Бинарный интегрированный интерактивный урок "Круговорот углерода в природе и последствия его нарушения"

Разделы: Химия, Биология


Цель урока: на примере круговорота углерода в природе рассмотреть генетическую связь органических и неорганических соединений, влияние соединений углерода на живые организмы и состояние окружающей среды, проследить экологические последствия нарушения природного равновесия.

Задачи урока:

Обучающие:

  1. Обобщить знания учащихся о химических свойствах и биологическом значении соединений углерода на примере оксидов.
  2. Рассмотреть круговорот углерода в природе и последствия его антропогенного нарушения.
  3. Дать понятие “Парниковый эффект”. Познакомится с причинами, последствиями и мерами предотвращения.

Воспитательные

  1. Воспитывать у учащихся навыков самопрезентации.
  2. Воспитывать навыки работы в группе.
  3. Воспитывать ответственное отношение к окружающему миру, своим действиям и поступкам.

Развивающие

  1. Развивать коммуникативную и информационную компетенции учеников.
  2. Развивать целостное восприятие окружающего мира
  3. Развивать навыки исследовательского труда, умения анализировать фактическую информацию и делать выводы.

Оборудование.

  1. Мультимедийный проектор, ноутбук, презентации.
  2. Учебник.
  3. Задания к составлению схемы круговорота углерода в природе.
  4. Реквизит к сказке. Реквизит к упражнению “Парниковый эффект”.
  5. Листы бумаги форматом А3. Маркеры. Тетрадные листы.
  6. Карточки с тестовым заданием. Тетрадные листы.

План.

  1. Презентация “Углерод”.
  2. Групповая работа – составление схемы круговорота углерода в природе.
  3. Импровизированная сказка “Приключения Уголька”.
  4. Презентация “Угарный газ”.
  5. Презентация “Углекислый газ”.
  6. Групповая работа с учебником – составление сравнительной характеристики оксидов углерода.
  7. Тестовая работа: Оксиды углерода.
  8. Нарушение круговорота углерода. Антропогенные источники углекислого газа в атмосфере. Игровое упражнение в группах – “колесо последствий” - накопление углекислого газа.
  9. Меры борьбы с накоплением углекислого газа – мозговой штурм.
  10. Игра “Накопление углекислого газа в атмосфере и борьба с ним”.
  11. Рефлексия.

Ход урока

Вступительное слово учителя. 3 мин.

Учитель знакомит учащихся с темой и целью урока. В беседе с учащимися формулирует задачи урока и примерный план урока.

Обобщение знаний по теме: “Биологическая роль углерода”. 5 мин.

Цель: обобщить знания о биологической роли углерода.

Проверка домашнего задания, выполненного в форме электронной презентации.

Составление схемы круговорота углерода в природе. 10 мин.

Цель: обобщить знания об этапах круговорота углерода в природе и процессах лежащих в основе круговорота.

Работа в группах: учащиеся должны, используя тексты, определить процесс или этап. На доске расположена схема круговорота. Учащимся необходимо на схеме расположить таблички с названием компонентов экосистемы или процессов. (Приложение 1, 2)

Обобщение знаний по теме: Биологическая роль оксидов углерода

1. Импровизированная сказка “Приключения Уголька”. 5 мин.

Данный прием позволяет сделать логичный переход от повторения свойств углерода к свойствам его оксидов.

Кроме того инсценировка сказки является моментом эмоциональной разгрузки и динамической зарядки.

2. Опережающее домашнее задание: Электронные презентации: биологическая роль угарного и углекислого газов. 7 мин.

Цель: актуализация знаний учащихся по данной теме, стимулирование учащихся к самостоятельной работе.

3. Работа с учебником: заполнение таблицы: Сравнительная характеристика оксидов углерода. 5 мин.

Цель: систематизация полученных знаний, развитие навыков работы с текстом.

Контроль знаний учащихся по теме: Оксиды углерода. 5 мин.

Выполнение индивидуальной работы в форме теста.

Самопроверка.

Мозговой штурм:

Причины нарушения круговорота углерода. 5 мин.

В течение одной минуты учащиеся на листе бумаге пишут возможные причины нарушения круговорота углерода в природе.

Из всех причин указанных учащимися выделяется одна: накопление углекислого газа в атмосфере.

Обсуждаются источники углекислого газа в атмосфере: природные и антропогенные.

Работа в группах – “Колесо последствий” - накопления углекислого газа в атмосфере. 5 мин.

Цель: акцентирование внимания учащихся на прямые и косвенные последствия накопления углекислого газа в атмосфере и их взаимосвязь.

Презентация результатов работы групп. Составление “Колеса последствий”. Обсуждение. 10 мин.

Мозговой штурм “Как уменьшить накопление углекислого газа в атмосфере?” 5 мин.

Игра “Накопление углекислого газа в атмосфере и борьба с ним”. 10 мин.

Метод: ситуационное моделирование.

Цель: показать в форме моделирования ситуации, что решение Проблемы “парникового эффекта” задача не только общества в целом, государства, но и каждого человека.

Действующие лица:

Источники углекислого газа: дыхание, процессы разложение, извержение вулканов, машины, заводы, ТЭЦ.

Регуляторы содержания углекислого газа в атмосфере: леса, законы, штрафы.

Оборудование: ящик, смятыми листами бумаги, таблички с ролями участников.

Правила игры:

Учащиеся, выполняющие роль источников углекислого газа, выбрасывают бумагу из ящика, а учащиеся, выполняющие роль регуляторов накопления углекислого газа, пытаются собрать эту бумагу и сложить обратно в ящик. Удается им “очистить атмосферу” только тогда, когда к процессу “уборки” подключаются все учащиеся.

Учащиеся делают вывод.

Подведение итогов урока. Выводы. 3 мин.

Рефлексия 2 мин.

Приложения

Презентация 1

Презентация 2

Презентация 3

Презентация 4

Фото