"Повторение об имени прилагательном"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: обобщение пройденного

Цели урока: воспроизвести имеющиеся знания об имени прилагательном, обогатить знания учащихся о синтаксической и лексической функции прилагательного, продолжить развитие умения работать в группах, вести коллективный учебный диалог, развитие интеллектуальных качеств.

Ход урока:

1. Организация начала урока.

-Ребята, по-вашему, что такое чудо?

(Это что-то необычное, сверхъестественное).

-Я хочу, чтобы девизом нашего урока стали слова «Способность видеть в обыкновенном чудесное - признак мудрости».

-Сегодня мы будем работать с обыкновенными словами, предложениями, стихотворениями. И если кто-то из нас увидит в них чудесное, мы в конце урока сможем назвать себя мудрецами.

-для начала подумайте, как из трех кружков сделать два. Стирать нельзя. И помните, что у вас урок русского языка.(Слово «два»).

-Эта часть речи называется числительное.

-а какие части речи вам известны?

(Существительное, прилагательное, глагол, местоимение, наречие, предлог, союз). [1]

2. Введение в тему урока. Повторение теоретических знаний.

-Одной части речи мы уделим сейчас внимание.

-Вместо вопросительного знака поставьте нужную букву. Ответ обоснуйте.

  1. тяжелая – я (Признак: безударная гласная в корне, ставим «о»)
  2. полевое - ? (о)
  3. трескучий - е
  4. далекий - а (Признак: орфограммы корня, ставим «т»)
  5. скользкий - з
  6. честный - ? (т)
  7. сердце - с (Признак: части речи, ставим «п», прилагательное)
  8. пахучий- ? (п)
  9. хрустнул - г

-Что такое прилагательное?

(П=Ч.Р.+ П.П.+ ОЙ,ОЕ,АЯ)

-О какой части речи пойдет речь на уроке?(о прилагательном)

  1. легкий- е (Признак: число, «е»- единственное)
  2. местные- м
  3. пятнистая- ? (е)
  4. звездное- с (Признак: род, «ж» - женский)
  5. волчья - ? (ж)
  6. поздний - м

-Как изменяются имена прилагательные? (По родам, числам, падежам).

-Какие это признаки ? (непостоянные).

-Имя прилагательное всегда стоит в той же форме, что и…(существительное).

-Что значит в той же форме? (в том же числе, роде и падеже).

-Посмотрите внимательно на слова, назовите лишнее. Ответ обоснуйте. («Сердце» - существительное, «хрустнул» - глагол. Все остальные слова прилагательные. «Местные» - стоит во множественном числе, все остальные в единственном).

-На какие группы, по каким признакам можно разделить слова ? (по орфограммам, по родам).

Задания группам.

Найдите прилагательные

  • 1 группа – в начальной форме (3,4,5,6,8,10,15).
  • 2 группа - ж.р. и ср.р. (1,2,12,13,14).

Найдите орфограммы

  • 3 группа – слова с безударной гласной (1,2,3,4,8,12).
  • 4 группа – с парными по звонкости и глухости (5,10).
  • 5 группа - с непроизносимыми согласными (6,11,13,15).

-Какие слова не вошли в группы (волчья, местные).

Физминутка.

Я буду называть словосочетания. Если в нем есть прилагательное в единственном числе, то приседают девочки, во множественном - мальчики.

Новое задание, новые задания, стройное дерево, зеленые деревья, лесные поляны, лесной гриб, подъемные краны, пушистая ель, пушистое одеяло, мягкие шарфы.

Почему у прилагательных много вопросов?(разные род, число, падеж).

-Посмотрите на словосочетания, записанные на доске. Объясните разные окончания.

Белая земля (ед.ч., ж.р., И.п.)
Раннее утро (ед.ч., ср.р., И.п.)
Синие облака (мн.ч., И.п.)
Черный грач (ед.ч., м.р., И.п.)
В узком окне (ед.ч., ср.р., П.п.)
Хитрой лисой (ед.ч., ж.р., Т.п.)
Осеннюю погоду (ед.ч., ж.р., В.п.)
С Черного моря (ед.ч., ср.р., Р.п.)

-Как определить род и падеж у прилагательного (по существительному)

-Как написание безударной гласной в падежных окончаниях прилагательных7 (по вопросу).

Работа с тест-листами.

Вставьте в тест-листы окончания. Докажите. Работать будем по цепочке.

Трескуч… пламя, осенн… ненастье, на горюч… смесь, в прежн… время, посторонн… люди, поздн… решение, на блестящ… украшение, осенн… лужи, могуч… деревья, давн… история, лежащ… трава, растущ… дочь, про вечерн… сказку, недавн… событие, к тих… месту, около местн… театра, к старинн… замку, о темн… переулке, вокруг тонк… льда, туман… днем, о тускл… шаре, упрям… ослу. 

Работа в парах.

Выполните морфологический разбор имени прилагательного.

Выберите словосочетание и выполните разбор у доски (1 человек от группы):

  • У тонкого (льда)
  • К тихому (месту)
  • О гладком (зеркале)
  • Могучие (деревья)
  • Осенние (лужи)

Физминутка.

Если в словосочетании есть прилагательное Ж.Р. с –АЯ- наклон вперед, Ж.Р, с другими окончаниями – назад.

Крепкая дружба, любимая дочь ,паровую мельницу, холодная погода, ледяной горкой, простая задача, чистой посудой , пахучая трава. Прямой дорогой, голубую ленту.

3. Тестирование. Работа в группах.

После того, как группа выполнила работу, 1 человек от группы выходит и указывает

у доски верные ответы. Группы получают тесты.

Тест №1.

  1. Подчеркните существительное женского рода: дядя, постель, лагерь, портфель, братишка.
  2. Подчеркните словарное слово: вдруг, дружить, другие, друг, друзья.
  3. Подчеркните глагол: начало, началось, скоро, конец, быстро.

Тест №2

  1. Подчеркните существительное 2-го склонения: Оля, метель, машина, солнце, сирень.
  2. Подчеркните глагол прошедшего времени: идти, писать, светило, скажет, скакать.
  3. Подчеркните наречие (как? где? куда?): облако, небо, высоко, бежало, дошла.

Тест №3

  1. Подчеркните глагол: песочный, сыпучий, песок, посыпка, посыпалась.
  2. Подчеркните прилагательное: колючая, колоть, иголка, колючка, укол.
  3. Подчеркните слово, в котором два слога: теплоход, оптика, треск, группа, дискотека.

Тест №4

  1. Подчеркните прилагательное: белизна, белеть, бело, белый, белок.
  2. Подчеркните словарное слово с непроверяемой безударной гласной: смотреть, блестеть, сверкать, плясать, глядеть.
  3. Подчеркните существительное среднего рода: стекло, зимняя, молния, синее, ветер.

4. Творческая работа с текстом.

-Каждая группа из полученных слов составляет предложения.

-Дополните предложения прилагательными.

- Запишите текст.

Темное облако низко плыло над землей. Из него посыпалась колючая и мелкая крупа. Вдруг началась сильная метель. На черном небе сверкали яркие звезды.

-Укажите словосочетания существительное + прилагательное (по группам).

5. Итог урока.

-О какой части речи мы с вами говорили?

-Что вы знаете о прилагательном?

-А вы почувствовали себя на уроке мудрыми?

Что же чудесного вы увидели в обыкновенном уроке, слове?

Использованная литература:

  1. Журнал «Начальная школа». 2006г. №9, стр.85, 88