Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Игра "Умники и умницы" по пьесам А.Н. Островского "Гроза", "Снегурочка", "Бесприданница"

Разделы: Преподавание литературы


Пусть гибну я,
любви одно мгновенье
дороже мне годов тоски и слез.

Цели урока:

  • проследить, как меняется тема любви в пьесах, написанных в разное время, почему она меняется и как время написания влияет на изменение замысла;
  • проверить знание текстов пьес “Гроза”,
  • “Снегурочка”, “Бесприданница”;
  • владеть литературоведческими понятиями;
  • формировать актерские способности учащихся (слайд №2)

Наглядность на уроке: презентация Н.А. Островский - “Умники и умницы” по пьесам “Гроза”, “Снегурочка”, “Бесприданница” Приложение 1

Учитель: Ребята, перед началом урока хотелось бы, чтобы вы заполнили лежащие перед вами сердечки, ответив на вопрос: “ Ваши ожидания от урока?”

1. “Гроза” (1860) – Вопрос: В каком году была написана данная пьеса? и Какая тема раскрывается автором?

Ответ: конфликт между старыми социально-бытовыми принципами и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, к свободе человеческой личности. (слайд №3)

Вопрос: Мы входим в город Калинов со стороны общественного сада. На минуту задержимся, посмотрим на Волгу, на берегу которой раскинулся сад. Красиво! Вот и Кулигин говорит тоже… Какая песня открывает действие пьесы?

Люди, наверное, здесь живут мирные, спокойные, размеренные и добрые. Так ли это? Каким же показан город Калинов?

Ответ: Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!”, “Жестокие нравы”, “ворота заперты и собаки спущены”, слезы льются за этими запорами, невидимые и неслышимые”,

“торговлю подрывают из зависти”, “грубость да бедность нагольная”. (слайд №4)

Вопрос: В душе каждого человека возникает непреодолимый страх при виде этой бушующей стихии, взорвавшей сонное оцепенение летнего дня. (Почему свою пьесу Островский называет “Гроза”?)

Ответ: Прогремевшая над Калиновым гроза – это гневный голос жизни, восставший против порабощения и невежества (слайд №5)

ЗЕЛЕНАЯ ДОРОЖКА

Вопрос №1: Вы – мещанин, часовщик – самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле. Представьтесь, пожалуйста.

Ответ №1: Кулигин, пьеса “Гроза”

Вопрос №2: Вот Вы, уважаемый, мечтаете изобрести вечный двигатель и получить за него миллион. Извините, любезный, но кто же Вам даст этот миллион? Да и зачем Вам такая сумма денег? Разве Вы корыстный человек?

Ответ №2: “Ведь англичане миллион дают; я бы все деньги на общество и употребил. Работу надо дать мещанству. А то руки есть, а работать нечего”.

Вопрос №3: Как известно, земля слухом полнится. Господин Кулигин, в городе поговаривают, что Вы не только механикой, изобретательством занимаетесь, но еще и сочинительством балуетесь. Правда это или нет? Если да, то, что Вы предпочитаете: стихи или прозу?

Ответ №3: “По – старинному, сударь. Поначитался-таки Ломоносова, Державина…” (слайд №6)

Вопрос №4: Господин Кулигин, как отреагировали на Вашу просьбу об изобретении электричества жители города Калинова?

Ответ №4: Дикой (топнув ногой) “Какое ещё там елестричество!

Ну, как же ты не разбойник!

Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться…”

Вопрос №5: Сколько же Вам лет, позвольте полюбопытствовать, господин Кулигин?

Ответ №5: “…Вот братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и всё наглядеться не могу” (слайд №7)

ЖЕЛТАЯ ДОРОЖКА

Вопрос №1: Вы – странница, сами кормитесь подаянием, зато других любите угощать небылицами. Вы, конечно же,…

Ответ №1: Феклуша, пьеса “Гроза”

Вопрос №2: Если верить вашим словам, Феклуша, жизнь Вы ведете праведную. Сами Вы признаете за собой один-единственный грех. Конечно же, грех за вами имеется?

Ответ №2: “Один грех за мной есть, точно; я сама знаю, что есть. Сладко поесть люблю”

Вопрос №3: Много ли поведали в жизни, Феклуша, далеко ли приходилось ходить?

Ответ №3: Нет, милая. Я по своей немощи далеко не ходила, а слыхать – много слыхала.

Вопрос №4: Вы пророчите близкий конец света. “Последние времена, матушка, Марфа Игнатьевна, последние, по всем приметам последние”, - сокрушаетесь Вы в разговоре с Кабановой. В чем конкретно Вы усматриваете симптомы приближающегося конца света?

Ответ №4: В суете (слайд №8)

КРАСНАЯ ДОРОЖКА

Вопрос №1: Молодой человек, вы – сирота. Ваша семья состоит кроме Вас еще из одного человека – вашей сестры. Живете Вы из милости у своего дяди, богатого купца, присвоившего себе причитающееся вам наследство, терпите от него всевозможные унижения, надругательства. Ваше имя?

