Бинарный урок в 7-м классе (музыка+история) по теме "Патриотизм - характерная черта руссского народа"

Разделы: История и обществознание, Музыка


Обучающая цель: Показать влияние патриотических качеств личности на ход истории.

Развивающая цель: Развитие творческого художественно – образного мышления.

Воспитывающая цель: Воспитание патриотических качеств личности подрастающего поколения.

Оборудование: Презентации “ Иван Сусанин”, “Творчество М.И. Глинки”, слайды с изображением К. Минина, Д. Пожарского, памятник на Красной площади, музыкальный центр, фортепьяно.

Ход урока

I. Исполнение учащимися “Патриотической песни” М.И.Глинки.

Вопрос учителя музыки: 1) Как вы думаете, почему именно это произведение было выбрано в качестве Гимна России в период с ноября 1990 г. по 2001 г.?

Ответы учащихся.

2) Что вы знаете о творчестве М.И. Глинки?

Просмотр презентации, подготовленной группой учащихся “Творчество М.И.Глинки”

II.

Вопрос учителя истории: На уроках истории мы с вами изучали тему “Смутное время”. Много говорили о том, что именно героизму, отваге, самоотверженности русского народа Россия сохранила свою независимость. Давайте угадаем, о ком идет речь.

Ему принадлежат слова: “Не пожалеем ничего, продадим дома свои, заложим жен своих и детей и соберем казну на жалованье ратным людям”. После победы над врагом был пожалован чин думного дворянина. Поместье не дали, но дали жалованье – 200 рублей в год. Воздвигнут памятник в Москве и Нижнем Новгороде. (Кузьма Минин) (показать слайд на экране с изображением Кузьмы Минина)

Фамилия происходит от названия городка Погорелово. Его род пострадал от Ивана Грозного. Дед Федор был сослан, мать состояла “верховной боярыней” при дочери Бориса Годунова. Сам воевода был верен Годуновым до конца. Воевал с Болотниковым, Участник Первого ополчения 1611 года и Второго ополчения 1612 года и временного правительства. В Москве имеется памятник. (Дмитрий Пожарский). (показ слайда с изображением Д. Пожарского)

Происходил из простого крестьянского рода, родился в селе Домнино, пожертвовал своей жизнью, но сохранил жизнь молодого Михаила Романова. ( Иван Сусанин)

Да, мы знаем, что в освобождении страны принимали участие не только знатные люди , но и простые крестьяне.

Просмотр презентации, подготовленной учащимся “Иван Сусанин”

III. Слушание Арии Ивана Сусанина “Чуют правду!...” из оперы “Иван Сусанин” М.И.Глинки.

Вопрос учителя музыки: Какие мысли и чувства главного героя передал композитор?

Музыкальный анализ произведения.

IV.

Вопрос учителя истории: Как получилось, что столицу нашей родины освобождали от польских захватчиков не войска, а простой народ?

Ответы учащихся.

Каковы итоги Смутного времени для внутриполитического развития России?

V. Звучит хор “Славься” из оперы “Иван Сусанин” М.И. Глинки.

Вопрос учителя музыки: Как композитор музыки передал чувства и настроения людей, празднующих победу?

Ответы учащихся.

Анализ музыкального произведения.

VI.

Вопрос учителя истории: Как любовь к Родине, мужество, героизм, способность жертвовать собой повлияли на дальнейший ход развития истории России?

Ответы учащихся.

(В ходе ответов учащиеся делают вывод: в минуту опасности русские люди объединяются вместе и для спасения своей родины готовы жертвовать собой. Мы убедились в этом в очередной раз, изучая данный период в истории нашей Родины и знакомясь с образцами русской классической музыки.)

VII. Подведение итогов.

Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание: Составить тесты по изученному материалу.

Презентация