Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Игра "Умники и умницы" по пьесам А.Н. Островского "Гроза", "Снегурочка", "Бесприданница"

Разделы: Преподавание литературы


Пусть гибну я,
любви одно мгновенье
дороже мне годов тоски и слез.

Цели урока:

  • проследить, как меняется тема любви в пьесах, написанных в разное время, почему она меняется и как время написания влияет на изменение замысла;
  • проверить знание текстов пьес “Гроза”,
  • “Снегурочка”, “Бесприданница”;
  • владеть литературоведческими понятиями;
  • формировать актерские способности учащихся (слайд №2)

Наглядность на уроке: презентация Н.А. Островский - “Умники и умницы” по пьесам “Гроза”, “Снегурочка”, “Бесприданница” Приложение 1

Учитель: Ребята, перед началом урока хотелось бы, чтобы вы заполнили лежащие перед вами сердечки, ответив на вопрос: “ Ваши ожидания от урока?”

1. “Гроза” (1860) – Вопрос: В каком году была написана данная пьеса? и Какая тема раскрывается автором?

Ответ: конфликт между старыми социально-бытовыми принципами и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, к свободе человеческой личности. (слайд №3)

Вопрос: Мы входим в город Калинов со стороны общественного сада. На минуту задержимся, посмотрим на Волгу, на берегу которой раскинулся сад. Красиво! Вот и Кулигин говорит тоже… Какая песня открывает действие пьесы?

Люди, наверное, здесь живут мирные, спокойные, размеренные и добрые. Так ли это? Каким же показан город Калинов?

Ответ: Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!”, “Жестокие нравы”, “ворота заперты и собаки спущены”, слезы льются за этими запорами, невидимые и неслышимые”,

“торговлю подрывают из зависти”, “грубость да бедность нагольная”. (слайд №4)

Вопрос: В душе каждого человека возникает непреодолимый страх при виде этой бушующей стихии, взорвавшей сонное оцепенение летнего дня. (Почему свою пьесу Островский называет “Гроза”?)

Ответ: Прогремевшая над Калиновым гроза – это гневный голос жизни, восставший против порабощения и невежества (слайд №5)

ЗЕЛЕНАЯ ДОРОЖКА

Вопрос №1: Вы – мещанин, часовщик – самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле. Представьтесь, пожалуйста.

Ответ №1: Кулигин, пьеса “Гроза”

Вопрос №2: Вот Вы, уважаемый, мечтаете изобрести вечный двигатель и получить за него миллион. Извините, любезный, но кто же Вам даст этот миллион? Да и зачем Вам такая сумма денег? Разве Вы корыстный человек?

Ответ №2: “Ведь англичане миллион дают; я бы все деньги на общество и употребил. Работу надо дать мещанству. А то руки есть, а работать нечего”.

Вопрос №3: Как известно, земля слухом полнится. Господин Кулигин, в городе поговаривают, что Вы не только механикой, изобретательством занимаетесь, но еще и сочинительством балуетесь. Правда это или нет? Если да, то, что Вы предпочитаете: стихи или прозу?

Ответ №3: “По – старинному, сударь. Поначитался-таки Ломоносова, Державина…” (слайд №6)

Вопрос №4: Господин Кулигин, как отреагировали на Вашу просьбу об изобретении электричества жители города Калинова?

Ответ №4: Дикой (топнув ногой) “Какое ещё там елестричество!

Ну, как же ты не разбойник!

Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться…”

Вопрос №5: Сколько же Вам лет, позвольте полюбопытствовать, господин Кулигин?

Ответ №5: “…Вот братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и всё наглядеться не могу” (слайд №7)

ЖЕЛТАЯ ДОРОЖКА

Вопрос №1: Вы – странница, сами кормитесь подаянием, зато других любите угощать небылицами. Вы, конечно же,…

Ответ №1: Феклуша, пьеса “Гроза”

Вопрос №2: Если верить вашим словам, Феклуша, жизнь Вы ведете праведную. Сами Вы признаете за собой один-единственный грех. Конечно же, грех за вами имеется?