Ответ №1: Борис Григорьевич, пьеса “Гроза”

Вопрос №2: Согласно авторской ремарке, вы – молодой человек, “порядочно образованный”. Уточните, пожалуйста, какое образование вы получили?

Ответ №2: “Воспитывали нас родители В Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сестру в пансион…”

Вопрос №3: Вспомните последнее свидание с Катериной, прощальное свидание. Ваша душа разрывается от жалости, от невозможности помочь любимой женщине. “Только одного и надо у Бога просить, чтоб…” - срываются с ваших уст горькие слова. Что же вы попросили у Всевышнего для своей возлюбленной, покидая ее?

Ответ №3: “…чтоб она умерла поскорее, чтоб ей не мучиться долго!” (слайд №9)

Исполнительницы роли Катерины

Первая исполнительница – Л.Б.Косицкая (главное в образе – “отчего люди не летают?”

Г.Н. Федотова не расставалась с ролью Катерины 35 лет. Ее стиль – задушевность и поэтичность.

П. Стрепетова “создала нам мученицу, русскую женщину”. (В Дорошевич)

М.Е Ермолова подчеркивала внутреннюю энергию, готовность к протесту.

А.К. Тарасова –жерва. (Фильм реж.Петрова 1934год).

Е.Козырева (Московский театр им. Маяковского) показала утверждение победы света и добра над тьмой и невежеством Приложение 2. А. Н. Островский “Гроза”. Монолог Катерины. Исп. Евг. Козырева (слайд №10)

Учитель: (подведем итог) Как жители города Калинова воспринимали любовь? Возможна ли она в этом мире?

Ответ: Все герои говорят о любви, но более всех Катерина. Речь идет о разной любви: родительской, сыновней, дружеской, и о любви как высоком духовном чувстве. “Тёмное царство” не примет любви Катерины. (слад №11)

2. “Снегурочка” (1873) (Какую цель ставил перед собой автор во время создания пьесы?)

Ответ: Драматург символически формулирует свою философию человека, философию жизни и философию любви (слайд №12)

Мир берендеев. Что это за мир?

Ответ: Древний, патриархальный, сказочный мир (слайд №13)

Вопрос №1: Какие русские народные обряды нашли отражение в пьесе “Снегурочка”?

Ответ №1: Масленица, купальские, свадебные.

Вопрос №2: О чем спорят Мороз и Весна?

Ответ №2: О будущей судьбе Снегурочки: жить без любви или познание любви, но погибель.

Вопрос №3: Что такое счастье для Снегурочки? Зачем она хочет пойти к людям?

Ответ №3: Счастье для Снегурочки – найти себя в мире людей. Она – дитя природы, наделенная человеческими желаниями и мечтами. Ей недостаточно гармонии с природой. Она хочет найти гармонию с людьми в мире людей.

Вопрос №4: Как можно объяснить решение Весны дать дочери любовь, обрекая ее тем самым на погибель?

Ответ №4: Дар Весны – это закон природы: “Все живое любить должно”. Любовь для Снегурочки – не погибель, а обретение жизни (слайд №14)

ЗЕЛЕНАЯ ДОРОЖКА

Вопрос №1: Из-за Вас передрались все парни в слободке, Вы отбили жениха у лучшей подруги, Вы вызвали гнев не только царя, но и главного Божества славян – Ярилы –Солнца. Вы…

Ответ №1: Снегурочка, пьеса “Снегурочка”

Вопрос №2: Ваше детство прошло в глухой чаще леса в тереме отца –Мороза. Вашими друзьями были лишь лесные зверюшки. Наконец, Вам наскучило одиночество, вас потянуло к людям. Хочется спросить Вас, используя слова Мороза:

И что у берендеев завидного нашла?

Ответ №2: “Людские песни”

Вопрос №3: В пьесе-сказке автор вложил в уста Вашей героини замечательные слова:

  • …все, что есть на свете дорогого…
  • Продолжите фразу, пожалуйста.

Ответ №3: “Это слово – любовь” (слайд №15)

Вопрос №4: Итак, по Вашим словам, самое дорогое на свете для человека – любовь. А как дорого влюбленный Мизгирь оценил Вашу любовь? Сколько он готов за нее заплатить?

Ответ №4: … Снегурочка, …Сменяемся, возьми бесценный жемчуг,

А мне любовь отдай.”

Вопрос №4*:Согласились Вы принять такую плату? Почему?

Ответ №4*: Сменяюсь я любовью на любовь,

Вопрос №5: Любовь – прекрасное чувство, но именно любовь сделала Вас уязвимой для Солнца. Грозный бог Ярило все-таки погубил Вас, растопил своими горячими лучами, и Вы покинули сей мир, будучи совсем юной. Сколько же Вам было лет от роду?

