"А где хранят Вселенную?"

Разделы: Русский язык, Организация школьной библиотеки


Цель:

  1. Привлечение детей к регулярному посещению школьной библиотеки;
  2. Познакомить учащихся с разнообразием словарей.
  3. Научить детей работать со словарями.
  4. Воспитание бережного отношения и любви к книге.
  5. Привлечение детей к чтению.

Здравствуйте! Как вы считаете, где можно уместить всю Вселенную в одном месте? (высказывание А. Франса) Приложение 1

Вы согласны с данным утверждением? Обоснуйте своё мнение. За наиболее полный ответ – 2б.

1 тур

Это интеллектуальная разминка перед следующими заданиями. Команды отвечают по очереди на 10 вопросов каждая. За правильный ответ – 1 б.

1 команда

  1. Совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке. Азбука
  2. Карточка с вопросами для экзамена. билет
  3. Ученик, оставшийся в классе на второй год для повторного прохождения программы. Второгодник
  4. Вращающаяся модель земного шара с его картографическим изображением. глобус
  5. Самая низкая школьная учебная отметка. единица
  6. Тот, кто работает вместе с кем-нибудь. сотрудник
  7. Тот, кто завидует другим. завистник
  8. Школьный предмет, который летом продолжается на стадионах, в лагерях отдыха. физкультура
  9. Территория, на которой запрещена охота, рыбная ловля. заповедник
  10. То, что ученику каждый день нужно приготовить, но нельзя съесть. уроки

2 команда

  1. Традиционное место в классе, откуда ученики делятся своими знаниями с учителями и одноклассниками. доска
  2. Коллективное досье, которое составляют учителя на учащихся каждого класса. журнал
  3. Звуковой сигнал, который извещает о начале и окончании уроков. звонок
  4. Особое внимание ученика к чему-либо, желание узнать, понять. интерес
  5. Деревянная палочка со стержнем из смеси глины с графитом. карандаш
  6. Первые буквы имени и отчества. инициалы
  7. Жидкое лекарство для приёма внутрь. микстура
  8. Процедура учебного контроля, почти одинаково мучительная для учителя и ученика. экзамен
  9. Сговорились две ноги делать дуги и круги. циркуль
  10. чреждение, куда принимают неграмотных. школа

3 команда

  1. Лучше, но очень короткое время в жизни учеников и учителей. каникулы
  2. Планка для вычерчивания прямых линей, для измерений. линейка
  3. Белый камешек растаял, на доске следы оставил. мел
  4. Часть лица, которую иногда вешают ученики, получив двойку. нос
  5. Ещё живой дедушка современных ученических рюкзаков и кейсов. портфель
  6. Единственное место в школе, где вместо пищи духовной ученикам предлагается нормальная еда. столовая
  7. Чистые листы в обложке. тетрадь
  8. То, что определяет, сколько и каких уроков будет. расписание
  9. Вид письменной школьной работы – изложение своих мыслей на заданную тему. сочинение
  10. Коробка для ручек, карандашей. пенал

2 тур

Братья бывают разные. При помощи толкового словаря Даля выясните, кто такие молочный брат, крестовый брат, одноутробный брат, названный брат. Это задание первой команде.

Вторая команда выясняет, когда водят хороводы весенние, а когда осенние. Как развлекались парни и девки между осенними и весенними хороводами?

А третья команда нам должна объяснить: что такая красная изба, чёрная, сборная. Почему изба бывает «непряхой»?

3 тур

С помощью орфоэпического словаря расставьте правильно ударения в следующих словах.
А сейчас мы отдохнём и почитаем стихи.

4 тур

А это тур познавательный. Вы с помощью толкового словаря Даля выясните происхождение своей фамилии, что она обозначает.

5 тур

Предлагаю всем впасть в детство и вспомнить, как мы говорили. (каждая команда пишет на листочке объяснение каждому слову, затем жюри зачитывает)

6 тур
«Тайнопись». Нужно отгадать все фразеологические обороты с одним постоянным словом в месте с многоточием. То есть каждый фразеологический оборот содержит везде одно и то же слово.

1 к. ….ый свет, …ые стихи, …ми нитками шито, среди … дня, сказка про … бычка, чёрным по …му писано.

2 к. не … в обиду, … волю, … о себе знать, … маху, … слово, как пить …, не … спуску, ни…, ни взять.

3 к. из … вон плохо, сбыть с …, мастер на все …, сидеть сложа …, золотые …, чужими …ми жар загребать.

Сегодня мы узнали много нового и интересного. В заключение хочется напомнить высказывание знаменитого французского философа и писателя-просветителя Вольтера: «Выучить несколько языков – дело одного или двух лет, а чтобы научиться говорить на своём языке как следует, надо полжизни» Не забывайте о своих помощниках – словарях.