Ответ №2: “Один грех за мной есть, точно; я сама знаю, что есть. Сладко поесть люблю”

Вопрос №3: Много ли поведали в жизни, Феклуша, далеко ли приходилось ходить?

Ответ №3: Нет, милая. Я по своей немощи далеко не ходила, а слыхать – много слыхала.

Вопрос №4: Вы пророчите близкий конец света. “Последние времена, матушка, Марфа Игнатьевна, последние, по всем приметам последние”, - сокрушаетесь Вы в разговоре с Кабановой. В чем конкретно Вы усматриваете симптомы приближающегося конца света?

Ответ №4: В суете (слайд №8)

КРАСНАЯ ДОРОЖКА

Вопрос №1: Молодой человек, вы – сирота. Ваша семья состоит кроме Вас еще из одного человека – вашей сестры. Живете Вы из милости у своего дяди, богатого купца, присвоившего себе причитающееся вам наследство, терпите от него всевозможные унижения, надругательства. Ваше имя?

Ответ №1: Борис Григорьевич, пьеса “Гроза”

Вопрос №2: Согласно авторской ремарке, вы – молодой человек, “порядочно образованный”. Уточните, пожалуйста, какое образование вы получили?

Ответ №2: “Воспитывали нас родители В Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сестру в пансион…”

Вопрос №3: Вспомните последнее свидание с Катериной, прощальное свидание. Ваша душа разрывается от жалости, от невозможности помочь любимой женщине. “Только одного и надо у Бога просить, чтоб…” - срываются с ваших уст горькие слова. Что же вы попросили у Всевышнего для своей возлюбленной, покидая ее?

Ответ №3: “…чтоб она умерла поскорее, чтоб ей не мучиться долго!” (слайд №9)

Исполнительницы роли Катерины

Первая исполнительница – Л.Б.Косицкая (главное в образе – “отчего люди не летают?”

Г.Н. Федотова не расставалась с ролью Катерины 35 лет. Ее стиль – задушевность и поэтичность.

П. Стрепетова “создала нам мученицу, русскую женщину”. (В Дорошевич)

М.Е Ермолова подчеркивала внутреннюю энергию, готовность к протесту.

А.К. Тарасова –жерва. (Фильм реж.Петрова 1934год).

Е.Козырева (Московский театр им. Маяковского) показала утверждение победы света и добра над тьмой и невежеством Приложение 2. А. Н. Островский “Гроза”. Монолог Катерины. Исп. Евг. Козырева (слайд №10)

Учитель: (подведем итог) Как жители города Калинова воспринимали любовь? Возможна ли она в этом мире?

Ответ: Все герои говорят о любви, но более всех Катерина. Речь идет о разной любви: родительской, сыновней, дружеской, и о любви как высоком духовном чувстве. “Тёмное царство” не примет любви Катерины. (слад №11)

2. “Снегурочка” (1873) (Какую цель ставил перед собой автор во время создания пьесы?)

Ответ: Драматург символически формулирует свою философию человека, философию жизни и философию любви (слайд №12)

Мир берендеев. Что это за мир?

Ответ: Древний, патриархальный, сказочный мир (слайд №13)

Вопрос №1: Какие русские народные обряды нашли отражение в пьесе “Снегурочка”?

Ответ №1: Масленица, купальские, свадебные.

Вопрос №2: О чем спорят Мороз и Весна?

Ответ №2: О будущей судьбе Снегурочки: жить без любви или познание любви, но погибель.

Вопрос №3: Что такое счастье для Снегурочки? Зачем она хочет пойти к людям?

Ответ №3: Счастье для Снегурочки – найти себя в мире людей. Она – дитя природы, наделенная человеческими желаниями и мечтами. Ей недостаточно гармонии с природой. Она хочет найти гармонию с людьми в мире людей.

