Урок-конференция "Будь природе другом" (технология групповой работы)

Разделы: Начальная школа


Вид урока: обобщающий.

Технология: технология групповой работы.

Задача урока: расширить кругозор учащихся и обобщить знания по экологии, окружающему миру и краеведению.

Обобщающая цель: обобщить и систематизировать знания о растениях и животных.

Развивающая цель: развивать познавательные умения, умения наблюдать, сравнивать, анализировать и обобщать.

Воспитательная цель: воспитать у учеников бережного отношения к родной природе; воспитать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки; воспитать человека культуры, уважающего личность другого человека.

Ход урока

1. План действий учителя и учащихся.

Для данного урока заранее столы расставлены так, чтоб дети сели по группам (по 4 типу, урок контроля, организуется самооценка, самоанализ). На каждом столе стоят карточки с надписью «Отдел по охране…»

Учитель: Сегодня наш урок пройдет в виде конференции. Все вы представляете «Комитет по охране природы» (открывается надпись на доске) Каждая группа учеников – отдел по охране. Прочитайте таблички на своем столе ( отделы следующие: по охране зверей, птиц, насекомых, растений).

2. Задача урока

  • сегодня нам необходимо подвести итог знаний, которые вы получили в разделе «Природа»
  • Вам придется самостоятельно составить « свод законов о природопользованию» и отразить каждый закон в определенном знаке.
  • каждому надо определиться в своем отношении к природе.

3. Задания каждому «отделу»

Помните, что в данный момент вы решаете очень серьезную проблему защиты братьев своих меньших от жестокости и равнодушия. Вы тот щит, который укроет планету Земля и поможет ей расцвести и засиять яркими красками. Каждому отделу учитель раздает карточки с заданиями. На обсуждение, на выполнения задания и на отвечающих отводится 10-15 минут.

Пока дети готовятся, учитель отводит каждому «отделу» место на доске для расположения рисунков запрещающих знаков.

Карточка 1. (отдел по охране зверей)

Отгадайте загадки.

  1. Серовато – зубовато
    По полю рыщет,
    Телят, ягнят ищет.
  2. Летом гуляет,
    А зимой отдыхает.
  3. Не мышь, не птица
    В лесу резвится,
    На деревьях живет –
    И орешки грызет.

Расскажи об одном из этих животных по плану:

  1. Внешний вид.
  2. Место обитания.
  3. Убежище (нора, дупло, берлога)
  4. Чем питается?
  5. Почему человек истребляет?

Прочитайте текст, ответьте на вопросы.

ЗАЯЦ и КРОТ.

- Сколько лет, сколько зим! Ты ли это, брат Заяц?

- Я, Крот, я. Как видишь.

- В том-то и дело, Косой, что ничегошеньки-то я не вижу. Глаза у нас, кротов, совсем никудышные.

- По запаху узнал: мокрой шерсткой пахнешь, горькой осинкой. Вот радостная встреча!

ВОПРОСЫ:

- Почему Крот ничего не видит?

- Что помогает ему находить пищу и определить место нахождения?

Составить правила защиты зверей. Нарисовать запрещающие знаки.

Карточка 2. (Отдел по охране птиц.)

Отгадайте загадки.

  1. Летать летаю,
    Птиц всех забиваю.
  2. Пестрая крякушка
    Ловит лягушек.

Расскажи об одной из этих птиц по плану.

  1. Внешний вид.
  2. Место обитания.
  3. Есть ли у этой птицы особенности, какие?
  4. Чем питается?
  5. Почему истребляется человеком?

Прочитайте текст, ответьте на вопросы.

ВОРОБЕЙ и СИНИЦА. Н. Сладков.

- Здравствуй, Синица. Ты чего это перья носом перебираешь – чистишь их, что ли?

- Нет, Воробей, не чищу. Я их пересчитываю. Было у меня осенью 3000 перьев, а к весне осталось всего 2600 перьев.

- Четыреста перьев за зиму потеряла?!

- Подумаешь, за зиму! Я за одну драку, бывает, сразу по полсотни теряю! Как из подушки летят. Чего их жалеть? Есть чем наготу прикрыть и довольно.

Вопросы:

- Почему птицам очень важно иметь много перьев к зиме?

- Какая из этих птиц постоянно живет около жилья человека?

Составить правила защиты птиц и их потомства.

Нарисовать знаки, запрещающие вредить птицам.

Карточка 3. (отдел охраны насекомых)

Отгадайте загадки.

  1. Не птичка,
    А с пестрыми крылышками.
  2. Рогат, да не бык
    Шесть ног, да без копыт.
  3. Летит пищит,
    Сядет – молчит,
    Кто его убьет,
    Тот свою кровь прольет.

Расскажи об одном из этих насекомых по плану:

  1. Внешний вид.
  2. Место обитания.
  3. Чем интересно насекомое?
  4. Чем питается?
  5. Почему человек истребляет?

Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы.

Семья муравья. А. Ладонщиков.

Кузнечик встретился в лесу
С рабочим муравьем.
Он нес такой огромный сук,
Что не поднять вдвоем.
- Давай попрыгаем с тобой!
Кузнечик предложил.
- Нет, не могу, спешу домой.
- А где твой дом, скажи?
- Наш дом под елкой, возле пня…
Ответил Муравей.
- А какова у вас семья?
- На свете нет дружней семьи!
- И много вас?
- Не сосчитать. Наверное, тысяч двадцать пять
Работников и воинов.

ВОПРОС: Что вы знаете о муравьях?

Составить правила защиты насекомых.

Нарисовать знаки, запрещающие вредить насекомым.

Карточка 4. (отдел охраны растений)

Отгадайте загадки

  1. Что летом и зимой
    В рубашке одной.
    Стоит красавица на полянке:
  2. В белом сарафане -
    В зеленом полушалке.

Расскажи об одном из этих растений по плану:

  1. Внешний вид.
  2. Где растет?
  3. Чем интересно растение?
  4. Как человек использует?

Прочитайте текст, ответьте на вопросы:

ДУБ и ВЕТЕР.

- Ну, Дуб, вымахал же ты, братец, - чуть не до небес. Выше тебя в лесу и дерева нет. С чего это тебя так вытянуло?

- Помню, только еще из желудя, высунулся, траву вокруг увидел, а уж думаю про себя: « А что там за травой скрывается?» Вырос выше травы, кусты увидел и опять думаю: «А что там за кустами?» Ни днем, ни ночью покою не было: так и хотелось узнать, что за низенькими деревцами, что за высокими? Все тянулся, да тянулся – вон, какой вымахал!»

ВОПРОСЫ:

- Как вырастить дуб?

- Какая польза животным от дуба?

Составьте правила защиты растений. Нарисовать знаки запрещающие вредить растениям.

4. Коллективная защита работ отделов по охране природы. Все нарисованные знаки крепятся на доске в специально отведенном месте.

5. Заключительное слово. Всех детей благодарим за активность, творчество, дружную работу, взаимоподдержку и взаимопонимание.