Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Природные ресурсы Западно–Сибирской равнины и условия их освоения. 8-й класс

Разделы: Преподавание географии


Цель: охарактеризовать природные ресурсы и проблемы их освоения в Западной Сибири.

Задачи:

  • Образовательная: сформировать представление о природных ресурсах Западной Сибири; рассмотреть проблемы освоения ресурсов, познакомить с экологическими проблемами.
  • Развивающая: развивать умение слушать, задавать вопросы, делать выводы из услышанного, научить выделять причинно- следственные связи.
  • Воспитательная: воспитание экосознания учащихся.

Оборудование: физическая карта России, компьютер, интерактивная доска, проектор.

Тип урока: урок - конференция.

Форма и методы: беседа, рассказ, работа со слайдами презентации.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Я, очень рада вас видеть. Садитесь.

II. Актуализация знаний беседа по вопросам.

Дорогие ребята! Сегодня у нас урок - конференция. Но прежде чем мы приступим к изучению новой темы давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. (Мы определяли географическое положение, климат, внутренние воды, рельеф Западной Сибири).

III. Изучение новой темы

Хорошо! вы знаете, по какому плану изучаются все ПТК, что мы еще должны узнать о Западной Сибири (природные ресурсы).

Молодцы! открываем тетради и записываем тему нашего урока "Природные ресурсы Западной Сибири". Работа со слайдами презентации.

Что мы должны узнать о природных ресурсах Западной Сибири (какими природными ресурсами богата Западная Сибирь, проблемы их освоения и экологические проблемы).

Скажите ребята, зачем нам с вами важно знать географию Западной Сибири. (Мы живем на этой равнине). Да мы живем на этой равнине, можете ли вы назвать, какими природными ресурсами богат наш край. ( Лесные, минеральные, биологические)

Западно-Сибирская равнина богатейшая природоресурсная территория России. Здесь издавна местные жители промышляли пушного зверя и дичь. Тайга имеет ценную древесину, в реках много рыбы. Тундра - пастбища для оленей. Но главное богатство Западной Сибири - это ее минеральные ресурсы.

Хорошо рас мы говорим о Зпадно-Сибирской равнине, кто покажет, даст характеристику географического положения равнины.

Как я уже говорила сегодня у нас урок - конференция. На этом уроке у нас выступят докладчики: геолог, гидролог, эколог и краевед. Также у нас на уроке присутствует независимые эксперты, из разных школ города. У каждого из вас на столах лежит программа нашей конференции, критерии оценки по которым вы будете оценивать ответ докладчиков. Мы выслушаем доклады. И попытаемся разобраться в богатствах Западной Сибири, как они были найдены, как осваиваются в каких условиях и как это отражается на природе края. Вы должны слушать докладчика внимательно, задавать ему все вас интересующие вопросы, грамотно и по существу заданные вопросы будут оцениваться.

Итак, позвольте мне представить первого докладчика - геолога ФИО ученика.

- выступление геолога. Работа со слайдами презентации.(5 минут)

(вопросы учащихся, независимых экспертов и учителя)

- выступление гидролога о причинах заболоченности равнины. ФИО ученика (Работа со слайдами презентации.) (5минут)

(вопросы учащихся, независимых экспертов и учителя)

- выступление эколога ФИО ученика Работа со слайдами презентации.(5 минут)

(вопросы учащихся, независимых экспертов и учителя)

- выступление краеведа. ФИО ученика Работа со слайдами презентации.(5 минут).

(вопросы учащихся, независимых экспертов и учителя)

- хорошо мы выслушали доклады учащихся теперь давайте оценим их, используя критерии оценивания, которые лежат у вас на партах.

- выставление оценок за урок.

IV. Закрепление.

Итак, давайте подведем итоги нашего урока.

О чем говорили сегодня докладчики.

-Кто и когда предсказал возможность существования нефти в Западной Сибири.

-В каком году обнаружена нефть.

- Что осложняет добычу природных ресурсов на равнине.

- Назовите причины образования болот на равнине.

-Влияет ли добыча полезных ископаемых на природу равнины.

-Изменилась ли жизнь коренного населения, после того как в Западной Сибири обнаружили и стали добывать нефть.

Слово геологу(приложение 1)

План выступления:

  1. О поисках нефти и газа.
  2. Крупные месторождения нефти: Самотлор, Нижневартовск, Усть-Балыкское и др.
  3. Крупные месторождения газа на севере: Уренгой, Ямбург, Медвежье (90% газа России).
  4. О причинах образования нефти и газа (осадочный чехол, платформы).
  5. Трудности при добыче нефти и газа, которые испытывает человек мороз зимой, гнус, болота, полярная ночь на севере и др.

Академик И. М. Губкин еще 30-е годы XX в. предсказал возможность существования в Западной Сибири нефти. В 1960 г. нефть была обнаружена.

Для поисков нефти вся равнина была разбита на квадраты. Скважины закладывали в рассчитанных местах, по квадратам. При бурении скважин одновременно изучалось и геологическое строение земной коры. Это были опорные скважины. Геофизики продолжили изучение земной коры. Разведочные скважины открыли сибирскую кладовую и обнаружили огромные запасы подземной воды, залежи железных руд и многое другое.

