Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Природные ресурсы Западно–Сибирской равнины и условия их освоения. 8-й класс

Разделы: Преподавание географии


Цель: охарактеризовать природные ресурсы и проблемы их освоения в Западной Сибири.

Задачи:

  • Образовательная: сформировать представление о природных ресурсах Западной Сибири; рассмотреть проблемы освоения ресурсов, познакомить с экологическими проблемами.
  • Развивающая: развивать умение слушать, задавать вопросы, делать выводы из услышанного, научить выделять причинно- следственные связи.
  • Воспитательная: воспитание экосознания учащихся.

Оборудование: физическая карта России, компьютер, интерактивная доска, проектор.

Тип урока: урок - конференция.

Форма и методы: беседа, рассказ, работа со слайдами презентации.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Я, очень рада вас видеть. Садитесь.

II. Актуализация знаний беседа по вопросам.

Дорогие ребята! Сегодня у нас урок - конференция. Но прежде чем мы приступим к изучению новой темы давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. (Мы определяли географическое положение, климат, внутренние воды, рельеф Западной Сибири).

III. Изучение новой темы

Хорошо! вы знаете, по какому плану изучаются все ПТК, что мы еще должны узнать о Западной Сибири (природные ресурсы).

Молодцы! открываем тетради и записываем тему нашего урока "Природные ресурсы Западной Сибири". Работа со слайдами презентации.

Что мы должны узнать о природных ресурсах Западной Сибири (какими природными ресурсами богата Западная Сибирь, проблемы их освоения и экологические проблемы).

Скажите ребята, зачем нам с вами важно знать географию Западной Сибири. (Мы живем на этой равнине). Да мы живем на этой равнине, можете ли вы назвать, какими природными ресурсами богат наш край. ( Лесные, минеральные, биологические)

Западно-Сибирская равнина богатейшая природоресурсная территория России. Здесь издавна местные жители промышляли пушного зверя и дичь. Тайга имеет ценную древесину, в реках много рыбы. Тундра - пастбища для оленей. Но главное богатство Западной Сибири - это ее минеральные ресурсы.

Хорошо рас мы говорим о Зпадно-Сибирской равнине, кто покажет, даст характеристику географического положения равнины.

Как я уже говорила сегодня у нас урок - конференция. На этом уроке у нас выступят докладчики: геолог, гидролог, эколог и краевед. Также у нас на уроке присутствует независимые эксперты, из разных школ города. У каждого из вас на столах лежит программа нашей конференции, критерии оценки по которым вы будете оценивать ответ докладчиков. Мы выслушаем доклады. И попытаемся разобраться в богатствах Западной Сибири, как они были найдены, как осваиваются в каких условиях и как это отражается на природе края. Вы должны слушать докладчика внимательно, задавать ему все вас интересующие вопросы, грамотно и по существу заданные вопросы будут оцениваться.

Итак, позвольте мне представить первого докладчика - геолога ФИО ученика.

- выступление геолога. Работа со слайдами презентации.(5 минут)

(вопросы учащихся, независимых экспертов и учителя)

- выступление гидролога о причинах заболоченности равнины. ФИО ученика (Работа со слайдами презентации.) (5минут)

(вопросы учащихся, независимых экспертов и учителя)

- выступление эколога ФИО ученика Работа со слайдами презентации.(5 минут)

(вопросы учащихся, независимых экспертов и учителя)

- выступление краеведа. ФИО ученика Работа со слайдами презентации.(5 минут).

(вопросы учащихся, независимых экспертов и учителя)

- хорошо мы выслушали доклады учащихся теперь давайте оценим их, используя критерии оценивания, которые лежат у вас на партах.

- выставление оценок за урок.

IV. Закрепление.

Итак, давайте подведем итоги нашего урока.

О чем говорили сегодня докладчики.

-Кто и когда предсказал возможность существования нефти в Западной Сибири.

-В каком году обнаружена нефть.

- Что осложняет добычу природных ресурсов на равнине.

- Назовите причины образования болот на равнине.

-Влияет ли добыча полезных ископаемых на природу равнины.

-Изменилась ли жизнь коренного населения, после того как в Западной Сибири обнаружили и стали добывать нефть.

Слово геологу(приложение 1)

План выступления:

  1. О поисках нефти и газа.
  2. Крупные месторождения нефти: Самотлор, Нижневартовск, Усть-Балыкское и др.
  3. Крупные месторождения газа на севере: Уренгой, Ямбург, Медвежье (90% газа России).
  4. О причинах образования нефти и газа (осадочный чехол, платформы).
  5. Трудности при добыче нефти и газа, которые испытывает человек мороз зимой, гнус, болота, полярная ночь на севере и др.

Академик И. М. Губкин еще 30-е годы XX в. предсказал возможность существования в Западной Сибири нефти. В 1960 г. нефть была обнаружена.

Для поисков нефти вся равнина была разбита на квадраты. Скважины закладывали в рассчитанных местах, по квадратам. При бурении скважин одновременно изучалось и геологическое строение земной коры. Это были опорные скважины. Геофизики продолжили изучение земной коры. Разведочные скважины открыли сибирскую кладовую и обнаружили огромные запасы подземной воды, залежи железных руд и многое другое.

Летом 1960 года на берегу реки Конды в тайге буровая бригада пробурила скважину, из которой ударил фонтан нефти. Это было начало освоения нефтяных запасов Западной Сибири. Позднее открытые другие скважины более богатые: Самотлор, Мешон, Шаим, Усть-Балыкское...

Как же образовалась Сибирская нефть? Средняя глубина залегания нефти - от 1500 м до 2500 м и 3000 м. Нефть мезозойского возраста. Мы знаем, что в основании Западно-Сибирской равнины лежит молодая плита. Фундамент плиты смят в складки, он представляет собой остатки палеозойских гор. Позднее этот участок долго опускался. В понижениях были мелководные озера, в которых накапливались органические вещества, например сапропель.

Моря залило палеозойские горы, и оставалось тысячи лет. Фундамент оказался закрыт слоями осадочных пород. Органические вещества закон сервировались под осадочными породами. Под давлением и при высоких температурах происходило образование газа и нефти из органических веществ. Нефтеносные соединения перемещались в сторону меньших давлений. Нефть перелилась из погружения в поднятие, а более легкий брался по краям нефтяных бассейнов, там, где есть поднятия купола. Над куполами осадочные породы - глина.

Скважины Западной Сибири дают много нефти. Буре