Деятельностный подход в обучении на уроках окружающего мира

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Обеспечить усвоение знаний о замкнутом круговороте путем смены экосистемы;
  2. Учить анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания путем решения проблемных вопросов;
  3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Средства обучения: компьютер, экран, проектор, компакт-диск «Мир природы» автор: Г.О. Аствацатуров и др., магнитофон, учебник «Окружающий мир» Обитатели Земли, 3 класс, 2 часть, автор: А.А. Вахрушев, Атлас Самарской области (растения и животные, занесенные в Красную книгу), таблицы экосистемы, иллюстрации, макеты поверхности Земли, сухие грибы с деревьев, схемы экосистем, раздаточный материал с заданиями для работы в группах.

Ход урока 

1. Организационный момент.

– Настроимся на урок. Упражнение «Сотвори в себе Солнце» (релаксация).

(Магнитофон. Включена музыка. Руки вытянуты на парте ладонями вверх)

В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку.

Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир, звездочка стала еще больше.

Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку.

Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем (руки в стороны вверх).

2. Блиц-опрос.

– Урок наш начнем как всегда с блиц-опроса.

– Дополните фразы названиями составных частей экосистемы.

  1. Часть экосистемы, в которой расположены корни растений – это …(почва).
  2. Обитатели экосистемы, к которым относимся и мы с вами – …(потребители).
  3. Жидкая часть экосистемы – …(гидросфера).
  4. Обитатели экосистемы, которые дают всем организмам кислород – …(производители).
  5. Самая твердая часть экосистемы – …(литосфера).
  6. Обитатели экосистемы, которые живут в почве и дают растениям питательные вещества – …(разрушители).
  7. Часть экосистемы, которая состоит из смеси газов – …(атмосфера).

– Предлагаю задание для каждого ряда. Составьте из этих организмов цепь питания. Кому я дам карточки, тот со своего ряда выбирает еще 3 человека, и уже вместе составляете цепь питания. (Детям даются карточки).

1 ряд: растение → кузнечик → скворец → сокол
2 ряд: водоросли → рачки → карась → щука
3 ряд: ель → жук-усач → дятел → ястреб

– Определите, к какой экосистеме относятся эти организмы?

1 ряд: экосистема луга,
2 ряд: экосистема озера,
3 ряд: экосистема леса.

Задания по рядам.

– Определив названия, вы встаете:

1 ряд – лесных производителей,
2 ряд – лесных потребителей,
3 ряд – лесных разрушителей.

Ель, белка, дятел, береза, дождевой червь, ястреб, микробы, лось, белый гриб, дуб, мышь. (Учитель читает вслух. Определяя названия, дети встают по рядам - физкультминутка).

3. Актуализация знаний.

– На прошлом уроке мы с вами изучали потребителей и разрушителей лесной экосистемы. Сейчас посмотрим фрагмент фильма «Живая и неживая природа», чтобы вспомнить пройденный материал. (Компакт-диск «Мир природы». Приложение 1)

– Расскажите о роли птиц в экосистеме леса. (Рассказ ученика в Приложении 2).

– Расскажите о взаимоотношениях деревьев и жуков-короедов. (Рассказ ученика в Приложении 3).

– Какой вывод мы можем сделать из услышанного?

Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его.

Расскажите о разрушителях лесной экосистемы. (Рассказ ученика в Приложении 4).

– Только лесная экосистема имеет замкнутый круговорот веществ. Остальные: озеро, болото, луг – имеют незамкнутый круговорот веществ, поэтому превращаются друг в друга и стремятся к лесу.

4. Постановка проблемы.

– На с. 63 прочитайте диалог Миши и Лены.

– Чтобы ответить на вопрос Лены, нужно посовещаться в четверках.

Итак, озеро начинает зарастать и превращаться в болото, болото – в луг, а луг – в лес.

Проблемный вопрос: Выходит, в конце концов все вокруг покроется лесом?

– Как же вы ответите на проблемный вопрос? (Оформление доски в Приложении 5).

(Дети совещаются в четверках и отвечают, что безлесные участки появляются снова и снова, т. к. пожары, наводнения, вырубка леса, ураганы и другие причины разрушают экосистемы.)

Что нам сегодня предстоит выяснить?

