Урок внеклассного чтения по рассказу А.И. Куприна "Чудесный доктор"

Разделы: Литература


Цели урока - научить учащихся анализу прозаического произведения.

Задачи:

  1. познакомить с особенностями композиции произведения – “рассказ в рассказе”;
  2. развивать навыки чтения и пересказа;
  3. воспитывать сочувствие, милосердие, деятельное сострадание, гуманизм.

Оборудование:

  • портреты А.И. Куприна и Н.И. Пирогова,
  • рисунки учащихся,
  • ёлка,
  • компьютер.

Словарь: стр. 85-86 книги “Вокруг тебя мир”, 5 класс, М., “Наука”, 1996 г.

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

Жизнь людей на Земле – и взрослых, и детей – на протяжении всей истории человечества не была простой, безоблачной. Самые разные испытания и проблемы подстерегали и подстерегают буквально каждого не только во время войны, но и в мирные, казалось бы, спокойные дни.

Безработица, отсутствие средств к существованию, болезни, невозможность ничем помочь самым близким, дорогим людям… Эти испытания могут быть такими тяжёлыми, что иногда даже у самого сильного человека опускаются руки. Им овладевает отчаяние… И поэтому помощь, которая (к сожалению, далеко не всегда) приходит в критический момент, воспринимается как ЧУДО.

Согласитесь, любому хочется надеяться на возможность такой чудесной помощи. Очень хочется! Поэтому каждый подобный случай, услышанный где-то, рассказанный кем-то, только подкрепляет эту надежду. Сегодня мы будем говорить о таком рассказе, с которым вы познакомились при домашнем чтении. Называется он “Чудесный доктор”, написал его А.И. Куприн.

(Сообщение учащегося об авторе).

В 1897 году А.И. Куприн создал рассказ “Чудесный доктор”, в котором затронул общечеловеческую проблему гуманного отношения к человеку. Потому темой нашего урока является “Милосердие, деятельное сострадание, помощь нуждающимся в рассказе А.И. Куприна.”

На доске записаны слова: МИЛОСЕРДИЕ, СОЧУВСТВИЕ, СОСТРАДАНИЕ, ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ, ГУМАНИЗМ. Все они связаны с желанием помочь.

Мы будем обсуждать те вопросы, которые ставит автор в повествовании, зачитывать яркие моменты, пересказывать фрагменты рассказа, чтобы в конце нашего разговора мы с вами могли ответить на очень важные вопросы (записаны на доске):

- О КАКОМ ЧУДЕ ИДЁТ РЕЧЬ В РАССКАЗЕ?

- В КАКИЕ ЧУДЕСА НАДО ВЕРИТЬ ЛЮДЯМ?

3. Словарная работа. Каждый из вас, читая дома рассказ, наверное, находил непонятные слова. Вы уже знаете, что всегда в конце произведения в этой книге даётся толкование таких слов. Откройте стр. 85-86, ещё раз посмотрите на словарь. Есть вопросы по значению слов?

4. Работа с текстом (чтение, пересказ, анализ).

А) Откройте книги, стр. 78. Повествование рассказа необычно.

? Сколько рассказчиков в этом произведении? (Два: тот, с кем произошла эта история – Григорий Емельянович Мерцалов и автор, передающий услышанное от другого.) Докажите текстом (стр.85).

Такая форма построения текста (композиция) называется “рассказ в рассказе”.

Б) Чтение учителем начала рассказа (от начала до слов “Старший мальчик первый оторвался…”) стр.78-79.

В) Беседа по прочитанному:

? В каком городе происходили события? (В Киеве).

? Когда? (Во второй половине 19 века).

19 век характеризуется тем, что велика была разница между людьми богатыми, власть имущими и простым “маленьким” человеком, часто нуждающимся в работе, жившим в нищете. Вслед за другими авторами А.И. Куприн продолжает развивать тему “маленького” человека.

- Рассмотрите иллюстрацию, представленную на стр.78. Сопоставьте с отрывком, прочитанным учителем.

? Как вы думаете, чем привлекла внимание мальчиков витрина гастронома? (Витрина представляла эффектную картину, настоящее изобилие диковинных продуктов).

? Обратите внимание на внешний вид ребят. Что можете сказать об этом? (Они очень легко одеты для двенадцатиградусного мороза, одежда их в заплатах, значит, они живут бедно).

Г) Продолжим чтение стр.79 (от слов “Старший мальчик первый оторвался…” до слов “Потянулись пустыри…”).

Становится ясно: такая витрина для мальчиков – это окно в другую жизнь, радостную и чудесную, где всё необычно, красиво, спокойно и сытно. Мальчики были очень голодны. Недаром они бросили на витрину “влюблено-жадный взгляд”.

? Судя по прочитанному, можно сделать вывод: в какое время года происходит действие рассказа? (Зимой, перед Рождеством или Новым годом). Докажите текстом (стр.78).

? Любите ли вы эти праздники? Какие чувства испытываете при их приближении? (Радостное ожидание подарка, сюрприза, удивления, чуда).

Каждый из вас эти чувства-ассоциации изобразил в рисунке. Вот они здесь, на доске.

Теперь нам понятно, почему класс сегодня преобразился в новогодний зал: здесь ёлка и мерцание гирлянд. А мы все в ожидании праздника, в ожидании ЧУДА!

