Элективный курс "Естественно-научная картина мира"

Разделы: Химия


Пояснительная записка

Актуальность темы

В современном мире самые различные сферы человеческой деятельности преимущественно основывается на достижениях науки. Перспективы решения глобальных проблем, возникших сейчас перед обществом, связаны также с дальнейшим развитием науки. В настоящее время речь идет о становлении новой информационно- экологической цивилизации, наука в котором будем определять основу мировоззрения и ценностной ориентации общества. Однако в связи с этим сама наука претерпевает существенную трансформацию. В ней происходит переход от фрагментного, мозаичного познания действительности, к целостному, системному познанию.

Переход к системному этапу познания окружающего мира диктует также все более грозными явлениями в глобальной экосистеме – биосфере, связанными с непредвиденными последствиями научно-технического прогресса – загрязнениями окружающей среды, истощением ресурсов, возникновением новых заболеваний и т.д. Курс носит межпредметный характер. Объединение физики, химии, экологии в одном курсе продуктивно, во-первых, неразрывной связью этих важнейших составных частей естествознания; во-вторых, глубоким проникновением открытий этих наук в повседневную жизнь.

Новизна:

Задача современного школьного образования – формирование у учащихся целостного представления об основных изучаемых наук, их теоретических и прикладных аспектах. Химия и физика как учебные предметы в числе других задач призвана давать учащимся представления о научно обоснованных правилах и нормах использования веществ и материалов, физические знания раскрывают физическую сущность процессов, происходящих в природе в результате хозяйственной деятельности человека, а совместно с другими естественно научными предметами – формировать основы здорового образа жизни и грамотного поведения в природе. Учебные программы по различным предметам обладают большими потенциальными возможностями для экологического образования учащихся. Однако недостаточно лишь насыщать различный материал экологическим содержанием. Необходимо создать условия для активного овладения учащимися экологическими знаниями и умениями в процессе их учебной деятельности. Решению этой задачи может способствовать предлагаемая программа элективного курса “Естественнонаучная картина мира”, которая учитывает актуальность экологических понятий в обучении молодого поколения.

Основная идея курса

Показать учащимся, что окружающий мир представляет собой совокупность большого числа сложноорганизованных, взаимодействующих друг с другом, постоянно эволюционирующих систем; что эволюция биосферы и развитие человеческого общества подчиняются одним и тем же законам; что единственным условием возможного выживания человечества как биологического вида являются коэволюция человечества и биосферы.

Цель курса:

Сформировать у учащихся основы естественнонаучной картины миры, а на ее основе заложить фундамент для формирования личного мировоззрения у каждого учащегося.

Задачи курса:

  1. Формирование у учащихся целостной картины взаимодействия человека и окружающей среды.
  2. Развитее устойчивого познавательного интереса к идеям современной физики и химии при объяснении процессов и явлений в окружающем мире.
  3. Формирование умений самостоятельно оценивать экологические ситуации и принимать правильное решение.
  4. Выявление способностей учащихся к целенаправленной работе и с информацией и техническими средствами обучениями.
  5. Формирование коммуникативных способностей учащихся, умение работать в группах и парах сменного состава.
  6. Развитие способности к созидательной деятельности, толерантности, терпимости к чужому мнению, умение вести диалог, выступать перед коллективом.
  7. Содействие выбору профессии естественнонаучного цикла.
  8. Углубить расширить знания учащихся по физике и химии.
  9. Развивать навыки проектной и исследовательской работы.

Критерии освоения программы:

  1. Повышение мотивации к изучению экологии, химии, физики.
  2. Расширение кругозора.
  3. Участие учащихся в конкурсах, олимпиадах, НПК по данным предметам.
  4. Определение дальнейшего обучения на естественнонаучном направлении, профориентационное определение.

Элективный курс “естественнонаучная картина мира” рассчитан на 32 часа (1 час резервного времени). Курс предусматривает практические занятия, теоретические занятия, итоговые занятия после каждого раздела, деловые и ролевые игры.

Методы обучения:

  1. Словесный (беседа, лекции, рефераты, доклады).
  2. Наглядный (П\Р).
  3. Практический (решение задач).

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение познавательного интереса учащихся к предметам естественнонаучного цикла.
  2. Участие в конкурсах, олимпиадах, НПК.
  3. Совершенствование навыков экспериментальной работы.

Учащиеся должны уметь:

  • Сравнивать, находить общие черты и различия в разнообразных способах отражения окружающего мира.
  • Применять знания физических и химических законов для объяснения экологических процессов.
  • Проводить опыты с помощью учителя и самостоятельно.
  • Работать в группах.
  • Писать рефераты, придерживаясь определенной структуры.
  • Анализировать свою индивидуальную и коллективную деятельность с точки зрения влияния на окружающую среду.

Учащиеся должны знать:

  • Общие свойства систем.
  • Основные типы физических систем и их характеристики.
  • Особенности химической картины мира.
  • Особенности влияния человеческого общества на биосферу.
  • Глобальные проблемы стоящие перед человечеством.