Какие беды происходят с лесом и как их лечит природа.

Попробуйте сформулировать тему урока,

Как природа залечивает раны.

5. Совместное открытие знаний.

  1. Что разрушает экосистему леса?
    с.63 задание 1: Посмотрите на рисунки и напишите, как появляются безлесные участки.
  2. Как природа залечивает раны?

Работа в группах.

– Каждой группе адресовано письмо. Ответьте: как природа залечивает раны?

1 группа: пожары (костер)
2 группа: наводнения
3 группа: ураганы
4 группа: вырубка леса

Пожары (костер)

Деревья сгорели. Животные погибли или разбежались.

ОДНАКО: Почва обогатилась золой, т.е. неорганическим веществом. В почве остались семена трав. Как природа залечивает раны после пожаров?

Наводнения

Затопило лес.

ОДНАКО: Образовалось лесное озеро. Как природа залечивает раны после наводнений?

Ураганы

Сломаны деревья. Разрушена почва.

ОДНАКО: Сохранилась трава и мусорщики. Почва обогатилась неорганическими веществами. Как природа залечивает раны после ураганов?

Вырубка леса

Деревья вырубили. Обмелели реки. Ушли животные.

ОДНАКО: Остался кустарник. Есть птицы, насекомые. Как природа залечивает раны после вырубки леса?

Дети работают в группах. (Фотографии работы в группах в Приложении 6). (Включена запись птичьих голосов на магнитофоне.)

Итак, какие у вас есть предположения решения данной проблемы? Как вы ответите на вопрос урока: Как природа залечивает раны? Давайте выслушаем ваши версии.(Материал выступлений групп в Приложении 7).

Дополнения к выступлениям групп. (Материал дополнений учителем выступлений групп в Приложении 8).

– Какой вывод мы сделаем из всего сказанного?

Вода и огонь разрушают экосистемы. Но природа умеет их восстанавливать. Влияние человека на природу со временем возросло. И теперь ей стало трудно исправлять ошибки людей.

6. Первичное закрепление. (Обучение способам применения знаний).

Как люди могут помочь природе?

Для этого нужно знать и главное выполнять правила, которые помогают природе залечивать раны.

– Поработайте в парах. С. 66 задание 4: Попробуйте выбрать из списка советов те, которые помогут сохранить природу. Из каждой пары советов – один правильный. Обведите только правильные советы. (Проверка правильных ответов).

7. Домашнее задание.

–vЖелающие, нарисуйте плакат, призывающий бережно относиться к природе. А кто желает, напишите призывы, как люди могут помочь природе.

8. Подведение итогов урока.

– Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

  • Что разрушает экосистему леса.
  • Как природа залечивает раны.
  • Как сохранить лес.

Чьи версии подтвердились?

– Как оцените свою работу?

9. Заключение.

– Прочитайте эти слова:

НАША ПЛАНЕТА – ГЛАВНАЯ СОКРОВИЩНИЦА МИРА.

– И в заключение я хочу вам поведать одну историю.

Однажды на берегу солнечно-лазурного моря один человек нашел старинный сундук. Поднял тяжелую заржавевшую крышку, а там… В сундуке было несметное богатство. В красных рубинах бушевало неугасающее пламя, бриллианты и жемчуга коварно заманивали в свои прекрасные сети.
Быстро промчался не один десяток лет. Каждый день Человек брал из сундука по одной монетке или камешку…
Как-то раз Человек приказал подать тот самый старинный сундук. Где-то на дне огромного сундука лежало несколько монет да десяток камней. Вот все, что осталось от несметного богатства.
Может ли это быть в реальной жизни? Может……..
Наша планета – главная сокровищница мира. Если каждое поколение людей будет «уносить с собой» по камешку, то вскоре «сокровищница» опустеет.
Чтобы этого не произошло,
чтобы на земле можно было жить,
мы должны сохранить нашу планету.

– Давайте задумаемся, может быть, за последние недели, с лица Земли исчезло еще одно животное, еще одна птица, еще одна морская звезда или еще одно растение. Давайте будем помнить, что каждое животное или растение неповторимо. Вдруг мы его больше не увидим на Земле?

– На этом наш урок закончен. Спасибо всем за работу.