Урок - литературная игра по поэме "Руслан и Людмила" с использованием ИКТ

Разделы: Литература


Цель урока:

  1. Обобщение разговора о первой пушкинской сказке.
  2. Весело и в игровой форме повторить изученное произведение.
  3. Развитие детской фантазии и воображения.
  4. Воспитание у учащихся нравственности и положительных эмоций, направленных на создание стойкого читательского интереса.

Оборудование и ТСО:

  • выставка иллюстраций учащихся к поэме «Руслан и Людмила»;
  • выставка книг А.С.Пушкина;
  • карточки для стих-лото;
  • реквизит для инсценировки (шлем, борода, меч, банка, чистые листы бумаги, платок-сеть, колпак, шапка);
  • карточки с устаревшими словами;
  • 3 компьютера;
  • мультимедийный проектор с экраном.

Оформление доски: рисунок 1.

Рисунок 1.

Описание игры.

Участвуют три команды, выбирают капитанов, по очереди выполняются задания, в конце игры подводятся итоги.

Ход урока

1. Приветствие.

Эпиграф:

«Для вас, для вас одних
Времен минувших небылицы,
В часы досугов золотых…»
(1)

(На экран выводится презентация (см. Приложение) по поэме «Руслан и Людмила» в форме слайд-шоу, презентация сопровождает слова учителя и представление команд.)

Слово учителя: Мы с вами внимательно читали поэму А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», разбирались в тексте, много беседовали по содержанию, работали со словарем устаревшей лексики, наслаждались музыкой стиха и художественными особенностями произведения. Очень жаль расставаться с полюбившимися героями.

Давайте еще раз перечитаем страницы «Руслана и Людмилы», погрузимся в глубокую старину, почувствуем себя актерами и сыграем несколько сцен, а, может, и посмеёмся над смешными сценами.

Сегодня у нас литературная игра, в ней принимают участие три команды, представьтесь нам.

2. Представление команд.

(Названия команд связаны с поэмой, возможны эмблемы и небольшие дополнения к одежде: платки, шарфики, головные уборы.)

Команда «Витязи» соорудила бумажные шлемы, ребята надели пояса с игрушечными мечами. Команда «Сказочники» надела шарфики и смастерила пенсне из проволоки. Ребята из команды «Чародеи» были все бородачи.

3. Разминка.

Вопросы командам (2):

  1. Где и когда происходят события поэмы? (В феодальной Киевской Руси, во времена князя Владимира, в X веке.)
  2. Что обещал князь Владимир тому, кто вернёт ему дочь? (Людмилу в жены и полкняжества.)
  3. Как четыре витязя на перепутье избрали свой путь? (Кони их сами разошлись.)
  4. Как Руслан узнал о судьбе Людмилы? (Ему рассказал старец в пещере.)
  5. В чем был «не побежден» Фарлаф? (В пирах.)
  6. Откуда родом был отшельник, повстречавшийся Руслану? (Из Финляндии.)
  7. Кем был Финн в юности? (Пастухом.)
  8. В какую сторону указала Наина Рогдаю? (На север.)
  9. Чем угрожал Черномор своим невольникам? (Задушить бородой.)
  10. Кем оборачивалась Наина? (Кошкой, змеем.)
  11. Кем раньше была Голова? (Великаном-богатырем.)
  12. Какое пророчество связало Голову, Черномора и Руслана? (Меч должен был погубить и старшего и младшего братьев.)
  13. Какие музыкальные инструменты упоминаются в поэме? (Волынка, гусли, арфа.)

4. Стих – лото.

Команды получают конверты с разрезанными листочками, на которых написаны слова, из них нужно составить четыре строчки из вступления к поэме.

Слово учителя: Будьте внимательны к словам, не растеряйте их, вслушивайтесь в рифму, и тогда слова непременно сложатся в четверостишия.

Команды увлечены, они не должны потерять ни одного слова. Вскоре на столах появляются строчки из любимой поэмы.

Выразительно читают капитаны сложившиеся строчки поэмы.

5. Конкурс – аукцион потерянных вещей.

Учитель выкладывает вещи, потерянные или забытые героями поэмы. Ученики должны определить, чья вещь, рассказать о роли этой художественной детали в произведении.