Система оценивания:

Предполагается текущий и итоговый контроль.

Текущий контроль в форме:

  1. Устного ответа.
  2. Тестового задания.
  3. Представления рефератов, сообщений.

Итоговый контроль в форме защиты проектов или рефератов (по желанию учащихся). Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. В течение всего периода обучения предполагается самооценка и оценка преподавателя. Итоговая оценка преподавателя согласуется с самооценкой учащихся.

Содержание курса

Часть 1. Мир с точки зрения физики (1 час).

Цель: Показать, что изучение выводов отдельных наук не может гарантировать глубоко понимания процессов, происходящих в окружающем мире и требует синтеза знаний, полученных отдельными науками.

Физика и экология.

Часть 2. Электромагнитные явления. (5 часов).

Цель: Сформировать знания об электрическом токе, напряжении, ознакомить учащихся с действие электричества на организм человека и на окружающий мир. Закрепить полученные знания практически.

Электрический ток как направленное движение заряженных частиц. Напряжение как условие возникновения электрического тока. Последовательное и параллельное соединения проводников. Ионизация воздуха и атмосферное электричество. Здоровье человека и электромагнитные поля. Молния. Электричество и растения. Энергетика: вчера, сегодня, завтра. П\Р: “Исследование электрических цепей”, “Электрические заряды и растения”. Решение задач.

Часть 3. Физические процессы в атмосфере, гидросфере и их влияние. (3 часа).

Цель: Сформировать знания об атмосферном давлении, ознакомить учащихся с основными физическими процессами в атмосфере.

Атмосферное давление, факторы влияющие на величину атмосферного давления, измерение атмосферного давления, барометр. Испарение, относительная влажность, облака, ветер, погода. Перемещение воды.

П\Р: “Очистка промышленных стоков электрическим током”.

Часть 4. Тепловые явления. (4 часа).

Цель: Сформировать знания об механизмах, механической работе, тепловых двигателях и двигателях внутреннего сгорания и их влиянии на окружающую среду.

Простые механизмы и их использование в машинах. Механическая работа. Энергия. Источники энергии, значение солнечной энергии для жизни на Земле. Электростанции. Роль электроэнергии в жизни общества. Тепловые двигатели и двигатели внутреннего сгорания и охрана природы. Парниковый эффект и глобальное потепление климата.

П/Р: “знакомство с альтернативными источниками энергии”, “Знакомство с простыми механизмами”, “Вычисление механической работы”.

Решение задач.

Часть 5. Мир с очки зрения химии. (1 час).

Цель: Показать, что изучение выводов отдельных наук не может гарантировать глубоко понимания процессов, происходящих в окружающем мире и требует синтеза знаний, полученных отдельными науками.

Химия и экология.

Часть 6. Основные классы неорганических соединений и их физико – химические свойства. ( 4 часа).

Цель: Сформировать знания об основных классах неорганических соединений. Рассмотреть их влияние на окружающую среду.

Оксиды, соли, кислоты, основания. Кислотные дожди. Минеральные удобрения. Оксиды углерода, серы и азота и их влияние на окружающую среду. Решение задач с экологическим содержанием.

Часть 7. Химические процессы в гидросфере. (4 часа)

Цель: Сформировать знания об экологии гидросферы, ознакомить учащихся с основными видами загрязнителей гидросферы.

Физико-химические свойства воды. Вода как растворитель. Природные воды. Жесткость воды. Способы очистки воды.

П/Р: “определение пригодности воды для питья”, “Приготовление растворов с заданной концентрации”, “Удаление жесткости воды”.

Часть 8. Химические процессы в атмосфере.(4 часа).

Цель: Сформировать знания об экологии атмосферы, ознакомить учащихся с экологическими проблемами загрязнения воздуха.

Образование водорода, озона, кислорода и их круговорот. Экологические проблемы загрязнения воздуха. Озоновый слой и экологическая проблема его сохранения. “Парниковый эффект” как экологическая проблема. Экологический мониторинг воздуха. (практическое занятие).

Часть 9. Презентация работ учащихся. (4 часа).

Цель: Подведение итогов работы курса.

Защита работ учащихся. (Презентации, рефераты, проекты.)

Выводы:

Элективный курс “Естественнонаучная картинна мира” воспитывает у учащихся бережное отношение к природе, учит экологической культуре жизни. Дидактические, ролевые, деловые экологические игры способствуют формированию экологических знаний при изучении предметов естественнонаучного цикла. Применение их на занятиях позволит в активной форме провести проверку уровня усвоения экологических знаний, а также обеспечить путь получения учащимися новых знаний. Физические знания раскрывают физическую сущность процессов, происходящих в природе в результате хозяйственной деятельности человека. Экологические знания характеризуют человека и последствия его деятельности, и определяет параметры пределов вмешательства человека в ход естественных процессов. В связи с этим учебные задания для старшеклассников являются в большей степени количественными. Практическая часть курса позволяет организовать деятельность учащихся в рамках нетрадиционных методов и приемов обучения, таких как: экологическое прогнозирование, конструирование, моделирование, исследование и изучение свойств веществ. Такие сведения важны для учащихся.

