Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Любовная лирика В.Маяковского

Разделы: Преподавание литературы


Цель:

  • дать учащимся представление о любовной лирике Маяковского, познакомить с фактами биографии поэта;
  • закрепить умение анализировать лирическое произведение;
  • заставить учащихся задуматься над тем, что такое любовь и как они понимают это чувство.

Оборудование:

Тип урока: урок – анализ лирических произведений.

Ход урока

Организационный момент

Вступительное слово учителя

Сегодняшний урок посвящён любовной лирике В.Маяковского. Давайте вместе перелистаем страницы этой великой жизни и постараемся увидеть В.Маяковского в малом и большом. И, может быть, этот сегодняшний урок поможет вам по – настоящему понять В.Маяковского и разобраться в его творчестве. Любовь - вечная тема - проходит через всё творчество Владимира Маяковского, начиная с ранних стихов и кончая последним незавершённым стихотворением “Неоконченное”. Относясь к любви как к величайшему благу, способному вдохновить на дела, на труд, Маяковский писал: “Любовь - это жизнь, это главное. От неё разворачиваются и стихи, и дела, и всё прочее. Любовь - это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявиться во всём”. Для него характерна широта лирического восприятия мира. Личное и общественное сливалось в его поэзии. И любовь - интимнейшее человеческое чувство - в стихах Маяковского всегда связана с социальными чувствами поэта-гражданина.

Известны многие адресаты лирики Владимира Маяковского: Лилия Брик, Мария Денисова, Татьяна Яковлева и Вероника Полонская.

В поэме “Облако в штанах” поэт рассказывает о своей безответной любви с первого взгляда в юную Марию Денисову, в которую он влюбился в 1914 году в Одессе. Он так охарактеризовал свои чувства:

Мама!
Ваш сын прекрасно болен!
Мама!
У него пожар сердца.

Эта трагическая любовь не выдумана. Сам поэт указывает на правдивость тех переживаний, какие описаны в поэме:

Вы думаете, это бредит малярия?
Это было,
было в Одессе.
“Приду в четыре”, - сказала Мария.

Но исключительное по силе чувство приносит не радость, а страдания. Пути М. Денисовой и В. Маяковского разошлись. Тогда он воскликнул: “Любить нельзя!”

Но не любить Маяковский не мог. Прошло не более года и поэт влюбляется в Лилю Брик. Лили Юрьевна Каган (1891 – 1978) была одарена от природы, но непостоянна в своих увлечениях: учась в гимназии, проявила прекрасные способности к математике и в 1909 году даже поступила на высшие женские курсы по этому профилю, но уже через год занятие математикой сменило увлечение живописью и лепкой, а позже – балетом.

Сообщение учащегося “История взаимоотношений Маяковского и Лили Брик”.

Выразительное чтение стихотворения “Лиличка!” (1916г.)

Анализ стихотворения:

- Первое, что привлекает наше внимание при чтении текста, - заглавие и подзаголовок. Что мы можем узнать из заглавия стихотворения?

- Если заглавие стихотворения настраивает на эмоциональное восприятие текста, то подзаголовок к какому жанру его относит?

- Закономерно возникает вопрос: почему именно эта форма была избрана поэтом?

- Второй вопрос, следующий из подзаголовка, - в какой мере в стихотворении представлена структура письма?

- Интимная интонация письма подчёркивается первым же сравнением. Найдите его.

- Найдите строку, в которой передаётся напряжённо – тревожное состояние героя.

- “Строительный” материал стихотворения разнообразен. Активное использование какого слова прежде всего привлекает ваше внимание?

- Какие местоимения использует поэт?

-И герой (адресант), и его любимая (адресат) охарактеризованы в тексте, причём адресат характеризуется через восприятие героя. Какую лексику использует поэт, говоря о своей любимой?

- В противовес такой конкретности, чувства адресата даны описательно. В каких словах и строках это проявляется?

- Какие определения герой относит к себе?

- Сколько композиционных частей можно выделить в стихотворении?

- Что представляет собой первая композиционная часть?

- Чем завершается первая композиционная часть?

- Какова, на ваш взгляд, тональность 2 композиционной части?

Слово учителя

Жизнь пошла по-новому. И в этой жизни внезапно появилась еще одна женщина, не менее чувственная чем Лиля, но более красивая. После “разрыва” и Брики, и Маяковский много ездили по миру. Она - чтобы развеяться, он - чтобы найти “большую любовь, которая одна может спасти”. И вот в Париже он встретил ту, которой удалось потеснить в его сердце образ Лили. Татьяна Яковлева за два года до знакомства с Маяковским по вызову своего дяди художника А. Е. Яковлева переехала в Париж.

Двадцатидвухлетняя девушка отличалась необыкновенной, по отзывам современников, фатальной красотой. Высокая, грациозная, с длинными ногами, белой кожей и выразительным взглядом, о