Классный час "Удивительный мир природы". 2-й класс (с использованием ИКТ)

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 2


Форма проведения: урок – виртуальная экскурсия.

Тип урока: закрепление, обобщение и углубление приобретенных знаний, умений, навыков.

Образовательная система: «Школа 2100».

Цель урока: воспитание чувства ответственности за своё поведение в природе, - выработка знаний о нормах и правилах поведения в природе, потребности в общении с природой.

Задачи урока:

  1. Образовательные:
    • повторить, закрепить и углубить знания о ядовитых грибах и растениях, лекарственных растениях;
    • формировать у детей представление о необходимости сохранения окружающей природы; расширять кругозор.
  2. Развивающие:
    • развивать познавательную активность, творческие и коммуникативные способности;
    • совершенствовать мыслительные операции;
    • развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции, речь.
  3. Воспитательные:
    • воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к миру природы, осознания своей значимости в решении экологических проблем;
    • формировать умение видеть красоту родной природы;
    • формировать моральные и эстетические убеждения; воспитывать любознательность, пытливость в процессе общение с природой.

Оборудование: ТСО: проектор, компьютер, экран, магнитофон, музыкальный диск «Голоса птиц в природе», диск со слайд-шоу ядовитых и лекарственных растений, пейзажей. Рисунки, сочинения детей. Карточки с правилами поведения в природе, для игры – корзинка с грибами из картона, зеленый конверт с вопросами, для обратной связи ученика, клей карандаш, силуэт дерева из белой бумаги. Оформление классной доски: комплектация «В лесу»: грибы, цветы, бабочки, дерево с яблоками, пруд, солнышко, облака.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие по лесу. Наша экскурсия под девизом: (хоровое чтение с доски). «Наблюдай и восхищайся, Изучай и береги!». С пением птиц, с шелестом листьев со звоном весеннего ручейка мы открываем свой особый образ природы, свой особый мир. Этот мир учит нас быть добрыми, смелыми, сильными духом и стойкими. Он помогает познавать красоту, вызывает чувства, побуждающие эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, печалят или радуют.

Учитель читает стих Е. Карасёва.

Посмотри, мой юный друг!
Что находится вокруг?
Небо светло – голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года –
Это всё вокруг - …
природа! (Дети говорят хором)

– Давайте подумаем, что нас радует в природе? (Ответы детей.)

Наша экскурсия пройдет под девизом: (хоровое чтение с доски). «Наблюдай и восхищайся, Изучай и береги!»

– Да, красота, это чистый воздух, тишина леса, голоса птиц и зверей, шелест листвы, журчание ручейка. Чтобы эту красоту увидели и другие люди, надо научиться общаться с природой. Обратите внимание на выставку ваших рисунков.

Ученик читает стих:

Солнце встало рано-рано,
Посмотри, как хорошо кругом!
Мы выходим на поляну,
Поиграем, отдохнём!

Учитель: Вот красивая лесная полянка. (Показывает на красочно оформленную доску). Давайте здесь отдохнём и послушаем музыку леса, голоса природы.

(Включается грамзапись. Голоса «птиц». На фоне музыкального сопровождения дети читают отрывки из стихотворения «В лесу» Игоря Киселёва)

  1. Как дышится в лесу!
    Как льдинки горлом льются!
    Как будто пьёшь росу
    Из блещущего блюдца!

  2. Как слышится в лесу!
    Заполнив чашку с верхом,
    Мчит эхо на весу
    По веткам, как по вехам!

  3. Как пишется в лесу!
    Лес, приглушив гуденье,
    С листа, прогнав осу,
    Дарует вдохновенье!

  4. Как верится в лесу
    В загадочное счастье!
    Уйти в седьмом часу,
    Оглядываясь часто!

  5. Жаль, тени по лицу –
    Некрепкая завеса…
    Как хочется в лесу
    Не уходить из леса!

(Раздаётся стук в дверь. Появляется ученик в костюме старичка-лесовика)

Учитель: Ой! Кто это?

Лесовик:

Это я – седой старик,
Называюсь лесовик,
Этот лес я сторожу,
За порядком здесь слежу.

Учитель и дети: Здравствуй, старичок лесовичок!