Вопрос №4: Как можно объяснить решение Весны дать дочери любовь, обрекая ее тем самым на погибель?

Ответ №4: Дар Весны – это закон природы: “Все живое любить должно”. Любовь для Снегурочки – не погибель, а обретение жизни (слайд №14)

ЗЕЛЕНАЯ ДОРОЖКА

Вопрос №1: Из-за Вас передрались все парни в слободке, Вы отбили жениха у лучшей подруги, Вы вызвали гнев не только царя, но и главного Божества славян – Ярилы –Солнца. Вы…

Ответ №1: Снегурочка, пьеса “Снегурочка”

Вопрос №2: Ваше детство прошло в глухой чаще леса в тереме отца –Мороза. Вашими друзьями были лишь лесные зверюшки. Наконец, Вам наскучило одиночество, вас потянуло к людям. Хочется спросить Вас, используя слова Мороза:

И что у берендеев завидного нашла?

Ответ №2: “Людские песни”

Вопрос №3: В пьесе-сказке автор вложил в уста Вашей героини замечательные слова:

  • …все, что есть на свете дорогого…
  • Продолжите фразу, пожалуйста.

Ответ №3: “Это слово – любовь” (слайд №15)

Вопрос №4: Итак, по Вашим словам, самое дорогое на свете для человека – любовь. А как дорого влюбленный Мизгирь оценил Вашу любовь? Сколько он готов за нее заплатить?

Ответ №4: … Снегурочка, …Сменяемся, возьми бесценный жемчуг,

А мне любовь отдай.”

Вопрос №4*:Согласились Вы принять такую плату? Почему?

Ответ №4*: Сменяюсь я любовью на любовь,

Вопрос №5: Любовь – прекрасное чувство, но именно любовь сделала Вас уязвимой для Солнца. Грозный бог Ярило все-таки погубил Вас, растопил своими горячими лучами, и Вы покинули сей мир, будучи совсем юной. Сколько же Вам было лет от роду?

Ответ №5: “Пятнадцать лет она жила меж нами… (слайд №16)

ЖЕЛТАЯ ДОРОЖКА

Вопрос №1: “Пригоженьким – хорошеньким” пастушком называют Вас девушки – берендейки. Они не жалеют для Вас ни ласк, ни поцелуев. Ваши пленительные песни всех приводят в восторг, они заставляют таять даже холодную Снегурочку. Помните: “ …и слушаешь, и таешь…”

Итак, Ваш персонаж –это …

Ответ №1: Лель, пьеса “Снегурочка”

Вопрос №2: В пьесе Вы говорите о себе в третьем лице:

  • Не пашет он, не сеет…

В уме одно… ( Что же у Вас на уме?)

Ответ №2: …девичья ласка (слайд №17)

Вопрос №3: “Певцом любви” именует Вас царь Берендей. А кто был Вашим учителем в любви? Кто обучил Вас песням?

Ответ №3: … Солнцу подобает такая честь.

Вопрос №4: Много ли было претенденток на Вашу любовь?

Ответ №4: Три: Снегурочка, Прекрасная Елена, Купава. (слайд №18)

КРАСНАЯ ДОРОЖКА

Вопрос №1: Вам досталась самая значительная роль. Вы и глава государства, и художник, и мастеровой. Конечно, Вы…

Ответ №1: Царь Берендей, пьеса “Снегурочка”

Вопрос №2: Ваше величество, согласно сюжету пьесы, Вы собственноручно выполнили роспись дворца. Два скомороха, наблюдавшие за Вашей работой, долго и упорно спорят о том, что Вы изобразили в нижней части столба (колонны): коровью или ногу или песью. Что же на самом деле было изображено у подножия дворцовой колонны?

Ответ №2: … турьи могучие и жилистые ноги.

Вопрос №3: В одной из сцен Вы почли скоморохам очень интересную лекцию по искусствоведению, рассказав подробно о том, как должны быть расписаны царские палаты. Итак, какой орнамент должен украшать потолок, стены и столбы в царском дворце?

