Интегрированный урок "Ведь были схватки боевые…"

Разделы: Литература, Информатика


Цель: продолжить знакомство с творчеством М.Ю.Лермонтова, связанным с Кавказом; учиться видеть за строчками стихов чувства, переживания, реальные события, понимать общечеловеческий смысл произведений поэта.

Задачи:

  • вызвать интерес к истории и культуре родной земли;
  • продолжить формировать нравственные чувства;
  • воспитывать внимательного и вдумчивого читателя

Методические приёмы:

  • беседа по вопросам
  • аналитическое чтение
  • описание иллюстраций
  • рассказ учителя
  • устное рисование

Межпредметные связи: литература, история, живопись, кино

Оборудование:

  • портрет М.Ю.Лермонтова
  • репродукции М.Ю.Лермонтова
  • художественный фильм «Лермонтов» (1986 год)
  • презентация (приложение 1)

Эпиграф к уроку:

Миссия Лермонтова – одна из
глубочайших загадок нашей
культуры.
Д.Андреев. Роза мира

Ход урока

1. Оргмомент. Вступительное слово учителя.

«Может быть, когда-нибудь я засяду у твоего камина и расскажу тебе долгие труды, ночные схватки, утомительные перестрелки, все картины военной жизни, которых я был свидетелем», - писал М.Ю.Лермонтов своему другу Алексею Лопухину в ноябре 1840 года, вернувшись из экспедиции по Чечне. Он задумал писать большой роман или даже трилогию «из кавказской жизни», но рассказать, написать об увиденном не успел. Его боевые впечатления отразились в стихотворении «Валерик».

- Какие события происходили в это время на «Кавказской линии»? /Cообщение ученика./

2. Лекция с элементами беседы.

Слово учителя. В составе Чеченского отряда поэт отправился в свою первую экспедицию. В первых числах июля 1840 года отряд пересёк Сунжу, прошёл Ханкальское ущелье и с боями продвинулся к Гойтинскому лесу. Затем переход к Урус-Мартану и селению Гехи. Здесь произошли главные боевые события предпринятой операции. В своём рапорте генерал Галафеев писал: «А чтобы произвести большое моральное влияние на край, то они направлены были через гехинский лес…»

- Найдите строчки в стихотворении Лермонтова, которые рассказывают об этом событии.
Труден был путь через гехинский лес. Множество валежника между большими и старыми деревьями, узкая дорога. Каждый шаг вперёд давался потом и кровью. Наши войска, говоря армейским языком, двигались «ящиком»: артиллерия и обоз в центре; пехота несколькими цепями шла по обеим сторонам, предупреждая нападение противника с флангов; более подвижные отряды кавалерии и пехоты составляли авангард и арьергард.

В тёмном гехинском лесу Галафеева поджидала засада. 11 июля у переправы через реку Валерик вспыхнул кровопролитный бой. Горцы, осыпав русскую колонну градом пуль, укрывались за стволами деревьев. В ответ следовал орудийный залп, штурм завалов. Кончалось всё жестокой рукопашной схваткой.

/Фрагмент фильма./

- Найдите в стихотворении описание этой схватки. Как сообщает об этом Лермонтов своим читателям?

- Обратим внимание на название реки, где происходил бой. Что означает слово «Валерик»?

Валерик(чеченское Валарг) – река, приток Сунжи, впадающей в реку Терек. Название возникло от первоначального «Валеран хи» - «смерти река».

- Многие страшные картины сражения поэт не отразил в стихотворении. Почему?

- Какие строки, отражая обыденность войны, передают весь ужас происходящего?

3. Работа с репродукциями, устное рисование

Валерик оставил мучительный след в сердце поэта. Об этом говорят строки стихотворения «Валерик». И ещё Лермонтов запечатлел картины сражения в трёх рисунках.

Лермонтов рисовал всю свою жизнь, в детстве лепил из крашеного воска целые картины, сюжетами которых служили сражения Александра Македонского с персами. Вспомните цветную иллюстрацию к «Кавказскому пленнику» А если заглянем в альбомы, хранящие его рисунки, то увидим, как много места в них занимают сцены войны. «Здесь, кроме войны, службы нету», - писал Лермонтов в 1837 году с Кавказа. Поэт был свидетелем многих жестоких столкновений, которые отразил в картинах и рисунках. После валерикского сражения поэт создаёт своеобразный триптих: начало боя 11 июля 1840 года, момент решительной рукопашной схватки, похороны убитых утром 12 июля.

- Давайте внимательно посмотрим на рисунок «Эпизод из сражения при Валерике», который занимает центральное место. Этот маленький акварельный шедевр был создан, когда Лермонтов вместе с художником Григорием Гагариным приехал в кратковременный отпуск на Кавказские воды. Гагарин сделал только раскраску. Обратите внимание на подпись к акварели: «Рисунок Лермонтова, раскрашенный мною во время пребывания в Кисловодске» и дата – 11 июля 1840 года. Но в этой акварели таится загадка. Обратим внимание на задний план рисунка. Что там изображено?

- Как могла гора Бештау попасть на эту акварель? Ведь место сражения находится от Пятигорска на сотни вёрст.

/Сообщение ученика о любви Лермонтова к Бештау, Кавказским горам; показ акварелей Лермонтова: «Воспоминание о Кавказе», «Вид Пятигорска», «Военно-Грузинская дорога близ Мцхета»./

Слово учителя. Лермонтову-писателю всегда помогал Лермонтов-художник. Как удалось выяснить, первоначальный замысел рисунка возник у Лермонтова задолго до совместной работы с Гагариным. В походном альбоме своего сослуживца по Кавказу Петра Урусова он сделал набросок, по композиции весьма похожий на будущую акварелью. Здесь также изображена группа отступающих горцев. Вернувшись к своему замыслу в Пятигорске, Лермонтов не стал воспроизводить по памяти вид гор в Чечне близ Валерика. На акварель он перенёс знакомые с детства очертания крутых вершин Бештау.

Увидеть свой «Валерик» напечатанным поэту было не суждено, но это стихотворение звучит как предупреждение из далёкого прошлого.

4. Художественная декламация отрывка (со слов «На берегу, под тенью дуба…» до слов «Один враждует он – зачем?»)

В конце произведения мы слышим знаменитый лермонтовский вопрос, беспокоящий сознание всё новых и новых поколений людей: враждует человек – зачем?

- Как содержание лермонтовского стихотворения перекликается с сегодняшними событиями?

5. Подведение итогов. Домашнее задание.

Выучить наизусть стихотворение Лермонтова о Кавказе (по выбору), отрывок их стихотворения «Валерик».