Педагогические раздумья о работе с учебником-хрестоматией "Человек в мировой художественной культуре" под редакцией Ю.А. Солодовникова

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Современное образовательное пространство - сложное явление, объединяющее различные школьные предметы, библиотеки, музеи и т.п.

Нескончаемы споры о содержательной стороне образования, как нескончаемы солнечный свет летом, нудный дождь - осенью, аромат цветов - весной, искрящийся снег - зимой.

Педагогической будущее, думается, - это изменение концепции образования, направленного на формирование человека, отличающегося творческим потенциалом, духовным богатством и гуманистическими устремлениями. Этому подчинено и освоение курса мировой художественной культуры в учебном процессе.

Взволновав, заставить задуматься - такова логика воздействия искусства на ученика.

Уроки МХК направлены на формирование эмоционального, эстетического и нравственного отношения к окружающему миру произведениями искусства и средствами искусства.

Отметим некоторые приёмы работы с текстом литературного произведения:

  • производится комментирование сложных или непонятных слов
  • даётся историческое толкование терминам, фактам
  • обращается внимание на изобразительные средства (сравнение, эпитеты, метафоры и т.п.)
  • соблюдается интонационная специфика строки, присущая античному стиху.

При соблюдении указанных условий можно достигнуть "упоительного" чтения, приносящего радость открытия и понимания эпохи.

Организуя работу учащихся на уроках МХК с литературным или историческим первоисточником, необходимо учитывать их воздействие на воображение, представления, сопережевания (эмоциональные и интеллектуальные), возникающие у учеников.

Необходимо создать такие условия, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно на уроке, становился активным действующим лицом процесса обучения. Практика показала, что это создаётся следующими путями:

  • постановка вопросов на понимание содержания после чтения текста
  • устное "рисование возникших образов или перенесение их на рисунок
  • выяснение эпизодов, фрагментов, особенно запомнившихся и взволновавших
  • побуждение школьников к самостоятельным выводам и обобщениям.

Литературные образы, музыкальные звуки, цветовая гамма помогают ученику на уроках МХК увидеть мир многогранно, понять и полюбить его - так формируется читатель, зритель, слушатель.

Обратим внимание на мир художественных образов и ликов эпохи, который создаётся при изучении литературных первоисточников. От слова к образу, от образа - к эпохе, к пониманию и представлениям о стиле жизни, мыслях людей, их нравах и обычаях.

"Погружение" в эпоху начинается со вступительного слова учителя о литературных памятниках изучаемого периода, выдающихся авторах, о судьбах как произведений, так и их создателей (порой это трагические страницы).

Приступая к работе с литературным источником, учитель продумывает пути и средства создания эмоционально - возвышенной атмосферы в классе, ожидания праздника от общения с шедевром искусства.

Работа с текстом первоисточника - сложный, многогранный путь, который станет радостнее, если:

  • текст читается выразительно, образно самим учителем или специально подготовленными учащимися.
  • используется ассоциативный ряд из других произведений изучаемой эпохи.

Думается, что в процессе работы с текстом создаются условия для развития душевной тонкости, тактичности, отзывчивости, культуры чувств талантливого ученика - читателя.

Приведём примеры работы с текстами первоисточников на уроках МХК.

6 класс. Тема "Проявленная ценность", это первый урок, когда учащиеся читают величайшие литературные памятники - "Одиссея" Гомера и "Метаморфозы" Овидия. Учитель рассказывает о "Мировом древе", "культурном герое", о художественных образах эпохи, о силе воздействия слова и музыки. Это подтверждается странствиями Одиссея, о чем страстно и вдохновенно поведал легендарный древнегреческий поэт Гомер, создатель "Илиады" и "Одиссеи".

Учитель читает текст учебника на, обращая внимание на интонацию распевности, ритмику, свойственному античному стиху. Многообразность, многозвучие, яркость изобразительных средств (эпитеты - "неизбежная" череда, сладкий голос, сладкое пение, светлый луг, роковой голос, гибельное пение; метафоры - ловят чарой, пением очаруют).

Предложено устно "нарисовать" образы, которые они представили во время чтения. Школьники называют сирен, мореходов, корабль. Делается вывод о мужестве Одиссея, сумевшего преодолеть магическую и губительную силу пения сирен. На этом же уроке анализируется миф о Пигмалионе и Галатее как примере великой силы искусства.