Ответ №3:

На притолках дверных, припечных трубах,
Подножиях прямых столбов, на коих
Покоится тяжелых матиц груз..
В преддвериях, чтоб гости веселее
Вступали в дом, писцы живописуют
Таких, как вы, шутов и дураков. (слайд №19)

(Инсценировка отрывка из весенней сказки “ Снегурочка”)

Приложение 3

Приложение 4

(слайд № 20,21)

Учитель: Что это были за люди – берендеи, каким законам они подчинялись?

Ответ: Берендеи – люди с горячим сердцем, способным любить, открытым для всего прекрасного, что их окружает (людей, природы). Через любовь берендеи видят путь к спасению души в мире людей и природы (слайд № 22)

Учитель: Как восприняли финал истории любви Снегурочки и Мизгиря берендеи?

Ответ: Печальный финал любви Снегурочки берендеи не восприняли как трагедию. Берендеи поняли, что жить без любви невозможно. Живя в полном согласии с природой, нужно понимать, что смерть Снегурочки – закономерна, так как снег весной тает, но при этом он питает новую жизнь, затем вырастают растения, которые проносят плоды. И так из век в век – закон природы. (слайд № 23)

Учитель: Как окружающий мир воспринимает любовь в пьесе “Снегурочка”? Возможна ли она в этом мире?

Ответ: Тема любви заявлена более прямолинейно.

Для Снегурочки любовь – это путь к тому, чтобы стать человеком. Для Бобыля и Бобылихи любовь – товар, который нужно продать подороже.

Для Мизгиря – путь от “осыплю дарами”, “цены своей не знаешь” до гибели во имя любви (слайд №24)

3. “Бесприданница” (1878) Вопрос: В каком году была написана данная пьеса? и проблематика данного произведения?

Ответ: В драме нарисована простая, но глубокая верная картина того бесстыдного и холодного бессердечия, которое сделалось чуть ли не основной чертой текущего прогресса во всех общественных “слоях”. (В.П. Буренин) (слайд №25)

Учитель: 1. Где происходит действие, когда?

Ответ: Действие происходит в 70-е годы XlX века в небольшом городе Бряхимове, на Волге.

Учитель: 2. Какую функцию выполняет пейзаж в пьесе?

Ответ: Пейзаж подчеркивает красоту и поэтичность характера Ларисы, и с другой стороны, оттеняет нравы жителей Бряхимова. За внешним спокойствием мещанской жизни горожан таятся сильные страсти.

Учитель: 3. В чем отличие этой “Бесприданницы” от пьесы “Гроза”?

Ответ: Продолжает развиваться тема “горячего сердца”, но уже меняется мир купцов : умножаются капиталы, растет “дело”, изменяется манера поведения, но неизменными остаются законы человеческих взаимоотношений.

Учитель: 4. Какова взаимосвязь между продажей “Ласточки” и судьбой Ларисы?

Ответ: Как легко Паратов расстался с “Ласточкой”, так же легко оставил и оставил Ларису (слайд №26)

ЗЕЛЕНАЯ ДОРОЖКА

Вопрос №1: Вы – небогатый чиновник, жених самой красивой девушки провинциального волжского городка. Информация исчерпывающая, чтобы угадать имя Вашего персонажа.

Ответ №1: Юлий Капитонович Карандышев, пьеса “Бесприданница”

Вопрос №2: Как известно, самая очаровательная барышня города Бряхимова остановила на Вас свой выбор. Говорят, вы вознаграждены за постоянство. Позвольте узнать, Юлий Капитонович, не сочтите за бестактность, долго ли Вы добивались руки Ларисы Дмитриевны?

Ответ № 2: “Вожеватов. Он давно у них в доме вертится, года три”.

“Карандышев. Лариса Дмитриевна, три года я терпел унижения, три года я сносил насмешки прямо в лицо от Ваших знакомых; надо же