Программа дополнительного образования по теме "Движения и фантазия"

Разделы: Работа с дошкольниками


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Музыкальное движение – это целостный эмоционально-осмысленный, внутренне-внешний психофизический процесс, в котором участвует все существо двигающегося ребенка. Современные программы дошкольного воспитания предполагают развитие разных способностей у детей дошкольного возраста, в частности развитие музыкально-ритмических способностей определяется типовой программой (автор М.А.Васильева). С каждым годом все больше детей приходит в сад с пониженной эмоциональностью, частичной дискоординацией, напряжением мышечного аппарата, скованный ребенок не уверен в себе. Вследствие этого появляется зажатость, и ребенок не всегда может выразить себя в танце. Уровень знаний, умений и навыков детей, оставляет желать лучшего.

Поэтому процесс развития творческих способностей у ребенка замедляется.

Проблеме изучения произвольности поведения в процессе развития двигательной активности никогда не уделялось должного внимания.

В связи с этим перед музыкальным руководителем стоит задача формирования двигательной активности детей, развития музыкального слуха, памяти, воображения, посредством освоения ребенком, музыкально-ритмических движений и, как следствие, развиваются творческие способности у ребенка, в виде раскрепощенности в движениях, ориентации в пространстве, координации движений.

Анализируя программу М.А. Васильевой по музыкально-ритмическому движению и проведя педагогические наблюдения, выяснилась схема формирования у детей двигательных навыков. Показ взрослым движения и многократное воспроизведение детьми этого образца. Сложившаяся система музыкально-ритмического воспитания не обеспечивает в должной мере ни развития двигательной активности, ни общего психофизиологического развития дошкольника. Дети замыкаются на себе, оставаясь безразличными к тому, как строятся и выполняются движения их сверстниками. На основе анализа и его результатов появилась актуальная необходимость в разработке авторской программы, которая поможет в работе с детьми, для развития творческих способностей.

Новизной и отличительной особенностью в отличие от действующих программ воспитания и обучения (Васильевой М.А., Дубровской Е.А. Горшковой Е.В. “От жеста к танцу”) в данной программе главным является развитие чувственно-эмоциональной сферы ребенка в движении и танце во взаимосвязи со сферой нравственной и интеллектуальной.

Цель программы: Развитие духовных и физических особенностей личности ребенка посредством танцевального искусства.

Задачи программы:

  • Учить детей пластической импровизации, выразительности (ритмичности, музыкальности, быстроты реакции, координации движений).
  • Формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку.
  • Развивать двигательные способности детей (ловкость, подвижность, выносливость)
  • Развивать умения эмоционально выражать чувства в танце, игре музыкально-ритмическими движениями.
  • Развивать творческие способности, мышление, воображение, память,
  • Воспитывать морально-волевые, эстетические качества и интерес к танцевальному искусству.

Основной формой работы являются: групповые занятия по расписанию:

средняя группа 15–20 мин.

старшая группа 20–25 мин.

подготовительная группа 25–30 мин.

Индивидуально:

средняя группа 5–7 мин.

старшая группа 5–10 мин.

подготовительная группа 10–12 мин.

А так же в свободное и вечернее время.

Для успешной реализации программа предполагает:

  • беседы о музыке, танце различного содержания
  • слушание музыки танцевального характера:
  • экскурсии; посещение концертов;
  • просмотр видеозаписей детских праздников и концертов;
  • рассматривание иллюстраций, фотоальбомов.

Содержание работы – образовательный процесс делится на три ступени исполнительского мастерства:

  1. Развитие мелкой и крупной моторики.
  2. Танцевально-двигательный.
  3. Развитие творческих способностей через игры, танцы, драматизацию.

Программный материал, построен от простого к сложному.

  • определены темы работы с детьми;
  • дано описание техники выполнения, танцевальных движений;
  • подобран комплекс упражнений на релаксацию, игры на развитие отдельных анализаторов, упражнения, развивающие коммуникативные навыки детей;
  • пальчиковая гимнастика;
  • игровой самомассаж;
  • разработан комплекс танцевальных движений.

Структура программы: Данная программа рассчитана на 3 года обучения, детей 4–7 лет (средняя, старшая и подготовительная группы). Основные разделы программы взаимодействуют между собой и дополняют друг друга. При слушании музыки и пения, дети передают свое отношение к музыке и чувства через движения своего тела. На музыкально-ритмических занятиях учатся слушать и понимать музыкальное произведение и одновременно ритмично двигаться и выполнять определенные движения, согласовывая их с музыкой.

В соответствии с типовыми задачами ДОУ, в программу включены задачи и физического воспитания. При совместном и организованном воздействии на детей они дают эффективную и практическую значимость.

Предложенная программа является вариативной, комплексной, т.е. при возникновении необходимости допускается корректировка содержания, форм занятий и времени прохождения материала.

Принципы создания программы:

  • доступность, систематичность, последовательность в приобретении знаний, умений.
  • принцип взаимодействия ребенка с той средой, в которой он живет.
  • принцип эмоциональной увлеченности и заинтересованности.

Этапы реализации:

I этап (средняя группа) – начальное обучение новым музыкально-ритмическим движениям

Цель: Создание общего представления о новом движении во взаимосвязи с музыкой.

II этап (старшая группа) – закрепление материала, освоение и отработка техники выполнения новых танцевальных движений

Цель: Выполнение движений в соответствии со средствами музыкальной выразительности.

III этап - эмоциональное и выразительное исполнение танцев, танцевальных миниатюр, самостоятельное создание групповых проектов. Творческая самореализация.

Цель: Совершенствование и самостоятельное выполнение движений во взаимосвязи с музыкой.

Ожидаемый результат:

Средняя группа:

  • уметь ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки, динамикой, регистрами;
  • самостоятельно начинать и заканчивать движения с началом и окончанием музыки;
  • передавать хлопками простой ритмический рисунок;
  • чувствовать в музыке переход от умеренного к быстрому или медленному темпу;
  • менять движения со сменой частей, музыкальных фраз;
  • выразительно, ритмично передавать движения с предметами, согласовывая их с характером музыки;
  • эмоционально откликаться на музыку передавать настроение, характер;
  • координировать движения;
  • двигаться согласованно с музыкой;
  • ориентироваться в пространстве

Старшая группа:

  • слышать и отмечать в движении сильную долю такта (хлопками), менять движение в соответствии с формой музыкального произведения;
  • различать части и фразы произведения, динамические оттенки и передавать их в движение;
  • уметь передавать разнохарактерные образы;
  • импровизировать в движении, танцевать с предметами;
  • согласовывать движения с музыкой

Подготовительная группа:

  • различать малоконтрастные части музыки;
  • самостоятельно различать темповые изменения в музыке и отвечать движением;
    владеть техникой исполнения танцевальных движений в народном, эстрадном, классическом стилях.
  • создавать (совместно с педагогом) модели танцев, танцевальных миниатюр, групповых проектов;

Работа с родителями предполагает:

  • проведение родительских собраний;
  • консультации, беседы, рекомендации;
  • семинары-практикумы;
  • мастер-классы;
  • анкетирование;
  • информационные стенды;
  • показ сказок с использованием танцев, танцевальных миниатюр и музыкальных композиций;
  • совместные праздники и развлечения;
  • дни открытых дверей;

Формой подведения итогов реализации данной дополнительной образовательной программы, являются: конкурсы, концерты. Фестивали, роднички, праздничные утренники, развлечения.

Приложение 1, приложение 2, приложение 3, приложение 4, приложение 5, приложение 6