Система работы учителя по формированию способностей индивидуальной деятельности у учащихся I ступени обучения

Разделы: Начальная школа


Урок по-прежнему остается основной формой организации образовательного процесса. Как обеспечить формирование у учащихся начальной школы способности индивидуальной деятельности в рамках урока?

Основной идеей моего урока является включение ученика в самостоятельную продуктивную деятельность через:

  • включение в формулирование цели;
  • включение в планирование предстоящей деятельности;
  • включение в организацию самостоятельной познавательной деятельности;
  • стимулирование к самостоятельному выбору содержания, форм, средств, уровней сложности;
  • включение в оценочную деятельность.

Данные этапы присутствуют и в традиционном уроке. Но на сегодняшний день кардинально меняется их содержание.

Этап целеполагания занимает ведущее место в каждом моем уроке, т.к. именно здесь происходит включение ребенка в деятельность, возникает внутренняя мотивация. На этапе проблематизации ученик определяет, что знает, что не знает, вспоминает необходимые знания и умения, определяет уровень своей готовности к деятельности, выбирает направление дальнейшей деятельности (формулирует цель, главный вопрос, проблему).

Сейчас на моих уроках наиболее эффективными средствами, помогающими выйти на постановку цели, являются создание проблемной ситуации с удивлением или затруднением и организация самоанализа результатов предыдущей самостоятельной деятельности учеников.

Обучение самостоятельному целеполаганию шло поэтапно. На начальном этапе в 1 классе детям предлагалось отвечать на вопросы "Что будешь делать?", "Чему научишься?" в форме свободного высказывания. Подобная работа давала возможность первоклассникам осознать, что мы всегда что-либо делаем с какой-то целью. После чего сама показывала образец формулировки темы, цели. И следуя логике, образцу, учащиеся выбирали свою цель.

Позднее предложила детям попробовать формулировать цель вместе, используя слова-помощники узнать, понять, научиться в постановке общей цели предстоящей деятельности на уроках изучения нового, вспомнить, потренироваться на уроках закрепления и систематизации знаний. Это способствовало более четкой самостоятельной формулировке цели учащимися. В дальнейшем постепенно перешли к индивидуальному целеполаганию. Если ребенок не может поставить собственную цель, выбирает ее из целей, предложенных другими учениками.

В третьем классе акцентировала внимание детей на процессе (что мы делаем) и ввела слова-помощники сравнить, обобщить, выявить, систематизировать в индивидуальное целеполагание, что способствовало более глубокому осмыслению не только знаниевого компонента, но и деятельностного и выходу на более высокий уровень освоения учебного материала.

На этапе планирования я организую самостоятельную работу учащихся по составлению алгоритма предстоящей деятельности, выбору средств и способов деятельности. Для меня важно, чтобы дети четко представляли, как достичь намеченного результата, потому что от этого зависит, насколько успешно смогут они организовать самостоятельно дальнейшую работу. Значим этот этап и для каждого ребенка: он должен по завершении очередного этапа точно знать, что делать дальше.

Первоначально планирование предстоящей деятельности по "открытию новых знаний" с составлением четкого алгоритма, плана действий осуществлялось совместно с учителем, потому что опыт учебной деятельности был недостаточный. Сначала подобная работа проводилась на уроках технологии, так как конкретные операции, которые необходимо выполнить, детям более понятны. Позднее происходил перенос опыта на другие предметы. Сейчас учащиеся составляют общий план на уроках изучения нового и индивидуальные планы работы на уроках других типов, имеют опыт самостоятельного составления алгоритмов, инструкций.

На этапе самостоятельной работы для ребенка важно решить учебную задачу. Для меня важно, чтобы ребенок достиг цели. Опыт показывает, что дети не умеют применять промежуточный самоконтроль во время самостоятельной работы. Необходимо создавать условия для формирования навыков промежуточного самоконтроля через соотнесение самостоятельно открытых знаний с научным знанием, полученного результата с целью, сравнение с алгоритмом, критериями. Для организации самоконтроля применяю различные средства, при помощи которых ребенок может проверить правильность решения: схема, алгоритм, формулы, ответ, образец решения подобной задачи и т.д. выбор средства зависит от степени самостоятельности ученика.

Форму организации самостоятельной деятельности (индивидуальная, групповая, парная) дети выбирают сами, это может зависеть от настроения, личностных особенностей. Часто в классе одновременно работает группа, несколько пар учеников и отдельные учащиеся.

