Сумасшедший!

Рыжий!

Скрипка и немножко нервно … скрипка, мы ужасно похожи:

я вот тоже

ору –

а доказать ничего не умею!

Я – хороший!

Влип как!

Пришел к деревянной невесте!

Голова!

- Скажите, что общего в самооценке героя во всех стихотворениях? Как проявляются индивидуальные черты? Как он смотрит на окружающий мир?

- Как окружающие воспринимают лирического героя? Меняется ли их восприятие от стихотворения к стихотворению?

- На чем основан конфликт между лирическим героем и обывателями?

- В чем особенность заглавий этих стихотворений?

- Какие черты своеобразия были выявлены в ходе составления портрета лирического героя? Можем мы дополнить наши записи?

3.4. Краткий анализ стихотворения «Послушайте!»

- Маяковского читать достаточно сложно, но интересно давайте послушаем стихотворение в исполнении О. Басилашвили.

- Какое впечатление на вас произвело данное произведение? Каким лирический герой предстает перед читателями?

- Что волнует автора?

4. Рефлексия

Мини-сочинение и его презентация

- На сегодняшнем уроке мы только начали знакомиться с творчеством В.В. Маяковского. Тем не менее у вас уже сложилось собственное мнение о его творчестве. В своей работе за две минуты выразите свое отношение к лирическому герою раннего творчества В.В. Маяковского.

- Кто готов, поделитесь своими впечатлениями.

- Я так же, как и В.В. надеюсь, что звезды нам будут нужны всегда. Пусть и в вашей жизни состоится встреча с удивительным, ни на кого не похожим поэтом – Маяковским.

5. Домашнее задание:

проанализировать стихотворения (на выбор) по предложенным вопросам.

Вопросы к стихотворению «Нате!»

Подготовьте выразительное чтение стихотворения, проанализируйте его, ответив на следующие вопросы:

  1. Как вы понимаете смысл названия стихотворения? В чем его необычность? К какому стилистическому пласту лексики относится слово «нате»? Какую смысловую нагрузку несет восклицательный знак в заглавии? С какой целью автор дает такое название стихотворению?
  2. Чем обусловлена резкость тона стихотворения? Как В.В. Маяковский относился к буржуазному обществу, его равнодушному самодовольству?
  3. Как строятся отношения поэта и публики, пришедшей на вечер поэзии? В чем смысл противопоставления лирического героя и толпы? Почему лирический герой называет себя «грубым гунном», есть ли для этого основания в стихотворении? А оправдана ли «грубость» поэта? Как вы понимаете строки: «Все вы на бабочку поэтиного сердца| взгромоздились, грязные, в калошах и без калош»?
  4. На какие детали обращает внимание автор, описывая публику? Приведите примеры метафор и эпитетов, которыми характеризуются пришедшие на вечер поэзии?
  5. Каким видит себя лирический герой, только ли «грубым гунном»? Чем можно объяснить противоречия в самохарактеристике лирического героя?
  6. В чем, по вашему мнению, заключается своеобразие лирического героя данного стихотворения?

Вопросы к стихотворению «Скрипка и немножко нервно»

Подготовьте выразительное чтение стихотворения, в котором, по словам З. Паперного, «очеловечены музыкальные инструменты, вернее, не инструменты очеловечены, а люди, одеревенев, стали инструментами, утратив все живое, эмоциональное»; проанализируйте его, ответив на следующие вопросы:

  1. В чем необычность названия стихотворения? Почему поэт дает стихотворению «несуразное», алогичное название?
  2. Какую роль в этом стихотворении играет образ скрипки? Какие человеческие качества она воплощает в себе?
  3. Как звукопись помогает создать характеры других инструментов? Найдите метафоры и эпитеты, характеризующие геликон, тарелку, барабан.
  4. Как к скрипке относятся музыкальные инструменты, публика? Почему скрипка остается в одиночестве?
  5. Каким видит себя лирический герой? Как его воспринимают окружающие?
  6. Что объединяет скрипку и лирического героя? Почему лирический герой отваживается сделать странное предложение: «Знаете что, скрипка?/ Давайте – / Будем жить вместе! / А?»
  7. В чем, по вашему мнению, заключается своеобразие лирического героя данного стихотворения?

Вопросы к стихотворению «Ничего не понимают»

Подготовьте выразительное чтение стихотворения, проанализируйте его, ответив на следующие вопросы:

  1. Как вы понимаете смысл названия стихотворения? В чем его необычность? Почему автор стихотворения так категоричен, резок в своей оценке окружающего мира?
  2. Как вы думаете, почему лирический герой обратился к парикмахеру с такой странной просьбой? Почему это возмутило парикмахера? Какими метафорами автор передает состояние парикмахера услышавшего просьбу клиента? А как вы восприняли просьбу лирического героя?
  3. Согласны ли вы с оценкой окружающих лирического героя? Какие ярлыки навешивает толпа на лирического героя? Объясните причины такого поведения окружающих?
  4. Мы не видим лица людей, только их головы, и слышим толпу. Почему лирический герой не замечает лиц?
  5. В чем причина конфликта лирического героя с окружающими? На чьей вы стороне, чья позиция вам ближе?
  6. В чем, по вашему мнению, заключается своеобразие лирического героя данного стихотворения?