Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Утренняя гимнастика с музыкой

Разделы: Работа с дошкольниками


В нашей стране в системе физического воспитания детей дошкольного возраста одно из главных мест занимает развитие движений. Осуществляется эта задача в подвижных играх с правилами, на физкультурных занятиях, в утренней гимнастике и спортивных упражнениях.

Утренняя гимнастика — своеобразное занятие, которое проводят с детьми ежедневно перед завтраком. В этот момент осуществляется ряд оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Гимнастику следует проводить в гигиенической обстановке — в хорошо проветренном помещении, при открытых фрамугах, в облегченной одежде, не стесняющей движения и дыхания, в легкой обуви. Ежедневное проведение соответственно подобранных упражнений для слабых групп мышц, мышц плечевого пояса, а также мышц спины и живота, укрепляет эти мышцы и способствует выработке у детей правильной осанки, предупреждая возможность искривления позвоночника в боковом направлении (сколиоз) или в переднее - заднем (кифоз, лордоз). А такие упражнения, как поднимание на носки, на пятки, выставление ноги на носок, развивают и укрепляют мышцы опорно-двигательного аппарата и препятствуют образованию плоскостопия.

В результате регулярного проведения утренней гимнастики повышается общий тонус, улучшается кровообращение и обмен веществ, учащается и углубляется дыхание. Кроме того, гимнастика положительно влияет на нервно-психическую деятельность. Дети становятся более уравновешенными, спокойными, веселыми, бодрыми.

Для закаливания организма ребенка, при соответствующих условиях, после утренней гимнастики полезно проводить водные процедуры.

В процессе выполнения упражнений у детей закрепляются двигательные навыки, улучшаются, выправляются, становятся свободными как основные движения (ходьба, бег, прыжки), так и гимнастические. На утренней гимнастике используются упражнения, которые не требуют предварительного разучивания (поднимание рук вверх, в стороны, вперед, прямые наклоны туловища и т. д.). Однако есть и такие, которые следует предварительно разучивать (полное приседание, прыжки, упражнения с предметами: флажками, палками, обручами).

Ежедневная зарядка закрепляет навыки размещения в пространстве (построение в круг, колонну, перестроение из одной колонны в несколько), уточняет понятия в ориентировках налево, направо, вперед, назад, в сторону и т. д.

С помощью утренней гимнастики мы приучаем детей к определенному режиму. Воспитываем у них положительные качества, необходимые в условиях коллективной жизни,— выдержку, дисциплинированность, организованность, умение согласованно действовать в коллективе, чувство индивидуальной и коллективной ответственности. У детей развивается внимание, память, они приучаются осознанно относиться к своим движениям — внимательно слушать и выполнять упражнения самостоятельно.

Утренняя гимнастика способствует и эстетическому воспитанию. У детей развивается художественный вкус, они получают удовлетворение от четкого, красивого выполнения упражнений, правильного показа их воспитателем и от музыкального сопровождения. Таким образом, утренняя гимнастика при правильном подходе к ней и правильном ее проведении способствует решению многих задач физического и общего развития детей.

В осенне-зимний сезон, в дождливые дни зарядка проводится в помещении, с наступлением теплых весенних дней и до поздней осени — на воздухе. Иногда в теплые морозные день гимнастику можно проводить на участке в зимней одежде. Для этого подбирают самые простые и доступные движения, выполнению которых зимняя одежда не мешает (комплексы: «Птичка», «Погреемся», «Пузырь», «Поезд», «Самолеты», «Гуси»). В летних условиях гимнастику можно проводить в трусах и босиком.

Обычная структура утренней гимнастики такова: вводная ходьба, которая чередуется с непродолжительным бегом и заканчивается построением в круг (в младшей группе) или в несколько колонн (в старших группах). После этого дается упражнение, укрепляющее мышцы плечевого пояса, способствующее выпрямлению позвоночника и расправляющее грудную клетку. Затем — упражнение, укрепляющее мышцы спины и живота, массирующее органы брюшной полости, способствующее усилению процессов обмена веществ. Далее следует упражнение, укрепляющее мышцы ног, регулирующее кровообращение. После таких подготовительных упражнений проводится бег или прыжки, как наиболее интенсивные упражнения, повышающие все жизненные процессы в организме (усиливающие работу органов дыхания и кровообращения). Бег или прыжки сменяются ходьбой, которая возвращает организм в спокойное состояние. Затем проводится упражнение, укрепляющее дыхательные мышцы.

