Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок истории России в 8-м классе на тему "Внутренняя политика Александра III"

Разделы: Преподавание истории и обществознания


Цели:

  1. Сформировать представление о личности Александра III, показать роль К.П.Победоносцева в формировании политической программы;
    показать, что сущностью внутренней политики Александра III является корректировка реформ предшествующего царствования.
  2. Развивать навыки составления характеристики исторического деятеля.
  3. Продолжать формирование ценностного отношения учащихся к нравственным качествам выдающихся государственных деятелей.

Оборудование:

  1. Карта «Россия в пореформенный период».
  2. Слайды с портретами Александра III и К.П.Победоносцева.
  3. Раздаточный материал:
    а) карточки с материалами для составления исторического портрета;
    б) фрагменты рабочих тетрадей.
  4. Карточки с датами.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня мы приступаем к изучению последнего 20-летия XIX века.

II. Повторение.

Но прежде давайте повторим основные события:

Задание 1.

Назовите событие по датам:

  • 1803 г. – Указ о «Вольных хлебопашцах».
  • 1807 г. – Тильзитский мир.
  • 1812, 7 сентября – Бородинское сражение.
  • 1825, 14 декабря – Восстание декабристов.
  • 1853-1856 гг. – Крымская война.
  • 1861, 19 февраля – Отмена крепостного права.
  • 1864 г. – Земская реформа.
  • 1874 г. – Военная реформа.
  • 1877-1878 гг. – Русско-турецкая война.

Задание 2.

Назовите представителей династии Романовых, правивших в XIX веке:

  • Павел (1796-1801),
  • Александр I (1801-1825),
  • Николай I (1825-1855),
  • Александр II (1855-1881),
  • Александр III (1881-1894).

Задание 3.

Определите, о каком историческом деятеле идет речь:

Александр I Был старшим сыном в семье, его воспитанием больше занималась бабушка, она возлагала на него особые надежды. Первые годы его деятельности оценены А. С. Пушкиным как «прекрасные». А о последних же поэт писал: «Властитель слабый и лукавый, плешивый щеголь, враг труда, нечаянно пригретый славой». Стремился жить вне столицы, видимо, потому, что чувствовал здесь влияние высших бюрократических сфер, а так же помня заговор против своего отца и ту легкость, с какой он совершился.
М. М. Сперанский О ком говорил французский император, обращаясь к Александру I: «Неугодно ли вам будет, государь, променять этого человека на какое-нибудь королевство?»
Николай I Какой русский император на жалобу Кавказского наместника на расстроенные нервы супруги, ответил: «Нервы? – У императрицы тоже были нервы. Но я сказал, что бы никаких нервов не было, и их не стало».
А. А. Аракчеев Характеризуя этого человека, его наделяют отрицательными качествами: жестокость, беспощадность, тщеславие, льстивость. Возвышение началось при Павле I с поста командира гатчинской артиллерии, а при Александре I он стал графом и сосредоточил в своих руках огромную власть. Именно он был инициатором печально знаменитых военных поселений.
Александр  II Этот человек получил прекрасное образование – среди его учителей были В. А. Жуковский и М.М.Сперанский. Вступил на престол в трудных условиях - Россия проигрывала в войне. Был страстным охотником, не мог пройти мимо «Записок охотника» И. С. Тургенева, об этой книге он говорил позднее, что именно она стала тем фактором, который показал ему необходимость отмены крепостного права.
М. Т. Лорис-Меликов Был военным человеком, и большая часть его службы прошла на Кавказе, где он показал себя прекрасным военным специалистом. В 1879 году стал губернатором в Харькове. Его политику называли «диктатурой сердца», «политикой лисьего хвоста и волчьей пасти». Став министром внутренних дел, предложил проект, получивший название «Конституция». Проект был одобрен Александром II, но не утвержден.

Почему же Александр II не утвердил проект Лорис-Меликова? (Император был убит 1 марта 1881 года).

III. Новая тема.

В этой трагической обстановке на престол вступает новый император АлександрIII.

Запишите тему урока и эпиграф:

«…с верою в силу и истину самодержавной власти, которую мы призваны утверждать и охранять…»
Из коронационного манифеста Александра III.

После событий 1 марта в столице царила паника. Нужно было решить вопрос - начнётся ли поворот от векового самодержавия к представительному правлению, к сотрудничеству власти и общества, предложенного в проекте М.Т. Лорис- Меликова.

Ваша задача на уроке:

  1. выяснить, какой путь выберет Александр III (укрепление самодержавия или сотрудничество власти и общества);
  2. записать в тетрадь план урока в соответствии с ходом урока (пункты плана на доске записаны не по порядку).

1. Личность Александра III.

Стал наследником престола в 1865 году после неожиданной кончины старшего брата Николая. Его не готовили к императорскому венцу, и он получил обычное для великих князей военное образование, однако и его не сумел освоить в полной мере. Историю наследнику читал С. М. Соловьев, юридические науки К. П. Победоносцев. После смерти старшего брата цесаревич взял в жены его невесту датскую принцессу Дагмару, в православии Марию Федоровну. У них было трое сыновей – Николай, Георгий, Михаил и две дочери, Ксения и Ольга. Еще до вступления на престол объездил пол России. Предпочитал останавливаться в домах простых людей, вел долгие разговоры с людьми пожившими, знавшими толк в старинных обычаях и привычках, поражал современников своей простотой, знанием народной жизни; и русским (мужицким) складом характера.

