Открытый урок чтения - литературный калейдоскоп. Тема "Волшебница зима"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель: обобщить знания учащихся по прочитанным произведениям по теме «Волшебница зима», отработать навыки выразительного чтения, развивать речь учащихся, расширить читательский кругозор, обогащать словарный запас детей. Осуществить связь содержания уроков чтения с произведениями, рекомендуемыми для внеклассного чтения, а также с музыкой. Воспитывать любовь к природе.

Оборудование: книги для внеклассного чтения, аудиодиск с записью стихов о зиме, аудиодиск с пьесами П.И. Чайковского «Времена года» («Январь»). Магнитофон, картины о зиме, снежинки из бумаги.

Ход урока

Учитель: Сегодня мы поговорим об удивительном зимнем мире природы, прислушаемся к миру звуков и рассмотрим мир красок волшебницы зимы.

Белая дорога… Кружит белый пух
То летят снежинки роем белых мух.
Белые дороги, белые дома…
Это наступила русская зима.
(Николай Берендгоф «Русская зима»)

Звучит аудиозапись:

Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь по лесам и степям.
Есть раздолье у нас,
Где угодно гуляй,
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай!

(входит девочка-зима)

Девочка-зима: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие! А вы знаете, кто написал это стихотворение и как оно называется? (И. Никитин «Встреча зимы»)

Я для вас ребятки
Приготовила загадки
Читайте их внимательно,
Отгадывайте старательно!

(раздает ребятам загадки)

Учитель: Спасибо, Зимушка-зима, присаживайся, а ребята будут загадки твои отгадывать. (4-5 загадок на снежинках. Дети отгадывают)

Спасибо Зиме за хорошие загадки, а ребятам – за отгадки.

– Наступление зимы люди воспринимают по-разному: одни – радуются, чувствуют себя бодро, весело, другие – наоборот, становятся грустными, даже переживают.

Но первый снег никого не может оставить равнодушным, потому что все вокруг сразу же преображается, становится светлым, чистым, праздничным.

Вот как в стихотворении Е. Трутневой

Первый снег.
Что такое за окном?
Сразу в доме посветлело!
Это снег летит ковром
Самый первый, самый белый!
Вот о чем всю ночь свистел
За моим окошком ветер!
Он про снег сказать хотел
И про то, что зиму встретил!

– Очень красива природа зимой. Вокруг так светло и торжественно.

– Вспомните, о чем пишет Антон Павлович Чехов в рассказе «Шел первый снег». Перескажите его близко к тексту (пересказывают 1-2 ученика)

– Как вы понимаете предложение: «… все было под властью этого молодого снега»? (все замерло в ожидании красивого убранства, снег все околдовал)

– Приходит зима… и ее приход сразу чувствуют птицы, звери, вся природа. А люди говорят друг другу: «Зима пришла»

– Я предлагаю вам посмотреть несколько зимних картин и вспомнить, по каким приметам все узнают зиму?(на экране картины зимы)

– Скажите, ребята, а как называют трех братьев, которых зима с собой водит? Хотите узнать, почему они так называются? Слушайте. Декабрь. Его древнерусское название – студень (стынет от морозов). Январь назван по имени древнеримского бога времени Януса, древнерусское название – стужало. Февраль назвали у древних римлян в честь подземного царства Фебрууса. Древнерусское название лютень (лютуют морозы).

– О зимних месяцах и о зиме существует много пословиц

Игра «Дополни пословицу»

 (на доске):

  1. … – году начало, зиме середина
  2. В … год кончается, зима начинается
  3. Вьюги да метели в … налетели

– А о зиме какие пословицы знаете?

– Любит русский народ зиму-зимушку. И на санках покататься можно, и в снежки поиграть. А длинными зимними вечерами можно и сказки послушать.

Инсценировка сказки Н. Сладкова «Суд над декабрем»

– Вспомните и назовите сказки о зиме, которые вы знаете и их авторов?

– Много удивительного, сказочного можно услышать зимой. Жизнь природы изменчива, она полна интересных событий и достойна того, чтобы о ней было рассказано доброжелательно и красиво. Как в стихотворении К. Бальмонта

Снежинка
Ночь. Мороз. Сверкают звезды с высоты небес.
Весь в снегу, как в горностаях, дремлет тихий лес.
Тишина вокруг. Поляна спит в объятьях сна.
Из-за леса выплывает на дозор луна.
Звезды гаснут. С неба льются бледные лучи
Заискрился снег морозный серебром парчи.

– Какое тихое красивое стихотворение о природе. Очень любил русскую природу композитор Петр Ильич Чайковский и сочинял о ней прекрасную музыку. Сейчас я предлагаю вам послушать музыкальную пьесу «Январь» из его музыкального альбома «Времена года».

Слушая эту музыку, попробуйте представить себе зимние картины, которые, как вам кажется, хотел передать вам композитор.

Звучит пьеса «Январь» П.И. Чайковский

– Какие картины зимы вы себе представляли, какие мысли навеяла на вас эта музыка?

– Работали вы много и, наверное, немного устали, проведем физминутку.

Физминутка «Птички»

– Многие поэты с большой любовью описывали зиму – это чудесное время года. Мы с вами выучили немало стихов о зиме. Я предлагаю вам прочитать наизусть в подарок для нашей гостьи Зимы несколько стихов.

Зимой все таинственно, чудесно, красиво, волшебно. Читайте стихи не торопясь, выразительно, по-зимнему.

– Ребята, смогли ли вы представить себе те картины, которые нарисовали в своих стихах поэты

– Интересно, а какими касками пользуется зима? Звучит аудиозапись стихотворения «Зимние краски» Фетисов

– Назовите краски зимы (серебристая, белая, синяя)

– А по каким звукам можно узнать зиму? (скрип снега, трещит мороз, завывает вьюга, гудит ветер)

– Много сегодня мы говорили о зиме. Как вы думаете, какие слова точнее характеризуют зиму, как мы чаще всего ее называем?

– Пока мы слушали стихи, звуки зимы, рассматривали ее краски, к нам прилетала метель и развеяла куплеты стихов в разные стороны. Помогите мне «собрать» стихи и вспомнить их автора

Игра «Собери стихотворение»

Итог урока

  • О чем мы говорили на уроке?
  • Что нового вы узнали?
  • Что запомнилось больше всего?
  • Перед вами выставка книг, из которых вы сможете пополнить свои представления о зиме