Урок русского языка в 4-м классе. "Глагол. Правописание НЕ с глаголами"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • расширить и углубить знания учащихся о глаголе;
  • учить находить и правильно писать не с глаголами;
  • развивать внимание, познавательную активность детей, расширять кругозор учащихся.

Оборудование урока:

  • карточки №1 и №2 с индивидуальными заданиями;
  • фотографии пингвинов;
  • рисунки солнышка и тучки у каждого ученика.

Ход урока

1. Мобилизующее начало урока. 

Я рада вас видеть!

– Мы рады вас видеть! (Слова учителя и детей сопровождаются ритмичными хлопками)

2. Минутка чистописания.

На доске написаны следующие слова : м рщины, б л ница, тр вяной,р зв лил, (не) об жали.

– Каким образом можно разделить слова на группы?

– Какое слово лишнее?

Слова делим на группы по частям речи: существительное, прилагательное, глаголы. Лишнее слово больница, так как в нём букв больше, чем звуков, и так далее

– Буква для минутки чистописания находится в корне имени существительного множественного числа и обозначает согласный непарный глухой всегда мягкий звук.

– Вторая буква находится в приставке глагола прошедшего времени и обозначает безударный гласный звук.

– Третья буква является окончанием в имени существительном единственного числа.

– Какая орфограмма объединяет все эти слова?

Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением. Например, морщины – морщит, и так далее.

– Сегодня мы будем писать сочетания букв Щаищ Щщаи щаиЩ аиЩщ

Учитель показывает образец написания букв и их соединений. Учащиеся выполняют работу.

3. Повторение изученного материала.

– Что такое глагол?

Как изменяются глаголы?

– Как определить глагол прошедшего времени?

– На какие вопросы отвечает инфинитив?

– Чем обычно глагол бывает в предложении?

– Глядя на глаголы, написанные на доске, сформулируйте тему урока.

– Тема урока «Глагол. Правописание не с глаголами. (Запись появляется на доске).

– Учитывая тему урока, сформулируйте его цель. Используйте для этого запись на доске

Цели:

  1. расширить и углубить знания …;
  2. учиться находить и правильно писать ….

– Цель нашего урока: расширить и углубить знания о правописании не с глаголами; учиться находить и правильно писать не с глаголами.

4. Словарная работа.

– Продолжим реализацию нашей первой цели. Я буду диктовать словарные слова, а вы записывать глаголы в нужной форме. Выражение – записываем глагол прошедшего времени единственного числа мужского рода. Сочинение – инфинитив. Решение – глагол настоящего времени множественного числа. Сверкать – глагол настоящего времени единственного числа. Путешествие – глагол будущего времени. Взаимопроверка в парах.

– Как вы думаете, почему эта часть речи получила такое название?

Выслушиваются ответы детей.

– Чтобы выяснить, чей ответ был верным, давайте познакомимся с материалами карточки №1.

В старославянском языке слово глаголъ означало «слово», «речь», «глаголить» значило «говорить». Одна из двух славянских азбук называлась глаголицей, это название образовалось от слова глаголъ.

Употребление слова глагол в старом значении можно встретить в стихах поэтов XVII-XIX веков: «Глагол веков – металла звон!» (Г. Державин). «Глаголом жги сердца людей!», «Но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется, душа поэта встрепенется, как пробудившийся орел…» (А. С. Пушкин).

Слово глагол постепенно утратило старое значение. Теперь это название одной из частей речи.

5. Физкультминутка.

– Если вы услышите глагол. то поднимаете руки и хлопаете над головой.

– Учитель диктует слова: рисунок, рисовать, говорил, говор, белизна, белый, белеет, свет, светлый, посветлеет, хвалить, похвала, похвальный, хвалебный, рыжий, порыжел, рыжики.

– Какие однокоренные слова запомнили?

– Сколько групп однокоренных слов услышали?

6. Работа над новым материалом.

– Прочитайте пословицы.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
После дела за советом не ходят.

– Назовите глаголы.

– Какой смысл придаёт глаголам частица не?

– Как пишется не с глаголами?

– Обобщите наши рассуждения.

Не с глаголами пишется раздельно, придаёт глаголам отрицательный смысл

– Правописание не с глаголами - это орфограмма.Она обозначается следующим образом. НЕ дуть.

Чтение правила в учебнике.

7. Закрепление изученного материала.

– Прочитайте текст, постарайтесь его запомнить.

Живут в Антарктиде пингвины. Пингвины хоть и птицы, но (не) летают. Крылья им нужны для того чтобы грести под водой. Гнёзда для птенцов пингвины (не) делают. Но яйцо на снег тоже не кладут. Пингвиненок замерзнет. Пингвин-папа держит яйцо на лапах и согревает его собственным пухом. Людей пингвины тоже (не) боятся. Смело приходят к зимовщикам и к морякам в гости.

– Напишите текст по памяти, опираясь на начало предложений (часть каждого предложения в тексте учитель стирает).

Живут в Антарктиде ….
Пингвины хоть и птицы ….
Крылья им нужны для того ….
Гнезда для птенцов ….
Но яйцо ….
Пингвиненок ….
Пингвин-папа держит яйцо на лапах и ….
Людей ….
Смело приходят к зимовщикам ….

– Подчеркните орфограммы. Сколько встретилось слов с изученной орфограммой

8. Итог урока. Самостоятельная работа.

– Возьмите в руки карточку №2. Допишите предложения.

Глагол - это … У
В предложении глагол является … М
Глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы … Н
В прошедшем времени глаголы имеют суффикс … И
Инфинитив имеет суффиксы … Ц
Не с глаголами пишется … А

– Если запись продолжена верно, записываете рядом с ответом ту букву, которую я вам скажу. Прочитайте какое слово у вас получилось?

9. Рефлексия.

– Если во время урока у вас было хорошее настроение и вы справились с поставленными задачами, прикрепите к доске солнышко. Если наоборот, на уроке получалось не все – прикрепите тучку.

Литература:

  1. Бакулина Г.А. «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка»: Часть вторая. – Киров: 1998.
  2. Бакулина Г.А. «Интеллектуальное развитие учащихся на уроках русского языка»: 5 класс. – Киров: 2002.