Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Конспект урока литературы в 6-м классе по теме: "…он из смерти работает жизнь". А.Платонов. "Цветок на земле"

Разделы: Преподавание литературы


Цели урока:

  • 1. Познакомить учащихся со своеобразием платоновских рассказов.
  • 2. Учить обобщать прочитанное, услышанное.
  • 3. Формировать навыки совместной деятельности, самооценки.
  • 4. Формировать коммуникативные качества, культуру общения.
  • 5. Развивать умения синтеза, анализа, сравнения.
  • 6. Развивать монологическую и диалогическую речь школьников.

Оборудование:

  • рассказ "Цветок на земле"; портрет А. Платонова
  • импровизированная мастерская
  • иллюстрации ребят (с первого урока по творчествуву А. Платонова)

Ход урока

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке прозвучала глубокая мысль о том, что "книга - немой учитель"? Помните, кто автор этого афоризма? (Платон)

- А чему книга может нас научить? (:)

- Хорошо. Тогда скажите, всегда ли книга может нас чему-то учить? (только в том случае, если мы читаем внимательно, вдумываемся в каждое слово, всматриваемся в каждую букву и извлекаем для себя полезное и прекрасное)

- Верно. Автор стихотворения "Ежевика" (?:) так говорит: "Культура - это не количество ПРОЧИТАННЫХ книг, а количество ПОНЯТЫХ". Давайте будем стремиться быть культурными людьми, понимать книги, вникать в смысл художественного слова и делиться друг с другом своими впечатлениями, эмоциями, размышлениями. Ведь уроки литературы - это диалог. Помните, что такое ДИАЛОГ? (:)

Домашнее задание (чтение наизусть стихотворения Ф. Искандера "Ежевика" 1 ученик)

- Мне принесли сегодня одну картину: (учитель показывает рамку, внутри которой ничего нет. Учитель весит эту рамку на слова, записанные на доске: "Я помню их, ты запомни меня, а тебя запомнит, кто после тебя народится:Так и будет жить один в другом, как один свет" А.П.Платонов)

- Попробуйте это высказывание сформулировать в виде вопроса (могут прозвучать разные вопросы, задача учителя "уловить" тот, который "перекликается с вопросом "В чём смысл жизни?"

Проблемный вопрос.

- Итак: Мы задаём себе очень сложный философский вопрос "В чём смысл жизни?"

Аналитическая работа с текстом.

- Конечно, мы попытаемся ответить на него, размышляя над тайной художественного слова. Я приглашаю всех в МАСТЕРСКУЮ. Наша задача - заполнить картину образами. Словесные, художественные образы обретут вторую жизнь на нашем полотне.

- Дома вы прочитали рассказ "Цветок на земле". Кого из этого произведения вы первым перенесёте на нашу картину? (:) Кто является главным героем? (внук Афоня)

- Давайте прочитаем, каким видит его автор, каким видим его мы (читают фрагменты из рассказа).

- Какие эпитеты помогут описать мальчика? (беспокойный, непоседливый, энергичный, любознательный, добрый, внимательный)

(Учитель фиксирует на "картине" образ Афонии +эпитеты)

- Чем интересен образ Афони? (ему скучно жить, он просит своего дедушку открыть какую-то великую тайну)

- Дедушка. Ещё один герой повествования. Каким мы его увидели? (дети находят фрагменты и зачитывают)

- Какие эпитеты вы подберёте для образа дедушки? (сонный, спокойный, трудолюбивый, мудрый, добрый, заботливый, внимательный)

(Учитель фиксирует на "картине" образ дедушки +эпитеты)

- Скажите, зачем автор показывает нам внука и дедушку? (внук настойчиво просит дедушку открыть великую тайну "Расскажи мне про всё!"

- Есть ли у вас какие-то первые мысли: про что хочет узнать внук? (:)

- В произведении идёт речь о двух людях, юном создании и зрелом человеке. Почему тогда рассказ называется "Цветок на земле"? (в образ цветка автор вкладывает особый смысл)

- Расскажите мне об этом цветке (ребята зачитывают фрагменты из рассказа, учитель фиксирует образ цветка на "картине" дополняя его эпитетами)

- Какими художественными "красками-эпитетами" рисует автор цветок? (голубой, терпеливый, молчаливый, жалконький, живой, святой труженик)

- Какое же удивительное чудо - слово! Благодаря ему мы с вами открываем прекрасные художественные образы!

- Ребята, вам что-то или кого-то напоминает наш новый друг - цветок? (Да. Он похож на Неизвестный цветок и Ежевику)

- А что ещё общего вы заметили в жизни этих трудолюбивых растений? (они выживают в трудных условиях, становясь сильными и красивыми)

- Зачитайте, пожалуйста, те фрагменты, которые помогут нам представить всю тяжесть борьбы цветка за жизнь (дети читают фрагменты, учитель фиксирует на "картине" самую главную фразу "Он из смерти работает жизнь")

- Если я спрошу о строении рассказа, то к какому компоненту композиции вы отнесёте эти важные слова? (кульминация)

- Почему вы считаете этот момент самым важным? (потому что в этом и заложен смысл жизни цветка: постоянно побеждать смерть, выживать, жить и своей жизнью прокладывать новые жизни)

- "А иначе, зачем на земле этой вечной живу?" Да? Зачем живёт дедушка на земле? (:) Откуда берёт начало жизнь Афони? (:) В этом и заключается тайна и правда жизни: жизнь вечна! Дедушка прожил долгую жизнь, трудился во благо земли и людей, таким же он воспитает и своего внука. Афоня вырастет и передаст тайну жизни своему внуку: и так будет бесконечно, пока человек борется за право жить на земле.

- Ребята, вы догадались, кто является автором рассказа "Цветок на земле"? (А. Платонов)

- Верно! Андрей Платонов принадлежит к тем избранным художникам слова, произведения которых безошибочно узнаются по немногим наугад прочитанным фразам. У Платонова - свои слова, своя неповторимая интонация, своё отношение к человеку)

- Интересный факт из жизни писателя (ученик сообщает, что имя А. Платонов - литературный псевдоним. Писатель взял за основу фамилии имя отца, которого звали Платон Климентов) И ведь это тоже не случайно. Сын - это продолжение отца.

- Посмотрите, на месте нашего вопроса "В чём смысл жизни?" у нас появилась картина! В центре её - цветок. Что ж