Ответ №5: “Пятнадцать лет она жила меж нами… (слайд №16)

ЖЕЛТАЯ ДОРОЖКА

Вопрос №1: “Пригоженьким – хорошеньким” пастушком называют Вас девушки – берендейки. Они не жалеют для Вас ни ласк, ни поцелуев. Ваши пленительные песни всех приводят в восторг, они заставляют таять даже холодную Снегурочку. Помните: “ …и слушаешь, и таешь…”

Итак, Ваш персонаж –это …

Ответ №1: Лель, пьеса “Снегурочка”

Вопрос №2: В пьесе Вы говорите о себе в третьем лице:

  • Не пашет он, не сеет…

В уме одно… ( Что же у Вас на уме?)

Ответ №2: …девичья ласка (слайд №17)

Вопрос №3: “Певцом любви” именует Вас царь Берендей. А кто был Вашим учителем в любви? Кто обучил Вас песням?

Ответ №3: … Солнцу подобает такая честь.

Вопрос №4: Много ли было претенденток на Вашу любовь?

Ответ №4: Три: Снегурочка, Прекрасная Елена, Купава. (слайд №18)

КРАСНАЯ ДОРОЖКА

Вопрос №1: Вам досталась самая значительная роль. Вы и глава государства, и художник, и мастеровой. Конечно, Вы…

Ответ №1: Царь Берендей, пьеса “Снегурочка”

Вопрос №2: Ваше величество, согласно сюжету пьесы, Вы собственноручно выполнили роспись дворца. Два скомороха, наблюдавшие за Вашей работой, долго и упорно спорят о том, что Вы изобразили в нижней части столба (колонны): коровью или ногу или песью. Что же на самом деле было изображено у подножия дворцовой колонны?

Ответ №2: … турьи могучие и жилистые ноги.

Вопрос №3: В одной из сцен Вы почли скоморохам очень интересную лекцию по искусствоведению, рассказав подробно о том, как должны быть расписаны царские палаты. Итак, какой орнамент должен украшать потолок, стены и столбы в царском дворце?

Ответ №3:

На притолках дверных, припечных трубах,
Подножиях прямых столбов, на коих
Покоится тяжелых матиц груз..
В преддвериях, чтоб гости веселее
Вступали в дом, писцы живописуют
Таких, как вы, шутов и дураков. (слайд №19)

(Инсценировка отрывка из весенней сказки “ Снегурочка”)

Приложение 3

Приложение 4

(слайд № 20,21)

Учитель: Что это были за люди – берендеи, каким законам они подчинялись?

Ответ: Берендеи – люди с горячим сердцем, способным любить, открытым для всего прекрасного, что их окружает (людей, природы). Через любовь берендеи видят путь к спасению души в мире людей и природы (слайд № 22)

Учитель: Как восприняли финал истории любви Снегурочки и Мизгиря берендеи?

Ответ: Печальный финал любви Снегурочки берендеи не восприняли как трагедию. Берендеи поняли, что жить без любви невозможно. Живя в полном согласии с природой, нужно понимать, что смерть Снегурочки – закономерна, так как снег весной тает, но при этом он питает новую жизнь, затем вырастают растения, которые проносят плоды. И так из век в век – закон природы. (слайд № 23)

Учитель: Как окружающий мир воспринимает любовь в пьесе “Снегурочка”? Возможна ли она в этом мире?

Ответ: Тема любви заявлена более прямолинейно.

Для Снегурочки любовь – это путь к тому, чтобы стать человеком. Для Бобыля и Бобылихи любовь – товар, который нужно продать подороже.

Для Мизгиря – путь от “осыплю дарами”, “цены своей не знаешь” до гибели во имя любви (слайд №24)

3. “Бесприданница” (1878) Вопрос: В каком году была написана данная пьеса? и проблематика данного произведения?

Ответ: В драме нарисована простая, но глубокая верная картина того бесстыдного и холодного бессердечия, которое сделалось чуть ли не основной чертой текущего прогресса во всех общественных “слоях”. (В.П. Буренин) (слайд №25)

Учитель: 1. Где происходит действие, когда?

Ответ: Действие происходит в 70-е годы XlX века в небольшом городе Бряхимове, на Волге.

Учитель: 2. Какую функцию выполняет пейзаж в пьесе?

Ответ: Пейзаж подчеркивает красоту и поэтичность характера Ларисы, и с другой стороны, оттеняет нравы жителей Бряхимова. За внешним спокойствием мещанской жизни горожан таятся сильные страсти.

Учитель: 3. В чем отличие этой “Бесприданницы” от пьесы “Гроза”?

Ответ: Продолжает развиваться тема “горячего сердца”, но уже меняется мир купцов : умножаются капиталы, растет “дело”, изменяется манера поведения, но неизменными остаются законы человеческих взаимоотношений.

Учитель: 4. Какова взаимосвязь между продажей “Ласточки” и судьбой Ларисы?

Ответ: Как легко Паратов расстался с “Ласточкой”, так же легко оставил и оставил Ларису (слайд №26)

ЗЕЛЕНАЯ ДОРОЖКА

Вопрос №1: Вы – небогатый чиновник, жених самой красивой девушки провинциального волжского городка. Информация исчерпывающая, чтобы угадать имя В