Считаю этап рефлексии не менее важным, чем целеполагание, т.к. правильно выполненный самоанализ дает ребенку выход на разноуровневое домашнее задание и определение цели последующей деятельности. Следует помнить, что данный этап начинается с эмоциональной рефлексии. Если ученик чувствует неудовлетворенность результатами своей работы, то выходит на анализ причин, поиск ошибки. При положительных эмоциональных переживаниях, удовлетворенности результатами ребенок фиксирует средства, условия, которые помогли ему. Наличие положительных эмоциональных переживаний, связанных с преодолением затруднений в деятельности, является одним из важных условий формирования субъектности младшего школьника. Для фиксирования положительных результатов работы на уроке мне наиболее успешно удается использовать следующие средства:

  • рубрика "Страницы успеха", оформляемая на доске с целью информирования об успешных детях;
  • аплодисменты при успешном выполнении работы;
  • прием "Незаконченное предложение": "Сегодня на уроке я могу похвалить...";
  • ребенок в ситуации успеха гладит себя по голове: "Молодец! Умница!";
  • позитивные письменные сообщения учителя в ученических тетрадях;
  • похвальные листы, которые вручаются ребенку в качестве поощрения за "открытия" на уроке;
  • листы "мои успехи", где ребенок отмечает уровень освоения темы;
  • портфолио "Страницы моих успехов".

С третьего года обучения применяю технологию дифференцированного обучения, опираясь на идеи, изложенные П. И. Третьяковым. При помощи данной технологии организую учебный процесс так, чтобы каждый ученик мог работать в зоне ближайшего развития. Ребенку же она дает возможность выбрать содержание, исходя из своих познавательных интересов, потребностей и способностей, работать в оптимальном режиме, достичь результата (планируемого, более низкого или высокого). Ситуация выбора, в которой оказывается ребенок, непроста. Во-первых, ученик должен понимать, что означает каждый уровень. Поэтому в начале изучения каждой темы я разбиваю цели, которые ставят дети по уровням, показывая, чему они должны научиться на каждом уровне. Во-вторых, нужно научить детей адекватно выбирать уровень сложности учебного материала. Подготовительная работа начиналась с 1 класса по формированию адекватного отношения к ошибке, положительного самоотношения, определение конкретных действий по исправлению ошибки, четкого определения причин неуспеха. При введении уровневой дифференциации обучала правильному выбору уровня задания и анализу его выполнения: насколько соответствует результат заявленному уровню, каковы причины несоответствия (отсутствуют знаний, не сформированы умения, помешали личностные качества и т.д.). Сейчас дети знают, что на этапе изучения нового материала нужно проходить уровни, начиная с первого. На уроках закрепления, обобщения и контроля знаний рекомендую детям взять сначала задания предшествующего уровня, а затем того, на который претендуют (это позволяет ребенку избежать ситуации неуспеха). Так выстраивается индивидуальная программа ученика в рамках темы. Более подробно данная деятельность представлена ниже.

Сочетаю в своей работе разные способы дифференциации: по уровню творчества, по уровню сложности, по объему, по способу деятельности.

Набирая первый класс, учитель сталкивается с проблемой: каким образом осуществлять формирование у детей навыков самостоятельной продуктивной деятельности в период начального образования, когда опыт учебной деятельности учеников минимален. А именно когда и как учить детей:

  • видеть и формулировать проблему, определять цель предстоящей деятельности;
  • планировать свою деятельность с учетом выбранных средств и способов деятельности;
  • определять качество выполнения работы и степень решения проблемы.

При этом сохранить интерес к учению и снять негативность при первых неудачах.

Работа по формированию этих умений должна вестись целостно.

В настоящее время у меня сложилось свое видение этой системы работы.

Основным средством включения ребенка в деятельность, которое я успешно использую с 1 класса, является "дорожка ученика". Она не дается первоклассникам в готовом виде, а создается совместно с ними на нескольких уроках. "Дорожка ученика" содержит следующие остановки (уровни): "не знаю", "узнаю", "понимаю", "делаю с учителем", "делаю сам", "могу объяснить другому". Ученик в процессе обучения постоянно осуществляет самооценку: определяет, на какой остановке в настоящий момент он находится в ходе изучения темы.

"Дорожка" также позволяет включить каждого ребенка сначала в совместное, а затем и в индивидуальное целеполагание и планирование деятельности на уроке. После того, как зафиксирована проблема, ученик определяет, на какой остановке планирует оказаться в конце урока, и что для этого необходимо сделать.

В 3 классе совместно с детьми внесли изменения в "дорожку ученика" (остановки: "не знаю", "узнаю", "понимаю", "применяю" - I, II и III уровень сложности). Использование "дорожки" в таком виде стимулирует ребенка к самостоятельному выбору уровня сложности теории и практики, средств решения проблемы, формы организации деятельности, темпа работы. Совместное создание дорожки ученика позволяет сразу согласовать позиции оценивания.

Как я определяю уровень сложности задания?

I уровень сложности: задания, направленные на формирование государственных стандартов общего начального образования по предмету (воспроизведение фактов, понятий, способов и алгоритмов). Это должен знать и уметь каждый мой ученик. За это ставлю оценку "3".

