Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Обобщающий урок по теме "Дроби"

Разделы: Преподавание математики


Цели:

  • образовательные – повторить, обобщить знания учащихся по теме, продолжить формирование вычислительных навыков учащихся;
  • развивающие – через решение заданий, постановку дополнительных вопросов активизировать деятельность учеников; формировать умение излагать свои мысли; развивать логическое мышление;
  • воспитательные – прививать интерес к математике, воспитывать веру в свои силы; учить коллективной и самостоятельной работе. (Слайд 2, Приложение 1)

Оборудование:

  • Компьютер
  • Тестовые задания
  • Бланки ответов

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Разминка. Устный счет.
  3. Станция “Историческая”.
  4. Станция “Наблюдательная”.
  5. Станция “Соображай-ка”.
  6. Станция “Переезд”.
  7. Станция “Конечная”.
  8. Домашнее задание.

(Слайд 3)

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте! Давайте создадим хорошее, дружелюбное настроение, улыбнемся друг другу. Улыбнулись! Садитесь.

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы с вами отправимся в путешествие на математическом поезде в страну “Дроби”.

Тема нашего урока “Дроби”. Цель урока: повторить и обобщить изученный материал по данной теме, закрепить правила действий с дробями, развивать логическое мышление, прививать интерес к математике.

На протяжении многих уроков мы с вами учились выполнять действия с дробями. На уроке вы должны показать свое умение решать задачи, уравнения, умение считать. Нам понадобятся ваши знания и внимательность. Отправляясь в путешествие в страну “Дроби”, мы с вами побываем на станциях “Историческая”, “Наблюдательная”, “Соображай-ка”, “Переезд”, “Конечная”, где мы закончим свое путешествие.

2. Разминка. Устный счет

– Перед тем как отправиться в путешествие несколько минут на сборы. Проведем разминку “Устный счет”.

1. Вычислите:

; ; ; ; ; ; ; ; ;

2. Представьте в виде смешанных чисел:

; ; ;

3. Представьте в виде неправильных дробей числа:

; ; .

Итак, мы успешно справились с заданиями и можем отправляться в путешествие. За время путешествия выявим самых активных пассажиров. За каждый правильный ответ будет вручаться жетон.

(Слайд 4)

3. Станция “Историческая”

Наше путешествие начинается со станции “Историческая”, на которой мы познакомимся с историей возникновения дробей.

Дроби появились в глубокой древности. В самых древних дошедших до нас письменных источниках – вавилонских глиняных табличках и египетских папирусах встречаются не только натуральные числа, но и дроби. Дроби были нужны, чтобы выразить результат измерения длины, массы, площади в случае, когда единица измерения не укладывается в измеряемой величине целое число раз.

Не всегда результат стоимости товара или долю, полученную, при разделе добычи удавалось выразить натуральным числом. Приходилось учитывать и части, доли меры. Так появились дроби.

В русском языке слово “дробь” появилось в VIII веке, оно происходит от глагола “дробить” – разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики (в XVII веке) дроби так и назывались – “ломаные числа”. У других народов название дроби также связано с глаголами “ломать”, “разбивать”, “раздроблять”.

В старину на Руси использовались монеты достоинством меньше одной копейки:

Грош – копейки, полушка – копейки.

Современное обозначение дробей берет свое начало в Древней Индии; его стали использовать и арабы, а от них в XII–XIV вв. оно было заимствовано европейцами. Вначале в записи дробей не использовалась дробная черта; Например, числа , записывались так:

1,
5
2
1
3

Черта дроби стала постоянно использоваться лишь около 300 лет назад. Первым европейским ученым, который стал использовать и применять современную запись дробей, был итальянский купец и путешественник, сын городского писаря Фибоначчи (Леонардо Пизанский). В 1202 году он ввел слово “дробь”. Названия “числитель” и “знаменатель” ввел в 13 веке Максим Плануд – греческий монах, ученый-математик.

(Слайды 5, 6)

4.Станция “Наблюдательная”

Перед посадкой в поезд нужно купить билеты, билет считается купленным, если вы на станции “Наблюдательная” ответите на заданные вопросы. Один отвечает, а все остальные слушают, если допущена ошибка, то исправляют и дополняют. Итак, слушаем вопросы.

  1. Что показывает знаменатель дроби?
  2. Что показывает числитель дроби?
  3. Какая дробь называется правильной?
  4. Какая дробь называется неправильной?
  5. Как сложить дроби с одинаковыми знаменателями?
  6. Как вычесть дроби с одинаковыми знаменателями?
  7. Как из неправильной дроби выделить целую часть?
  8. Как записать смешанное число в виде неправильной дроби?
  9. Как складывают или вычитают смешанные числа?

(Слайд 7)

Билеты куплены. Поезд движется. Следующая станция не близко, и пассажиры коротают время пути за выполнением тестовых заданий. В тетрадях поставили № варианта. Все задания выполняете в тетради, а в бланке ответа записываете номер правильного ответа.

Заполним бланки. На бланках записываем фамилию, имя и номер варианта.

ТЕСТ

Вариант 1

1. Представьте в виде неправильной дроби

1) 2) 3) 4)

2. Выделите целую часть из неправильной дроби

1) 2) 2 3) 3 4) 3

3. До обеда тракторист вспахал поля. Какую часть поля ему осталось вспахать?

1) 2) 3) 4)

4. В ящике было 5 кг яблок, а в корзине на 1 больше. Сколько килограммов яблок было в корзине?

1) 4 2) 6 3) 4)

5. Вычислите:

1) 2) 3) 4)

6. Решите уравнение: = 6

1) 5 2) 6 3) 15 4) 21

(Слайд 8)

Вариант 2

1. Представьте в виде неправильной дроби

1) 2) 3) 4)

2. Выделите целую часть из неправильной дроби

1) 2) 3) 4)<