Интегрированное занятие-путешествие (урок-лабиринт) "Очень любим мы отходы превращать в доходы"

Разделы: Начальная школа, Экология


Цель:

  • создание условий для применения учащимися приобретенных знаний и умений на практике в нестандартных ситуациях.

Задачи:

  • познакомить учащихся с некоторыми новыми способами применения бросовых материалов;
  • выработать у учащихся умения и навыки, необходимые в повседневной жизни;
  • развивать творческие способности и познавательные интересы детей младшего, среднего и старшего школьного возраста;
  • способствовать формированию эстетического вкуса, бережного отношения к природе, положительных качеств личности.

Используемые активные формы познавательной деятельности: обсуждение проблемы, практическая работа, кроссворд;

Используемые методы организации занятия:

  • репродуктивный;
  • репродуктивно-творческий;
  • работа со словарем;
  • методы практической работы;
  • наглядный метод обучения;
  • проблемный метод;
  • рассказ; беседа; консультация.
  • работа с инструктивными картами, схемами.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • 4 стола (по количеству практических станций в лабиринте);
  • Рисунок "Незнайка с вопросом";
  • Сундук с конвертом;
  • Инструктивные карты;
  • Образцы работ;
  • Конфетные обертки;
  • Пустые коробочки разных размеров;
  • Трубочки от сока;
  • Пластмассовые ячейки от Киндер - сюрприза;
  • Пластилин;
  • Цветная бумага;
  • Ножницы;
  • Клей;
  • Коробка с песком;
  • Кисточки;
  • Фломастеры;
  • Листы чертежной бумаги формат А-4.

Ход урока

Организационно - подготовительный этап.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада новой встрече с вами, где руки - не знают скуки, а голова постоянно стремится узнать что-то новое и интересное.

-Думаю, что сегодня мы вместе сможем сделать наш урок необычным и запоминающимся.

- Оглянитесь вокруг. Что сегодня не как всегда? (ответы детей) Поприветствуем, друг друга доброй улыбкой, настроимся на довольно трудное загадочное путешествие по лабиринту, который лежит перед вами.

- Как вы считаете, что такое "лабиринт"? (ответы детей)

- А вот какое определение этого понятия дает Ожегов, создавший в знаменитый словарь.

- Вот и мы сегодня зайдем в интересный лабиринт, в котором на пути нам будут встречаться длинные переходы, просторные залы, причудливые галереи, тупики, не дающие возможности двигаться вперед.

- У вас появляется прекрасная возможность стать первооткрывателями, исследователями, искателями удивительных кладов, состоящих из полезных знаний и умений. И каждый из вас попробует сделать нашу планету чище и прекраснее, превращая многочисленные отходы жизнедеятельности человека в массу полезных и нужных вещей (показать указкой на гору отходов и на выставку поделок).

Конструктивный этап:

а) Основной этап.

-В каждом доме всегда можно найти ненужные вещи, которые почему-то не выбрасываются, а ждут своего часа. Какие вещи вы можете назвать? (ответы детей)

- Если природный материал, перегнивая, дает плодородный слой почве, на котором потом растут цветы, деревья, грибы, то изделия из пластмассы, и из полиэтилена, пластмассовые бутылки, пробки: не перегнивают в почве, и поэтому их нельзя закапывать или выбрасывать на землю так как они засоряют природу. Их нельзя сжигать, так как они при сжигании выделяют ядовитые вещества в воздух, которым мы дышим, следовательно, вредят нашему здоровью. Поэтому, такие материалы называют бросовыми. А ведь с каждым годом его становится все больше и поэтому ученые, экологи ищут пути утилизации, вторичной переработки бросового материала. Строят специальные заводы, но их еще очень мало. И пока ученые решают эту проблему, творческие люди, народные умельцы мастерят из них различные сувениры, поделки, нужные в быту вещи. Мы с вами сегодня превратимся в таких умельцев, и будем творить чудеса в мастерской.

- И девизом нашего сегодняшнего познавательного путешествия станет "ОЧЕНЬ ЛЮБИМ МЫ ОТХОДЫ ПРЕВРАЩАТЬ В ДОХОДЫ"

- Путь по лабиринту отражен в маршрутном листе.

б) Систематизирующий этап.

- Наша первая остановка на пути - зал удивительных открытий "Чудо-коробочка". Посмотрите как много разных коробочек! Сколько же из них можно сделать игрушек и сувениров! Что для этого нам еще необходимо? (ответы детей)

-Мы уже не раз работали с разными видами бумаги. Для чего вообще нужна человеку бумага? (ответы детей) Вспомните, пожалуйста, какие поделки из пустых коробочек вы уже делали. А сейчас вы разделитесь на подгруппы и пофантазируете, каких еще животных можно изготовить.

Анализ образца

  1. какие материалы используются для работы?
  2. какие понадобятся инструменты?
  3. из скольких частей состоит поделка?
  4. как они соединены между собой?

Правила техники безопасности:

Ребята, вспомните, как безопасно работать с ножницами?

Какие правила надо соблюдать, работая с клеем?

Работа по инструктивным картам:

- Движемся дальше по лабиринту.

- Ребята, посмотрите, что это у нас на пути за препятствие? (кроссворд)

Мы не можем пройти дальше по галерее лабиринта, пока его не разгадаем.