А для Гриши и Володи всё это осталось позади, что же впереди?

Д) Продолжим чтение стр.79 (от слов “Потянулись пустыри…” до слов “Уже более года…”).

? Могут ли Гриша и Володя надеяться на сюрпризы, подарки в эти праздничные дни? Почему вы так решили? (Нет, не могут. Понять это помогает описание того убогого места, где они живут).

? Какой приём использует автор, рисуя картину сияющих ёлок, радостных людей и сменяя её тёмными улицами, грязным двором? ( Антитеза – противопоставление).

Далее автор сгущает краски. И мы точно понимаем, что семья в беде!

Е) Продолжаем чтение стр.79-80 от слов “Уже более года…” до слов “Ну? Что же?”).

Ё) Подготовленное чтение отрывка по ролям (стр.80-81 от слов “Ну? Что же?”… до слов “В это время в коридоре…”):

Автор – ученик (ученица);

Мать – ученица;

Гриша – ученик;

Володя – ученик.

? Как вы думаете, о чём говорилось в этом письме, которое носили мальчики? (Просьба помочь).

? Мог ли швейцар передать письмо по назначению? (Мог, но он жестокий и злобный человек, он старается выслужиться перед хозяином, боится потерять место, не уважает тех, кто беден).

Ж) Продолжаем чтение отрывка стр. 81 от слов “В это время в коридоре”… до слов “Минут десять никто не мог”…).

? Какие ещё предпринимались попытки для выхода из сложившейся ситуации? (Просить милостыню, но …).

Итак, в семье Мерцаловых сложилась трагичная, безвыходная ситуация, ни один из людей, к которым они обращались, не проявили милосердия – готовности помочь.

Глава семейства не видит выхода из сложившейся ситуации, автор приводит своего героя в зимний сад.

З) Звучит “Лунная соната” Л.Бетховена. На фоне этой музыки учитель продолжает рассказ:

Мы снова наблюдаем антитезу: беспокойной, усталой душе старшего Мерцалова противопоставлена тишина и торжественность природы.

Учитель плавно переходит в чтение отрывка стр.82 “Тут было тихо и торжественно…” до конца абзаца.

5. ФИЗМИНУТКА.

И мы с вами попадаем в этот сказочный сад, вдыхаем чистый свежий воздух: вдох-выдох, вдох-выдох – и оглядываемся вокруг.

Направо – горные вершины,
Налево – ёлок длинный ряд,
А сверху – облака на диво,
Внизу сугробов встал отряд.

Деревья ветви распушили,
Нечаянно снег вдруг уронили,
И снова к небу потянулись,
Затем опять к земле пригнулись
И распрямились.

И вновь вдыхаем глубоко:
Вдох-выдох, вдох-выдох,
И на душе легко-легко:
Вдох-выдох, вдох-выдох.

Пусть сказка та не завершится,
А нам, друзья, пора учиться!

И) И в этой торжественной тишине в голове Мерцалова рождается мысль о самоубийстве. Наверное, это случилось бы, если бы не встреча.

? С кем встретился Мерцалов здесь, в саду? (С доктором. Впоследствии мы узнаем, как зовут его – Н.И. Пирогов).

К) Сообщение учащегося о Н.И. Пирогове.

Л) Перескажите эпизод встречи Мерцалова и доктора. Работа в парах над заданием 3 стр.86.

? Найдите портрет незнакомца (стр.83). Какие определения подбирает Куприн для характеристики доктора? (Мягкий, ласковый, умное, серьезное лицо, необыкновенное, спокойное, внушающее доверие).

? Что же произошло после разговора в парке? (Доктор срочно едет к Мерцаловым!)

М) И тут начинаются чудеса! Продолжаем чтение стр.84 от слов “И точно так же, как недавно…” до слов “Окончив это занятие…”

? Как узнали Мерцаловы фамилию своего спасителя? (Аптечный ярлычок на лекарстве).

? Почему доктор сам не назвал себя? (Скромность, помощь от души, а не за благодарность).

? Это поистине “чудесный” доктор. Из каких слов мы можем сделать вывод, что произошло ЧУДО? (Стр. 85 “С этих пор..”)

? О каком ЧУДЕ идёт речь в рассказе? (О чуде случайной встречи. О чуде, которое может совершить любой человек, оказав помощь нуждающимся. О чудесах, которые творит милосердие).

? Что же произошло с этим чудесным доктором? ( Стр 85 “А мы нашего…).

? Может ли это угаснуть? (Нет, так как живёт в подобных людях).

Приведите примеры из современной жизни.

6. Вывод. Итак, чудо деятельного сострадания, помощи человеку без ожидания благодарности должно стать “обыкновенным чудом”, естественным для каждого человека. Такие люди, как доктор Пирогов,

все же есть в нашей реальной жизни, а значит, есть надежда на помощь и поддержку со стороны окружающих. А главное – никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами и протягивать руку помощи нуждающимся.

Ребята, надо верить в чудеса!

7. Домашнее задание ( творческое). А вот в какие чудеса надо верить вы ответите, выполняя домашнее задание: стр. 87, задание 5(3)..

8. Рефлексия. Подводя итог нашему уроку, каждый из вас может легко выбрать афоризм (мудрое изречение) из задания 4, стр.87.

Вновь звучит “Лунная соната” Л. Бетховена, ребята делают свой выбор.