Вход в Личный кабинет

Сложные предложения с разными видами связи

Разделы: Преподавание русского языка


ЦЕЛИ: повторить виды сложных предложений, закрепить умение учащихся определять вид связи в сложных предложениях с разными видами связи, закрепить умение учащихся расставлять знаки препинания в предложениях с разными видами связи, развить логическое мышление учащихся, повторить морфологические признаки и правописание окончаний глаголов, воспитать уважительное отношение к символам России.

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация.

ХОД РАБОТЫ

I. Вступительное слово учителя.

Урок русского языка сегодня не совсем обычный. Мы его посвятим одному уникальному дереву. Что это за дерево, вы узнаете, отгадав загадку.

*Записать предложение, сделать пунктуационный разбор.

«Есть дерево о четыре дела: первое дело – мир освещать, другое дело – крик утишать, третье дело – больных исцелять, четвертое дело - чистоту соблюдать».

- Дайте характеристику предложению.

- Объясните постановку двоеточия и тире.

- Назовите орфограммы, представленные в данном предложении.

- О каком же дереве говорится в загадке?

Действительно, это береза. Издревле любима и почитаема она на Руси. Образ ее опоэтизирован в народных песнях и сказках, воспет музыкантами и художниками, писателями и поэтами. И сейчас с их помощью мы повторим виды сложных предложений.

II. Основная часть урока.

1. Фронтальный опрос.

- Какие виды сложных предложений вам известны?

- Чем отличаются сложноподчиненные предложения от сложносочиненных предложений?

- Начертите схемы.

2. Определить вид сложного предложения.

А) В глуши на почве раскаленной
Береза старая стоит;
В ее вершине обнаженной
Зеленый лист не шелестит.
И. Никитин

Б) Я полюбил тебя в янтарный день,
Когда, лазурью светозарной
Рожденная сочилась лень
Из каждой ветки благодарной.
С. Городецкий

В) Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Н. Рубцов

Г) Кора березы находит применение при изготовлении различных поделок, а как бумагу бересту использовали не только в древности, но и в Великую Отечественную войну в партизанских отрядах.

- Определите тип подчинения придаточных в предложении В.

*Синтаксический разбор предложения.

Без березы не мыслю России –
Так светла по-славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От березы вся Русь рождена.
О. Шестинский

[ = ] – [ = -], (что, + + +, - =).

- Какова тема и идея данного четверостишия?

- Какой тип связи простых предложений в составе сложного встречается в предложении?

Такой тип предложения называется сложным предложением с разными видами связи.

* Найти подобные предложения в стихотворении Е. Виноградова, определить тип связи.

У дороги березы стеною,
Беспокойны, легки и чисты.
Посадили их люди весною
От великой своей доброты.

Я не ведаю, кто эти люди,
Где их дом, где родные места,
Только жизнь у них так же пусть будет
Беспокойна, легка и чиста.

- Сравните предложенные схемы

- Чем отличается постановка знаков препинания в данных предложениях?

ЗАПОМНИТЕ: либо то (но, так), либо другое (запятая).

III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

- Словарная работа.

Гражданственность.

Гражданин – гражданственность – гражданская позиция

*Стол справок (По словарю Ожегова)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: написать мини-сочинение на тему «Держись своей березы – иначе пропадешь» (Г. Серебряков).