Летом 1960 года на берегу реки Конды в тайге буровая бригада пробурила скважину, из которой ударил фонтан нефти. Это было начало освоения нефтяных запасов Западной Сибири. Позднее открытые другие скважины более богатые: Самотлор, Мешон, Шаим, Усть-Балыкское...

Как же образовалась Сибирская нефть? Средняя глубина залегания нефти - от 1500 м до 2500 м и 3000 м. Нефть мезозойского возраста. Мы знаем, что в основании Западно-Сибирской равнины лежит молодая плита. Фундамент плиты смят в складки, он представляет собой остатки палеозойских гор. Позднее этот участок долго опускался. В понижениях были мелководные озера, в которых накапливались органические вещества, например сапропель.

Моря залило палеозойские горы, и оставалось тысячи лет. Фундамент оказался закрыт слоями осадочных пород. Органические вещества закон сервировались под осадочными породами. Под давлением и при высоких температурах происходило образование газа и нефти из органических веществ. Нефтеносные соединения перемещались в сторону меньших давлений. Нефть перелилась из погружения в поднятие, а более легкий брался по краям нефтяных бассейнов, там, где есть поднятия купола. Над куполами осадочные породы - глина.

Скважины Западной Сибири дают много нефти. Бурение мягких осадочных пород не сложное. Качество нефти Западной Сибири высокое добыча нефти ведется уже более 30 лет, некоторые месторождения истощаются.

Основная проблема освоения газа и нефти Западной Сибири - тяжелые природные условия. Условия жизни и работы людей осложняются сильными морозами, на севере при ураганном ветре. Грунты на севе ре скованы вечной мерзлотой, что осложняет строительство. Летом огромное количество кровососущих насекомых- гнус не дает спокойно работать людям, донимают животных. Но главная проблема освоения Сибири - это огромные площади топких болот.

Выступление гидролога о причинах заболоченности равнины. (приложение 2)

Несмотря на то, что осадков на Западно-Сибирской равнине меньше, чем на Восточно-Европейской, болота занимают здесь огромную площадь. В чем причины?

  1. Слабо расчлененный рельеф с малыми относительными высотами приводит к затруднению поверхности стока.
  2. Реки имеют медленное течение и сильное меандрирование (меандры - излучены в руслах реки, удлиняющие путь реки) Весной уровень воды в реках, текущих с юга на север значительно поднимаются. В верховьях тепло , большая вода, а низовья скованы льдом. При низких берегах реки разливаются на десятки километров и служат фарватером заболачивания.
  3. Торф содержит до 90% воды и способствуют еще большему накоплению воды в болоте, а это приводит к поднятию грунтовых вод на территориях прилежащих к торфянику и их заболачиванию.

Болота создают огромную проблему при освоении территорий равнины, делая ее непроходимой и очень тяжелой для освоения.

- Что можно сделать для улучшения природных условий Западной Сибири?

Слово экологу.

Выступление эколога. (приложение 3)

Изменить природу пытались люди давно, но часто результаты вмешательства оказывались, далеки от ожидаемых, т. к. были непродуманны. Работы по осушению болот приводили к пересушиванию и пожарам торфяников. Осушение нарушает и режим питания рек. Можно пытаться более равномерно распределить сток в течение года, чтобы избежать весеннее летних половодий. Для этого создать водохранилища в верховье рек (на Урале и Алтае) и регулировать годовой сток по сезонам. Для увеличения стока с равнины в море надо уменьшить длину рек, т. е. "срезать" меандры, прорыть каналы, спрямив путь. В результате увеличится уклон и скорость течения.

Добыча нефти и газа приводит к опасным экологическим последствиям; утечка и газа нефти загрязнение поверхностных и грунтовых вод. Передвижение вездеходов по тундре на газовые промыслы приводит к уничтожению оленьих пастбищ.

Спасти пастбища может особая техника, не сдирающая растительность (на воздушной подушке) и дороги.

- Но до освоения ресурсов Западной Сибири, здесь веками жили народы Севера - селькупы, ненцы, ханты. Они охотились, ловили рыбу и жили в гармонии с природой.

Слово краеведу или представителю коренного населения.

Выступление краеведа (приложение 4)

Коренное население Западной Сибири занималось охотой, рыбной ловлей. Жители севера - ненцы - кочевали с оленями. Кочевое оленеводство позволяло сохранить пастбища, которые восстанавливалось только через 10-15 лет. Медленно растут растения тундры, слишком короткое и хладное лето.

Ханты, селькупы бережно относились к окружающей их природе, которая давала им пищу, одежду, жилище. Жили охотники и рыбаки в низких избушках, сверху крыша утеплялась землей. Льдины служили стеклами, зимой. С помощью лука - селькупы охотились на белку, гусей, уток. Пищей служила соленая рыба и вяленая юкола. Из сушеной рыбы мололи муку - порсу.

Отходы (рыбьи внутренности, головы кости), не выбрасывали, а топили из них жир. Их желчных пузырей топили желчь и использовали ее для обработки замши. Из пузырей осетров варили клей.

Клей использовался для изготовления ценного орудия охоты - лука также при изготовлении лыж. Из шкурок рыбы шили мешки, в которых хранили продукты.

То есть хозяйство коренного населения было безотходным, а рыбы раньше в реках было больше, чем сейчас. Пришли нефтяники и нарушили гусеницами вездеходов пастбища, в реках стало меньше рыбы, нефть отравила рыбу.