Лесовичок: Здравствуйте, дети! Зачем в лес пожаловали?

Ученик: Мы, дедушка, в лес пришли погулять, отдохнуть, грибов-ягод пособирать.

Лесовичок: Знаю, знаю, как вы гуляете-отдыхаете. Муравейники разоряете, цветы топчете, насекомых, зверей обижаете. Не пущу вас в лес!

Учитель: Старичок-лесовичок! Наши дети лес любят и уважают, пословицы и поговорки про него знают. Послушай!

(Дети говорят пословицы о лесе).

Приложение 1

Лесовичок: Ну коли так, добро пожаловать в мои лесные владения. Но сначала вы мне расскажите, что нельзя делать в лесу.

Проводится игра «Соотнеси правила и картинки». (Запрещающие знаки размещены на доске, к ним подбираются соответствующие правила).

Приложение 2

Лесовичок: А скажите, ребята, какие ядовитые растения нельзя рвать в лесу?

Дети называют ядовитые растения: дурман, белена, волчье лыко, вороний глаз, ландыш (семена). (На экране проецируется иллюстрация этих растений).

Лесовичок: А сейчас я вам покажу свои грибные места, заодно я вас проверю и игру для вас затею.

Проводится игра «Съедобные и несъедобные грибы». (Дети берут карточки грибов и распределяют их на две группы).

Лесовичок: Молодцы, ребята! Оказывается вы очень много знаете о лесе. Но прежде, чем разрешить вам прогулки по лесу, мы должны вспомнить правила поведения в лесу. Все ли помнят эти правила?

Читает стих:

Чтобы река и ручьи не мутнели,
Рыбы резвились и птицы пели,
Зелень от солнца в жару бы спасала,
Каждому правила знать на мешало.

Лесовичок раздаёт каждому учащемуся красочно оформленные правила поведения в природе, прощается и уходит.

Приложение 3

Учитель: Вспомнив правила, мы отправимся вглубь леса и познакомимся с «зелённой аптекой», т.е. лекарственными растениями. Весь зеленый мир – это зеленая аптека, о которой справедливо писал поэт С. Кирсанов:

Я не степью хожу,
Я хожу по аптеке,
Разбираясь в её травяной картотеке.
Беспредельная степь,
Ты природой написанный
Странный рецепт.

Природа – это щедрая зелённая аптека. В лесу, в поле и даже на пыльной дороге «растут» лекарства в большом количестве. В настоящее время насчитывается около 600 видов растений, используемых в медицине. Только их, ребята нужно знать и уметь ими пользоваться.

А какие наиболее распространенные лекарственные растения вы знаете? (Ответы детей).

Учащиеся читают стихи о лекарственных растениях. На экране в это время проецируется иллюстрация этих растений.

Приложение 4

1. Лекарственная ромашка используется от простуды, кашля и ангины.

Если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель, поднимется жар.
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар.
Знакомая с детства, родная ромашка,
Её мы лекарственным другом зовём.

2. Сок тысячелистника, нанесённый на рану, останавливает кровотечения и способствует быстрому заживлению.

Сумей-ка на листе вот этом
Все листики пересчитать,
Кому на это не хватит лета,
Тому поставить можно пять.

3. При болезни сердца помогают капли ландыша.

Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне, кажется, его задень, –
Он тихо зазвенит,
И этот звон услышал луг,
И птицы, и цветы вокруг.

4. Свежие листья подорожника прикладывают при ссадинах, при ожогах, при укасах насекомых.

Тонкий стебель у дорожки,
На конце его сережки,
На земле лежат листочки –
Маленькие лопушки.
Нам он, как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук.

5. Пижма очень хороша для любого лекарства. В народе пижму называют – дикой рябиной.

Поникли все цветы и листья –
Так солнце греет горячо.
И только пижмы золотистой
Жара любая нипочем.