( коллективная работа- разгадывание кроссворда) (Приложение 2)

- Успешно выполнив задание, вы можете прочесть в выделенных клетках название материала, с которым нам предстоит работать в следующем уголке запутанного лабиринта, (зашифрованное слово- трубочка)

- Эта остановка значится в маршрутном листе как "Волшебная трубочка"

- Вы любите получать подарки? (ответы детей)

- А дарить их? (ответы детей)

- Предлагаю вам разделиться на 2 группы и изготовить в подарок разноцветные бусы. Будет приятно и радостно и нам, и вам!

- Распределим работу (2 человека нарезают трубочки, 2 нанизывают, 1 придумывает дизайн бус) (коллективная работа), (пластмассовые трубочки для сока, разноцветные, разной длины; леска.)

- Огромное спасибо за подарок!

- Движемся по маршрутному листу дальше. Посмотрите ребята, кто это нам встретился на пути? (Незнайка) У него к нам вопрос: ЧТО ПОЛЕЗНОГО ДЛЯ СЕБЯ И ДЛЯ ОКРУЖАЮЩИХ Я СДЕЛАЮ, ЕСЛИ НЕ БУДУ ВЫБРАСЫВАТЬ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ?

- Давайте поможем ему ответить.

(по мере того как дети высказывают свои варианты, на доске появляются советы)

- Продлю жизнь вещам;

- Будет чище в городе

- Экономия семейного бюджета;

- Полезная вещь облегчит нашу жизнь;

- Изготовляя поделки, мы приобретаем умения и навыки, необходимые в повседневной жизни.

-Движемся дальше!

-Вы ребята молодцы, уже прошли 4 препятствия, но на пути еще много нового и интересного. Вперед!

- Посмотрите куда мы с вами попали? (учащиеся рассматривают экспонаты)

- Принося вам, радость в виде вкусного шоколада и игрушки внутри, он потом остается невостребованным.

- А вот и наши киндер - сюрпризы: цветы, гусеница, сделанные своими руками.

- Ребята, а какую форму имеет киндер - сюрприз? (овал - правильной и вытянутой формы в виде яйца)

- А можно киндер - сюрприз представить в виде туловища какого то животного, птицы, рыбы? (можно)

- Посмотрите сколько фигурок животных, рыбок, птиц можно сделать, используя, киндер - сюрприз в качестве туловища, причем расположить его можно по разному: как в вертикальном положении, так и в горизонтальном, (одновременно показ образцов изготовленных и нарисованных на листах, прикрепленных к доске)

- Значит, если добавить к киндер - сюрпризу недостающие части задуманной фигурки животного, вашу фантазию и творчество, то ваш киндер - сюрприз преобразится, а вы станете настоящими волшебниками.

Поможет вам в этом технологическая карта порядка сборки изделия на примере поросенка. (Обращаюсь к технологической карте на доске)

  1. Сделать лапки (они есть у всех, 2 или 4) можно просто подставку, чтобы киндер - сюрприз был устойчивым.
  2. Затем добавляем детали мордочки характерные данному животному, в нашем случае пятачок и ушки.
  3. Добавляем глаза, рот, хвост.

-Я вам раздам инструктивные карты с планом изготовления некоторых животных. Вы дома самостоятельно сделаете сувенир либо по инструктивной карте, либо, пофантазировав, став на миг волшебником, придумаете свой.

- Но мы не можем пройти дальше не выполнив задание (задание: придумайте стихотворение или лозунг о использовании ОТХОДОВ)

- Посмотрите ребята, как много нужных, красивых поделок мы изготовили сами своими руками из, казалось бы, ненужных вещей. Мы прошли с вами по лабиринту, и попали в последний зал, откуда уже виден выход. Однако перед нами еще одна интересная вещь- сундук.

- Откроем его?! Достаньте и прочтите задание. (Задание: "Ребята, нарисуйте экологические плакаты. Как нужно беречь природу? Может вы придумаете новое применение бросовым материалам!?")

- На прошлом занятии вы индивидуально или в парах выполнили это задание. Кто может представить свою работу. (презентация 1,2 работ)

Аналитический этап. Рефлексия.

- Ребята, какую пользу каждый из нас может принести окружающему миру? (высказывания детей)

- Спасибо, ребята!

- Что вас удивило на сегодняшнем уроке? Что вы почувствовали, гуляя по лабиринту?

- Как вы думаете, лично вы сможете сделать наш город чище и красивее? И вот пришло время оценить нашу совместную деятельность.

- Кто устал?

- Кому было интересно?

- Что вам больше всего запомнилось?

- Где возникали сложности?

- Большое спасибо за работу!

- Вы прекрасно трудились, творили, сочиняли. Думаю, знания, которые вы сегодня приобрели, пригодятся вам в дальнейшей учебе и повседневной жизни! Сейчас мы возьмем ваши плакаты и лозунги и прикрепим их на нашей игровой площадке. Но в нашем сундуке есть чудо-конфетка, сделанная из пластиковой бутылки она наполнена сладкими призами для вас. (Приложение 3)

- Вы заслужили, угощайтесь! До новых встреч!

Приложение 1, приложение 2, приложение 3.