II уровень сложности: задания, направленные на формирование знаний и умений по программе свыше стандартов, в основе которых сравнение, сопоставление, анализ, обобщение, выделение свойств, выявление причинно-следственных связей. За это ставлю оценку "4".

III уровень сложности: творческие задания, задания с развернутыми алгоритмами и задания, уровень которых выше, чем указано в программе, где есть перенос знаний, самостоятельное создание алгоритмов, абстрагирование. За это ставлю оценку "5".

Программы образовательной системы "Школа 2100" предполагает уровневую дифференциацию, но предлагаемых в учебниках заданий не всегда достаточно для того, чтобы создать для ребенка ситуацию выбора. На сегодняшний день мной подобраны и разработаны дифференцированные задания для 46 уроков русского языка, 58 уроков математики в 3 и 4 классах, а также разноуровневые контрольно-измерительные материалы по русскому языку и математике - 3,4 классы. Хотя Третьяков П. И. рекомендует предлагать детям 7 - 8 заданий, я к одному уроку (теме) подбираю 5 - 7 заданий каждого уровня сложности, учитывая разнообразие содержания и способов деятельности.

"Дорожку ученика" использую на всех типах уроков. Наблюдения показывают, что на сегодняшний день все ученики моего класса (100 %) умеют работать с ней.

В 3 классе ввела новый прием работы - "конструктор умений", название которому придумали дети. Ученик "раскладывает" умение на составные элементы (знания и умения), определяет свой уровень по каждому из них и, исходя из этого, выстраивает дальнейшую работу. "Конструктор умений" использую на этапе целеполагания и планирования самостоятельной деятельности учащимися, при подведении итогов самостоятельной работы, при работе над ошибками.

Например, при изучении темы "Сложение и вычитание многозначных чисел" (математика, 3 класс) один урок посвящается решению выражений в несколько действий. После того, как проблема зафиксирована, дети определяют, какие знания и умения необходимы для решения подобного выражения:

  • алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел;
  • порядок действий;
  • оформление решения.

После этого определяют свой уровень продвижения по каждому из обозначенных умений и планируют дальнейшую деятельность. Ребенок говорит на этапе планирования: "Для того чтобы решать подобные выражения, мне необходимо вспомнить порядок действий, потренироваться в сложении и вычитании многозначных чисел".

Еще пример. Ребенок решает уравнение неверно. Для того чтобы определить причину, составляет "конструктор": перечисляет необходимые знания и умения, определяет уровень в каждом и находит "слабое звено". Коррекционная работа в данном случае будет направлена непосредственно на устранение причины ошибок.

Таким образом, "конструктор умений" помогает ребенку научиться вычленять конкретные виды деятельности, что способствует формированию компетенций.

С "конструктором умений" самостоятельно могут работать 58% учащихся класса, остальные дети работают под руководством учителя.

Я считаю, не каждый выпускник начальной школы может овладеть навыками целеполагания, планирования деятельности и самоконтроля в совершенстве, но у него должна сформироваться внутренняя потребность, привычка ставить цель, планировать предстоящую деятельность и оценивать результаты. Как оценить, насколько успешно была организована работа по формированию этих навыков?

Выделяю три уровня овладения организационными умениями:

Уровень, Умения I уровень II уровень III уровень
Целеполагание Может выбрать направление предстоящей деятельности из предложенных Ставит цель при помощи "дорожки ученика" Ставит цель в нестандартной ситуации (вне урока, без ссылки на "дорожку ученика")
Планирование Составляет собственный план на основе предложенного плана с нарушенной логикой Составляет план работы при помощи "дорожки ученика" Планирует самостоятельную работу в нестандартной ситуации (вне урока, без ссылки на "дорожку ученика")
Рефлексия Выполняет, используя прием "незаконченное предложение" Выполняет при помощи "дорожки ученика", называя причины успеха, неудачи Выполняет в нестандартной ситуации (вне урока, без ссылки на "дорожку ученика")

В четвертом классе ввела для желающих учеников (64%) работу с индивидуальным учебным планом, который помогает ребенку систематизировать свои действия по достижению результата. План содержит следующие блоки: желаемый уровень (отметка) по предмету, необходимые собственные усилия, помощь со стороны взрослых, дополнительное образование (с указанием тем для более подробного изучения), результаты, их анализ. Работа с индивидуальным учебным планом осуществляется на классных часах и по необходимости на индивидуальных консультациях. Оформление такого плана от всех учащихся класса не требую, так как долгосрочное планирование для младшего школьника - процедура достаточно сложная из-за возрастных особенностей.

Считаю, что выстроенная система работы позволяет успешно формировать у учащихся класса адекватную самооценку и способности самостоятельно действовать.