Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок обучения грамоте в 1-м классе. Тема "Буква Х, звуки [х], [х']. "Хлеб - всему голова"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цели:

  • Закрепить умение читать слова с буквой х, , дать характеристику звуку (х),
  • познакомить с трудом и орудиями труда хлебороба.
  • Развивать навык чтения слов и предложений с изученными буквами.
  • Воспитывать уважение к труду, к хлебу, к хлеборобам, к земле.

Ход урока

1. Организационный момент.

1) Гимнастика для глаз: "Филин"

  • Закрыть глаза и держать закрытыми на счет 1-4.
  • Широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль и держать открытыми на счет 1-6.
  • Упражнение повторить 4-5 раз.

2) Артикуляционные упражнения.

Чищу зубы, чищу зубы,
И снаружи, и изнутри
Не болели чтоб они.

Скороговорка.

Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали.

Чистоговорка

Кто хочет разговаривать
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

2. Работа по теме урока.

1) К нам в гости пришел Хомячок. Он принес слово. Но буквы рассыпались, вы должны собрать слово. (рис. 1)

(на доске рисунок хомячка и буквы БЕЛХ. Дети собирают слово ХЛЕБ)

2) Какая первая буква? (буква х) Дайте характеристику звуку, который обозначен этой буквой. (согласный, глухой, бывает твердым и мягким)

3) Кто расскажет стихи о букве х? (Дети рассказывают и получают круг, на котором с одной стороны буква Х, с другой стороны - стихи, скороговорки, загадки, пословицы о хлебе.)

Х - забавная игрушка.
Деревянная вертушка.
Деревянная вертушка -
Ветру вольному подружка.

4) Загадка. (На интерактивной доске стихи. Дети читают.) (рис. 2)

Отгадать легко и быстро
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый.
А бывает подгорелый. (Хлеб).

Правильно, а вот еще стихи:
Хлеб ржаной, батоны, булки (рис. 3)

Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.

(Дети читают и получают круги с буквой Х и с заданием на обратной стороне в течение всего урока за чтение стихов, пословиц, за выполнение всех заданий.)

5) Словарная работа.

Лелеют-уделяют много внимания, жалеют, ухаживают, любят.

А почему люди так относятся к хлебу?

(Дети отвечают.)

6) На доске пословица "Хлеб всему голова" (рис. 4)

(Дети объясняют пословицу, учитель исправляет и дополняет ответы детей.)

Читаем текст на интерактивной доске.

Растения, зерна которых годятся в пищу, называются словом ХЛЕБА. (рис. 5)

(На интерактивной доске рисунки этих растений).

Это пшеница, рожь, ячмень, овес, просо, гречиха, рис, кукуруза, горох, соя.

Основные наши кормильцы - пшеница, рожь и ячмень- имеют и особое название ЖИТО.

Слово ЖИТО народ произвел от слова ЖИТЬ.

Будет жито и жить можно. (рис. 6)

7) Физминутка.

(На доске рисунок хлебного поля)

Ребята, мы пойдем на прогулку к полю.

По дорожке, по дорожке,
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
На лужайку прибежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп, немного отдохнем
И домой пешком пойдем.

Учитель:

С давних времен человек относится к хлебу с уважением. Очень-очень давно первые древние люди нашли зернышки, попробовали их, им понравился их вкус. Тогда люди посадили зернышки и вырастили много зерен, размололи их на крупу, сварили кашу. Каша им понравилась еще больше. Размололи зерна еще мельче, получили муку и впервые испекли хлеб. Это были хлебные лепешки.

Были очень голодные года во время неурожая пшеницы и во время войны, когда маленький кусочек хлеба спасал от голодной смерти.

Как же пришел к нам на стол хлеб?

(Дети рассказывают.)

А легко ли выращивать хлеб?

Прочитаем об этом в белорусской сказке "Легкий хлеб".

(Читают учитель и хорошо читающие дети.)

Слушать нужно очень внимательно, так как потом нужно будет ответить на вопросы:

1) Как выращивал хлеб мужик?

2) Почему так назвали сказку?

(Дети слушают и потом отвечают на эти вопросы. За ответы получают круги с буквой Х и заданием.)

9) Физминутка.

Волшебное превращение.

  • Мы - зернышки. (Присели)
  • Мы - колоски (поднялись, руки вверх, потянулись).
  • Скосили колоски (ладошки сложили, косим пшеницу).
  • Обмололи зернышки (посыпались зернышки, пальчиками постучали по столу).
  • Помололи зернышки в муку (ладошки потерли).
  • Замесили тесто (сжимаем и разжимаем кулачки).
  • Поставили тесто в духовку (присели, медленно поднимаемся, увеличиваемся, руки в стороны).

Вот какой каравай получился!

10) Загадки принес нам хомячок Хомка. (на доске рисунок хомячка)

Загадки эти люди придумали очень давно, они трудные, будьте очень внимательны.

1)

В поле тычинка -
Золотая вершинка.
(Рожь)

2)

Как во поле на кургане
Стоит курица с серьгами.
(Овес)

3)

Не море, а волнуется.
(Пшеница, нива)

4)

Черна, мала крошка,
Соберут немножко,
В воде поварят,
Кто съест - похвалит.
(Каша)

5)

Бьют меня палками,
Жмут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
За то, что очень любят.
(Хлеб)

6)

Меня бьют, колотят,
Режут, ворочают,
А я все терплю
И все добром плачу.
(Земля пахотная)

Молодцы, загадки отгадали, прочтем еще раз отгадки.

(На доске слова: рожь, овес, пшеница, каша, хлеб, земля.) (рис. 7)

Логическое задание:

  • Какое слово лишнее? И почему? (Земля)

Учитель:

Ребята, слово " земля", как обозначающее предмет, лишнее слово, а по смыслу все эти слова связаны между собой, так как на земле вырастают все эти растения. Земля - наша кормилица.

Послушайте стихи о нашей кубанской земле, которые написал кубанский поэт Виктор Подкопаев. (рис. 8)

За курганом седым
Зорька вспыхнула.
Засветилась земля
Счастьем-радостью,
Нивы нежно звенят
Чистым золотом.
Колоски ячменя
Пахнут солодом.
Ветерок шелестит,
Шепчет ласково:
- Нет щедрее земли,