Внешне он тоже напоминал мужика, был излишне полн, чем вызывал насмешки в царской семье. Но окладистая борода и почти всегда военный мундир предавали его облику представительность и основательность. Отличался колоссальной физической силой: легко ломал подковы и сгибал серебряный рубль. Государственной экономией был похож на Петра I, даже брюки ему перештопывал ординарец. После смерти Александра II стал опасаться террора.

(Возможно сообщение подготовленного учащегося о личности императора).

Уже 2 марта принимая высших государственных сановников, император подчеркнул, что не обманывается относительно состояния дел в России, что не пойдет ни на какие уступки и готов мужественно встретить опасность. Он сказал: «Я принимаю венец с решимостью. Буду пытаться следовать отцу моему и закончить дело начатое им».

Может быть реформы будут продолжены?!

2. Противоречивый характер начала царствования Александра III.

8 марта 1881 года состоялось обсуждение проекта Лорис-Меликова. За созыв представительства высказалась большая часть сановников, в руках которых к началу 1881 года была реальная власть – сам граф Лорис, министр внутренних дел, министр финансов Абаза и военный министр Д. А. Милютин. Казалось, настроение собрания определилось, когда слово взял один из второстепенных сановников, худощавый человек с сухим худощавым лицом. «Бледный, как полотно и, очевидно, взволнованный», – с удивлением отметил очевидец. «Я в смущении, я в отчаянии, – почти с крика начал оратор, – сердце сжимается при мысли о предложенном проекте: в нем слышаться фальшь, скажу более, он дышит фальшью, едва ли не пришло время сказать: конец России, ведь в России хотят ввести Конституцию!». Беды России, по мнению оратора, порождены реформами. Речь его продолжалась 10-15 минут, но некоторым показалось, что она длилась целую вечность. Он доказывал, призывал, разоблачал. Теперь, восклицал оратор, обращаясь к царю, нам предлагают учредить верховную говорильню, и когда? «Когда по ту сторону Невы, рукой подать отсюда, лежит в Петропавловском соборе не погребенный еще прах благодушного русского царя, который среди белого дня растерзан русскими же людьми!».

Совещание было ошарашено. Впервые осуждались «Великие реформы». Их авторы обвинялись в гибели Александра II . «На всех нас лежит клеймо несмываемого позора. Мы все должны каяться!» – выкрикнул оратор. И Александр Ш неожиданно отозвался: «Сущая правда, все мы виноваты. Я первый обвиняю себя!».

В считанные недели после 8 марта руль государственного корабля был повернут на 180 градусов. Еще недавно всесильные Лорис, Абаза, Милютин получили отставку, а у кормила власти встал человек, выступивший против них 8 марта.

Кто он? Давний наставник царя, обер-прокурор Святейшего Синода – Константин Петрович Победоносцев. С 1861 года профессор московского университета, родился в семье профессора словесности. Замкнутый кабинетный труженик, необычайно боялся хаоса, который может породить несдержанная высшей силой толпа. Приглашенный преподавать наследнику престола, он перебрался из Москвы в Петербург и посвятил себя главным образом государственной службе. Мягкий, даже не решительный в личных отношениях он был неумолимо жесток в политике. Когда должны были закрыть одну из духовных семинарий, в которой произошли беспорядки, и местный архиерей умолял Победоносцева отменить это решение – дело было зимой, многим воспитанникам грозило голодная смерть, из Петербурга пришла телеграмма: «Пусть умрут».

Победоносцев пытался силой заставить людей быть счастливыми, добрыми и подчинить всю жизнь приказам. Являлся ярким представителем консерватизма, хранителем традиций, выступал «против всяких изменений ради идеала монархии», считал, что реформы погубят Россию. «Гением тьмы», «великим инквизитором» называли его современники. Именно он стал автором коронационного манифеста Александра III. 29 апреля 1881 года царь обнародовал манифест, в котором говорилось: «Посреди великой скорби глаз Божий повелевает нам встать на дело правления, в уповании на Божественный промысел, с верою в силу и истину самодержавной власти, которую мы призваны утверждать и охранять…»

Отправив в отставку Лорис-Меликова и отклонив его проект, царь сделал первый шаг в сторону реакции (сопротивление прогрессу).

Новым министром внутренних дел стал Н.П.Игнатьев, он начал свою деятельность с создания особого совещания, которое получило право ссылать подозрительных без суда сроком на 5 лет, появились «Временные правила для печати» в результате закрыты все независимые журналы. Вместе с этим новый министр попытался развить идеи Лорис-Меликова. В 1883 году предполагалось созвать Земский собор в составе 3000 человек, избранных из разных сословий. Открытие готовилось к торжеству коронации. Собор, по замыслу Игнатьева, должен был выработать предложения по борьбе с революцией. Император сочувствовал проекту. В дело, однако, вновь вмешался Победоносцев. Он доказывал, что созыв собора станет «гибелью России». Игнатьева отправили в отставку, на его место назначили Дмитрия Андреевича Толстого, проводившего ранее не популярную школьную реформу. Ради карьеры граф был готов на все, и, естественно, был против всякого представительства.

С этого времени правительство полностью переходит к консерватизму, отказывается от реформ. Правительство пытается сохранить и законсервировать прежние порядки.

3. Социальная политика.

Чтобы проводить новый курс, царь пытается заручиться поддержкой всех слоев населения.

Дворяне Царь подтверждает их главенствующую ро