Учитель: С незапамятных времен люди лечились травами. Ученые говорят, что природа щедра и мудра, она создала лекарство буквально от всех болезней. Задача человека найти это растение. И причина появления неизлечимых болезней в том, что еще когда-то давно человек собственными руками уничтожил необходимую траву. Люди, к сожалению, чаще относятся к природе не бережно, не экономно, а эгоистично, расточительно. Нужны например, листья для лекарства, а срывают все растение, да еще и с корнем, или нужны корни – и идут копают их тогда, когда растение еще цветет. И не думают о том, что из-за этого с каждым годом лекарства становится все меньше и меньше. И может наступить такой момент, что зеленая аптека «закроется».

Нужно всегда помнить, что если зеленая аптека «закроется», то «закроется» она навсегда, потому, что уничтоженные растения уже невозможно восстановить.

Так будем же к ней бережны и внимательны.

Ученик читает стихи, сопровождающиеся показом слайд-шоу пейзажей природы.

Приложение 5

  1. Нам жить в одной семье,
    Нам жить в одном кругу,
    Идти в одном строю,
    Летать в одном полете…
    Давайте сохраним
    Ромашку на лугу,
    Кувшинку на реке
    И клюкву на болоте.

  2. Дерево, трава, цветок и птица
    Не всегда умеют защититься,
    Если будут уничтожены они,|
    на планете мы останемся одни.
    (В. Берестов)

  3. Фиалки, ландыши для нас
    Веселый май в садах припас,
    Но мы их рвать не будем –
    Пускай цветут на радость людям!

  4. Если ты сорвешь цветок,
    Если все: и я, и ты
    Если мы сорвем цветы –
    Опустеют все поляны
    И не будет красоты!
    (Т. Собакина)

Учитель: Многим растениям уже сейчас грозит исчезновение. Они прислали «просьбы о помощи», о которых нам расскажут ребята.

  1. Природа просит доброты,
    Природа просит малости:
    Не рвите попусту цветы,
    Имейте каплю жалости.
    (А. А. Стром)

  2. Не рвите, не рвите фиалки,
    Весной они хороши,
    Поднявшись над прелью, весною
    Царят, расцветая в глуши.
    Густеют вечерние краски
    И прячутся стежки-пути.
    Здесь дремлют лиловые сказки
    С златой серединой в груди.
    В живых только светятся вёсны
    В живых только сказки живут.
    Не рвите, не рвите фиалки.
    С фиалками сказки умрут.
    (А. А. Стром)

  3. Как это страшно – умиранье рода.
    Всех поголовно, всех до одного.
    Когда опустошенная природа
    Уже не в силах сделать ничего.
    И поползёт проказа запустенья.
    И пересохнут ниточки воды.
    И птицы вымрут.
    И падут растенья.
    И зверь не обойдет своей беды.
    И только тут корысти не ищи ты,
    Какой ты отговоркой не владей,
    Земля защиты требует. Защиты.
    Она спасенья просит у людей.
    (С. Островой)

  4. Берегите эти земли, эти воды,
    Даже малую былиночку любя,
    Берегите всех зверей внутри природы,
    Убивайте лишь зверей внутри себя!
    (Е. Евтушенко)

Учитель: И в заключении нашего путешествия мы поиграем в игру «Зеленый друг».

(Из конверта зеленного цвета дети достают вопросы, читают вслух и на них отвечают.)

Приложение 6

– Наша экскурсия заканчивается под девизом (хоровое чтение с доски).

«Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!»

В конце экскурсии исполняется песня «Закат солнца» Э. Грига. (сольное или групповое пение).

Приложение 7

Рефлексия. Вывешивается силуэт дерева из бумаги, на который дети наклеивают листочки определенного цвета:

  • Зеленый – если любишь природу, знаешь и соблюдаешь правила поведения в лесу, хочешь, чтобы наша планета была цветущим садом.
  • Жёлтый – тебя не волнует, что происходит в окружающей природе, что происходит с растениями и животными.
  • Красный – если ты к природе относишься не бережно, не экономно, а эгоистично, берешь пример с невежественных людей, бездумно губящих природу.

Литература:

  1. Е. И. Гончарова, Е. В. Савченко, О. Е. Жиренко «Школьный летний лагерь» М.: «Вако». 2004.
  2. Н. А. Касаткина «Учебно-воспитательные занятия в группе продлённого дня». Волгоград: «Учитель» 2007.
  3. В. С. Николаева «Проблемы экологического образования младших школьников». Кемерово. 1998.