Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Утренняя гимнастика с музыкой

Разделы: Работа с дошкольниками


В нашей стране в системе физического воспитания детей дошкольного возраста одно из главных мест занимает развитие движений. Осуществляется эта задача в подвижных играх с правилами, на физкультурных занятиях, в утренней гимнастике и спортивных упражнениях.

Утренняя гимнастика — своеобразное занятие, которое проводят с детьми ежедневно перед завтраком. В этот момент осуществляется ряд оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Гимнастику следует проводить в гигиенической обстановке — в хорошо проветренном помещении, при открытых фрамугах, в облегченной одежде, не стесняющей движения и дыхания, в легкой обуви. Ежедневное проведение соответственно подобранных упражнений для слабых групп мышц, мышц плечевого пояса, а также мышц спины и живота, укрепляет эти мышцы и способствует выработке у детей правильной осанки, предупреждая возможность искривления позвоночника в боковом направлении (сколиоз) или в переднее - заднем (кифоз, лордоз). А такие упражнения, как поднимание на носки, на пятки, выставление ноги на носок, развивают и укрепляют мышцы опорно-двигательного аппарата и препятствуют образованию плоскостопия.

В результате регулярного проведения утренней гимнастики повышается общий тонус, улучшается кровообращение и обмен веществ, учащается и углубляется дыхание. Кроме того, гимнастика положительно влияет на нервно-психическую деятельность. Дети становятся более уравновешенными, спокойными, веселыми, бодрыми.

Для закаливания организма ребенка, при соответствующих условиях, после утренней гимнастики полезно проводить водные процедуры.

В процессе выполнения упражнений у детей закрепляются двигательные навыки, улучшаются, выправляются, становятся свободными как основные движения (ходьба, бег, прыжки), так и гимнастические. На утренней гимнастике используются упражнения, которые не требуют предварительного разучивания (поднимание рук вверх, в стороны, вперед, прямые наклоны туловища и т. д.). Однако есть и такие, которые следует предварительно разучивать (полное приседание, прыжки, упражнения с предметами: флажками, палками, обручами).

Ежедневная зарядка закрепляет навыки размещения в пространстве (построение в круг, колонну, перестроение из одной колонны в несколько), уточняет понятия в ориентировках налево, направо, вперед, назад, в сторону и т. д.

С помощью утренней гимнастики мы приучаем детей к определенному режиму. Воспитываем у них положительные качества, необходимые в условиях коллективной жизни,— выдержку, дисциплинированность, организованность, умение согласованно действовать в коллективе, чувство индивидуальной и коллективной ответственности. У детей развивается внимание, память, они приучаются осознанно относиться к своим движениям — внимательно слушать и выполнять упражнения самостоятельно.

Утренняя гимнастика способствует и эстетическому воспитанию. У детей развивается художественный вкус, они получают удовлетворение от четкого, красивого выполнения упражнений, правильного показа их воспитателем и от музыкального сопровождения. Таким образом, утренняя гимнастика при правильном подходе к ней и правильном ее проведении способствует решению многих задач физического и общего развития детей.

В осенне-зимний сезон, в дождливые дни зарядка проводится в помещении, с наступлением теплых весенних дней и до поздней осени — на воздухе. Иногда в теплые морозные день гимнастику можно проводить на участке в зимней одежде. Для этого подбирают самые простые и доступные движения, выполнению которых зимняя одежда не мешает (комплексы: «Птичка», «Погреемся», «Пузырь», «Поезд», «Самолеты», «Гуси»). В летних условиях гимнастику можно проводить в трусах и босиком.

Обычная структура утренней гимнастики такова: вводная ходьба, которая чередуется с непродолжительным бегом и заканчивается построением в круг (в младшей группе) или в несколько колонн (в старших группах). После этого дается упражнение, укрепляющее мышцы плечевого пояса, способствующее выпрямлению позвоночника и расправляющее грудную клетку. Затем — упражнение, укрепляющее мышцы спины и живота, массирующее органы брюшной полости, способствующее усилению процессов обмена веществ. Далее следует упражнение, укрепляющее мышцы ног, регулирующее кровообращение. После таких подготовительных упражнений проводится бег или прыжки, как наиболее интенсивные упражнения, повышающие все жизненные процессы в организме (усиливающие работу органов дыхания и кровообращения). Бег или прыжки сменяются ходьбой, которая возвращает организм в спокойное состояние. Затем проводится упражнение, укрепляющее дыхательные мышцы.

Закончить утреннюю гимнастику целесообразно чтением небольшого стихотворения о пользе спорта и пением бодрой песни. Стихи и песня закрепляют у детей понятие о необходимости утренней гимнастики, вносят эмоциональную окраску в занятие .

Упражнения должны быть простыми, чтобы детям не приходилось затрачивать много усилий для осознания и освоения их. Кроме того, они должны быть разнообразны и охватывать по преимуществу основные группы крупных мышц (плечевого пояса, спины, живота, ног). Движения для укрепления мелких мышц (например, помахивание кистями рук) не имеют большого физиологического эффекта и поэтому включаются в упражнения, охватывающие крупные мышечные группы.

Хорошо использовать образные упражнения (дети подражают дви