Читается и анализируется отрывок из эпоса "Метаморфозы" римского поэта Овидия. Даётся толкование слова "метаморфоза" - превращение, преобразование. После чтения текста проводится беседа с классом: "Что особенно запомнилось и понравилось в тексте? Как понимаете смысл истории, связанной с поэтом? Какие слова особенно запомнились?" Учащиеся называют эпитеты (белоснежная кость, милые вещи, желанный образ), слова с уменьшительно - ласкательными суффиксами (птенчик, камешки, слезинки), выразительно-запоминающиеся сравнения (совсем как живая), динамичные глаголы (резал кость, создал образ, хочет сойти, диву дивится и другие). Школьники говорят, какой они представляют Галатею: прекрасной, нежной, восхитительной, живой.

В курсе МХК для шестого класса много места отводится работе т такими жанрами литературы, как гимн, миф. Как итог работы предлагаем учащимся написать "Гимн Нилу" от лица египетского мальчика, их ровесника. Эти тексты зачитываются и обсуждаются в классе. Так постигается эпоха, её нравы и обычаи, происходит "погружение" в тот далёкий и прекрасный период - пирамид и фараонов.

Учебник - хрестоматия "Человек в мировой художественной культуре" для 7 класса создаёт большие возможности для понимания художественной культуры античного мира. На более высоком уровне даётся понимание произведений Гомера, Гесиода, Эсхила, Еврипида, Вергилия, Горация.

Работа над литературными источниками не должна стать иллюстрацией к пониманию эпохи, а средством проникновения в её глубины и особенности.

Приведём примеры. Тема урока "От хаоса к гармонии". Раскрывая хтоническую мифологию Древней Греции, читаем "Происхождение богов" Гесиода. Текст сложен по лексике, значителен по объёму. Читает его учитель вместе с хорошо подготовленными учениками. В процессе чтения обращается внимание на композицию текста: от Кроноса и Реи до богов - титанов, от отдельных деяний Зевса до его полной победы. Соотношение этого литературного источника с таблицей в тезаурусе помогает учащимся понять хронологию мифологии.

Текст привлекает учащихся масштабностью представленных героев: Кронид и другие бессмертные боги, богини Рея и Гея, славные боги - Титаны.

Поражает учащихся и величие описываемых событий: десять лет сражений, целая сотня чудовищных рук, по пятьдесят голов из туловищ крепких. Запоминающиеся образы - гиперболы: "глухо земля застонала", "широкое ахнуло небо", "великий Олимп задрожал до подножия", "голоса доносились до звёздного неба", "почва кипела кругом".

Анализируя текст "Происхождение богов" Гесиода, учащиеся дают простор своей фантазии, воображению, понимают сложность хтонического периода и неизбежность более высокого уровня развития.

Значительный интерес учащихся вызывает поэма Эсхила "Прометей прикованный" при изучении темы "Дар Прометея". Оправдан приём чтения "по ролям" или инсценирование с элементами костюмов и обстановки. Учащиеся легко постигают драматизм монолога Прометея со слов: "Рассказывать мне тяжело, но и тяжело молчать об этом". Лексика текста понятна, историческая и мифологическая основы изучались на предшествующих уроках. Рационально использовать на этом уроке - исповеди Прометея рисунки, созданные учащимися (Зевс, Гера, Олимп, скала, цепи, орёл). Анализируя текст о Прометея Эсхила, мы предложили учащимся сделать план ответа "Чему научил Прометей людей", затем написали "Гимн Прометею". Эмоциональный отклик у учащихся нашёл отрывок "О свод небес, о ветры быстрокрылые". Учащиеся назвали его "Плач Прометея", ассоциируя с "Плачем Ярославны" из "Слова о полку Игореве". Был отмечен особый настрой текста, томительно щемящий душу.

В процессе работы над текстом трагедии Эсхила о Прометее учащиеся говорили о своём видении и Зевса, и "мудрого героя, страдающего за людей; прослеживали движение от дикости к цивилизации, понимали, что в ходе греческой мифологии появились герои - мученики.

Понимание красоты слова, поэзии стиха античного мира - таков итог работы с литературными источниками на уроке МХК. Учащиеся начинают слышать голос эпохи, видеть живые образы людей, представлять растения, птиц, животных, воспринимать шум моря, гром и молнии.

Работа с литературными источниками даёт возможность взволновать учащихся словом, заговорить так, как говорили люди далёких от нас эпох.