Закончить утреннюю гимнастику целесообразно чтением небольшого стихотворения о пользе спорта и пением бодрой песни. Стихи и песня закрепляют у детей понятие о необходимости утренней гимнастики, вносят эмоциональную окраску в занятие .

Упражнения должны быть простыми, чтобы детям не приходилось затрачивать много усилий для осознания и освоения их. Кроме того, они должны быть разнообразны и охватывать по преимуществу основные группы крупных мышц (плечевого пояса, спины, живота, ног). Движения для укрепления мелких мышц (например, помахивание кистями рук) не имеют большого физиологического эффекта и поэтому включаются в упражнения, охватывающие крупные мышечные группы.

Хорошо использовать образные упражнения (дети подражают движениям животных, работе машин, трудовым процессам взрослых). Упражнения с предметами, которые помогают фиксации лопаток, выработке правильной, красивой осанки, используются с учетом специфических свойств предметов. С помощью палок — сильные прямолинейные движения, с помощью флажков — маховые движения, с помощью обручей — пролезание и т. п. Такое разнообразие упражнений помогает развитию у детей свободы движений.

Ходьба бывает разных видов: обычная ходьба, ходьба широким шагом, ходьба на месте с высоким подниманием колен, мягкая пружинящая ходьба (для развития легкости в беге), ходьба на месте с подниманием пяток (профилактика плоскостопия) .

Бег дается обычный, легкий, на носках со свободным движением рук или с поднятыми в стороны руками («Самолет», «Птички»), бег с высоким подниманием колен и бег широкими шагами (в подготовительной группе).

Прыжки даются в виде подпрыгиваний на двух ногах; ноги вместе, ноги врозь; с выставлением одной ноги вперед, другой назад; прыжки на одной ноге; прыжки через флажки, палки, обручи.

В утренней гимнастике употребляются исходные положения — стоя, лежа и сидя. Сидя и лежа на полу можно заниматься только при наличии теплого пола или большого ковра, а в летних условиях — на траве и чистом песке (при условии, если утренняя гимнастика проводится до умывания и обтирания).

Основная стойка: пятки поставлены вместе, носки слегка разведены. В младшей группе дети стоят, слегка расставив ноги в стороны (на ширину ступни). В упражнениях для туловища употребляется стойка, при которой ноги расставлены на ширину плеч, причем ступни ставятся параллельно друг другу. Такое исходное положение способствует предупреждению плоскостопия.

Не следует давать стойку ноги врозь, с разворотом носков в стороны, так как при этом тяжесть тела падает главным образом на внутренний свод стопы, что может повести к плоскостопию.

Дыхание при выполнении упражнений заключается в замене отработанного воздуха свежим, богатым кислородом, путем основательного выдоха и глубокого вдоха. Потребность в кислороде у детей удовлетворяется за счет учащения дыхания. При выполнении упражнений с детьми педагог должен решить следующие задачи.

Первая задача — научить детей хорошо, полноценно дышать. Этому помогают подвижные игры с бегом на чистом воздухе. Следует приучать детей дышать через нос.

Вторая задача — научить ребенка не задерживать дыхание при выполнении упражнений. В этих целях движения можно сопровождать звуками или словами. Например, в упражнении «согревание» в момент обхвата кистями рук противоположных плеч делается выдох и произносится слово «ух». При боковом сгибании и поворотах туловища выдох совпадает с наклоном или поворотом туловища в одну сторону.

Третья задача — научить детей экономно расходовать имеющийся в легких воздух. Для этого полезно некоторые упражнения проводить в двух темпах: медленном и быстром. При медленном темпе выдох делается со звуком «тсс», «шш», «пф» или сопровождается словом «вниз». При быстром темпе на выдохе можно произносить слова («вперед», «вправо», «ух» и др.) или считать («раз», «два» и т. д.). Очень медленный темп движения неблагоприятно отражается на дыхании детей, так как ребенок дышит быстрее, чем взрослый.

Следует помнить, что упражнения с участием большого количества групп мышц, например движения туловища, проводятся в более медленном темпе, чем упражнения для верхних и нижних конечностей. Выполняя некоторые упражнения (приседан