  • Шапка-невидимка. (Покажите, как работала эта шапка, как её нужно было надеть.)
  • Меч. (Можно рассказать о пророчестве или о том , как добыл Руслан меч.)
  • Перчатки. ( « Фарлаф покинул свой обед, копье, кольчугу, шлем, перчатки».)
  • Кольцо. ( Оживление Людмилы.)

6. Театр.

С помощью нехитрого реквизита ребята инсценируют отдельные сцены из поэмы «Руслан и Людмила».

1 команда. Победа Руслана над Черномором.

2 команда. Оживление Руслана

3 команда. Первая встреча Людмилы с Черномором

Шумно, весело, интересно проходят театральные инсценировки. Учитель отмечает актерское мастерство ребят, говорит о том, что, вживаясь в образ любимых героев поэмы, мы словно переносимся в сказку.

7. Звучит фрагмент оперы Михаила Ивановича Глинки (1804-1857).

Слово учителя: Вслушайтесь в звуки оперы (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ae458bd1-0283-40ce-8de4- cc5c38f4404d/%5BLI5RK_11-01%5D_%5BAU_10%5D.htm). Марш Черномора рисует картину причудливого шествия. Угловатая мелодия, пронзительные звуки труб, мерцающие звучания колокольчиков создают образ злого чародея.

Я приглашаю для следующего конкурса художников. На компьютере в программе Paint ребята рисуют образ Черномора (рисунки 2-4).

Рисунок 2.

Рисунок 3.

Рисунок 4.

Затем все работы выводятся на экран с помощью проектора. Команды представляют работы, сопровождая чтением строк из поэмы.

Пока художники работают, команды продолжают игру.

8. На экране появляется кроссворд.

Рисунок 5.

Кроссворд:

  1. «Воитель смелый, Мечом раздвинувший пределы богатых киевских полей».
  2. Морской залив (старое название).
  3. Сказочное существо в образе женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом.
  4. Сын короля.
  5. «Крикун надменный, в пирах никем не побежденный, но воин скромный.»
  6. Место заключения сказочных героев.
  7. Помещение, в котором пировал с друзьями князь Владимир-Солнце.
  8. Чародей, волшебник (синоним).
  9. Имя главной героини поэмы А.С.Пушкина.
  10. Река, на которой стояла столица древней Руси.
  11. Имя злого волшебника, сила которого была в бороде.
  12. Имя «младого хазарского хана».
  13. Какой языческий бог свил «свадебный венец» Людмиле и Руслану.
  14. Богатырь, победивший бородатого злого волшебника.

Разгадывать литературный кроссворд (3) очень интересно, ученики готовы наперебой отвечать, но условия конкурса определяют очередность ответов.

9. Лингвистический конкурс – конкурс капитанов.

Объясните значение устаревших слов в поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».

Капитаны выбирают карточки, раскрывают их и находят слова:

  • гридница,
  • десница,
  • чашники,
  • конь ретивый,
  • злых козней истребитель,
  • судьбы наперсник непонятный.

10. Подведение итогов, подсчет очков, награждение победителей и отличившихся учащихся.

11. Рефлексия учащихся.

- Это очень интересный и необычный урок.

- Давайте чаще проводить литературные игры.

- Нам очень помог компьютер

- Нам понравилось чувствовать себя командой

- Оказывается, не так то просто быть внимательным к слову

- Я был сегодня актером, я хочу ещё выступать на публике

- Мы не заметили, как урок подошел к концу, жаль расставаться с «Русланом и Людмилой».

Слово учителя: Я очень рада за вас. Вы побывали в сказке. Играя на уроке, вы все получили самое важное: общение с увлекательной и поучительной книгой А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Эта литературная игра, созданная на основе знаний о любимой книге, несомненно, пойдет на пользу вам, одновременно воспитывая у вас доброту и благородство. Смелость и мужество.

Библиография:

  1. Пушкин А.С. Руслан и Людмила.- М.: ЭКСМО – Пресс, 1999.
  2. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе.5 класс. – М.: ВАКО, 2005.
  3. Охрименко Н.В., Федина О.В. Итоговые работы по литературе.– М: Аквариум, 1997.