Тематическое планирование элективного курса “Естественнонаучная картина мира”

Название темы Кол- во часов Форма проведение
  Введение 1  
1. Мир с точки зрения физики. 1 Беседа, рассказ.
  Электромагнитные явления. 5  
1. Электрический ток. Напряжение. Молния. 1 Лекция с элементами практики. (п/р, решение задач).
2. Ионизация воздуха и атмосферное электричество. 1 Лекция.
3. Энергетика: вчера, сегодня , завтра. 1 Деловая игра.
4. Электричество и растения. 1 Рассказ, сообщения учащихся, ПР.
5. Здоровье человека и электромагнитные поля. 1 Лекция, беседа.
  Физические процессы в атмосфере и гидросфере и их влияние. 3  
1. Атмосферное давление. 1 Лекция.
2. Испарение. Относительная влажность. Перемещение воды. 1 Лекция, П\Р.
3. Облака, ветер, погода. 1 Сообщения учащихся.
  Тепловые явления. 4  
1. Простые механизмы. 1 Лекция с элементами практики (Решение задач, П\Р).
2. Энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле. 1 Лекция, беседа, П\Р.
3. Электростанции. Роль электроэнергии в жизни общества и охрана природы. 1 Защита рефератов учащихся.
4. Тепловые двигатели и двигатели внутреннего сгорания и охрана природы. “Парниковый эффект и глобальное потепление климата”. 1 Урок – семинар с элементами игры.
  Итоговое занятие. “Экология и мы”. 1 Деловая игра.
  Введение 1  
1. Мир с точки зрения химии. 1 Беседа, рассказ.
  Основные классы неорганических соединений и их физико-химические свойства. 4  
1. Оксиды, соли, кислоты, основания. 1 Урок – семинар.
2. Кислотные дожди. Минеральные удобрен6ия. 1 Лекция – с элементами практики. Сообщений учащихся.
3. Оксиды углерода, серы, азота – как основные источники загрязнения атмосферы. 1 Урок – игра деловая – ролевая.
4. Решение экологических задач. 1 Практическое занятие.
  Химические процессы в гидросфере 4  
1. Физико-химические свойства воды. 1 Лекция с элементами практики.
2. Жесткость воды. 1 Беседа, П\Р.
3. Определение пригодности воды для питья. 1 П\Р с элементами исследования.
4. Способы очистки воды. 1 Урок – семинар.
  Химические процессы в атмосфере. 4  
1. Образование водорода, озона, кислорода и их круговорот. 1 Лекция.
2. Озоновый слой. 1 Проблемное занятие.
3. Парниковый эффект.   Проблемное занятие.
4. Экологический мониторинг воздуха. 1 Практическое занятие.
  Итоговое занятие. “Экологический совет”. 1 Деловая игра.
  Презентация работ учащихся. 4 Конференция.
       

Всего 32 часа (1 час резервного времени).

Учебно-методическое обеспечение

темы рефератов

А) История открытия законов электричества.
Б) история развития электрической техники.
В) История климата Земли.
Г) Основные источники энергии на Земле.
Д) Проблемы современной энергетики.
Ж) Энергетические процессы в живых организмах.
И) Вода и жизнь.
К) Экологические проблемы современности.
Л) “Парниковый эффект”: споры и проблемы.
М) Экология и автомобиль.
Н) Круговорот веществ в биосфере.

темы сообщений

А) Облака.
Б) Климат.
В) Погода.
Г) Ветер.
Д) Имеет ли вода память?
Е) Вода в космосе.
Ж) Кислотные дожди.
И) Удобрения и плодородие почвы.

тепы проектных работ.

А) анализ проб воды в различных районах города.
Б) Мое представление о городе будущего.
В) Слайд – презентация “Моя любимая планета”.
Г) Нитраты – в продуктах питания.
Д) Современная модель двигателя внутреннего сгорания.
Е) Современные тепловые двигатели.
Ж) Экологические катастрофы.
И) Необходимость экономии природных ресурсов и использование новых технологий.

Список литературы, который использовался при составлении программы

  1. Авторская программа элективного курса “Химия и экология” 8 класс, составитель Зарипова Х.С.
  2. Авторская программа элективного курса “Физика и химия” 9 класс, составитель Кузнецова В.А.
  3. Программа Естествознание издательство “Дрофа”, 2001.
  4. Авторская программа элективного курса “Физика и химия 9 класс, составитель Грачева Н.В.
  5. Химия 9 класс: сборник элективных курсов. Составитель Шипарева Г.А. – М.: Дрофа, 2007.

Приложение