Урок технологии "Изготовление бутоньерки "Роза" в технике декоративного выжигания по капрону"

Разделы: Технология

Класс: 6


Цель урока:

  • формирование новых умений и знаний при изготовлении искусственных цветов в технике декоративного выжигания по капрону.

Задачи:

  1. Познакомиться с элементами украшения одежды.
  2. Формировать навыки сборки цветов, букетов, композиций.
  3. Познакомиться с организацией рабочего места и правилами техники безопасности при выжигании и сборке цветов.
  4. Формировать умения выбирать ткань для выполнения выжигания.
  5. Развивать практические умения и навыки при выжигании, формовании заготовок, сборке цветов.
  6. Воспитать у обучающихся аккуратность, экономность, эстетичность.

Тип урока:

  • урок формирования знаний.

Материальное обеспечение урока:

Наименование

Количество

Паяльник

1 шт.

Подставка для паяльника

1 шт.

Керамическое полотно (стекло)

1 шт.

Лекала деталей цветов

1 комплект

Капрон (лента)

2 метра

Клей (ПВА)

1 шт.

Проволока (медная)

1 метр

Ножницы

1 шт.

Нитки

1 катушка

Игла

1 шт.

Бумага (гофрированная)

¼ рулона

Вата

-

Ветошь

-

Сопутствующие учебные элементы и материалы:

  • образцы искусственных цветов, изготовленных в технике декоративного выжигания по капрону.
  • Кколлекция тканей с капроновыми волокнами.
  • технологические карты.
  • макет строения цветка.
  • схемы сборки цветов.

Ход урока

1. Организационный момент

  • взаимное приветствие
  • проверка наличия учащихся
  • проверка готовности к уроку

2. Мотивация учебной деятельности учащихся, сообщение темы, постановка цели и задач урока

Мир декоративно-прикладного искусства прекрасен и удивителен. А дорога туда начинается в вашей душе, в вашем сердце!

«Я сорвал цветок - он завял,
Я поймал жука – он умер у меня на ладони,
Тогда я понял, что к природе
Можно прикоснуться только сердцем!»
(Цитата записана на доске)

Учиться раскрывать свою душу для красоты, учиться смотреть на мир, видеть в нём неповторимое и удивительное для этого и нужны уроки рукоделия.

Самое главное, чему вы учитесь – это прислушиваться к своим мыслям, чувствам и выражать их не только словами, но и с помощью своих творческих работ.

Сегодня на уроке мы познакомимся с техникой изготовления искусственных цветов выжиганием по капрону, вы научитесь собирать цветы, ветки, букеты, составлять композиции из цветов.

3. Актуализация знаний

  • при изготовлении цветов для картины (панно) или в вазу – необходимо использовать природные цвета – листья зелёные, цветы белые и т. д. А при изготовлении цветов для украшения одежды, их можно сделать различной окраски и даже чёрными. Почему? (Важно – сочетается ли цвет ткани платья с основным цветом украшения)
  • какие вы знаете цвета? (спектральные цвета)
  • какая разница между хроматическими и ахроматическими цветами? (Хроматические – цветные, а ахроматические – бесцветные)
  • назовите цвета тёплые и холодные? (Тёплые – красный, оранжевый, жёлтый. Холодные – фиолетовый, синий, голубой, сине – зелёный)
  • у тёплых и холодных цветов разное настроение. Тёплые больше похожи на радостные, весёлые, а холодные на фантастические, загадочные. Расположенные рядом тёплые и холодные цвета помогают друг другу звучать ярче. Приведите пример? (Белая лилия на чёрном бархате. Жёлтая хризантема на голубом шёлке)

4. Первичное усвоение новых знаний. Введение материала с учётом закономерностей процесса познания (восприятие и первичное осознание нового материала), осмысление связей и отношений в объекте изучения

С древних времён человек любил украшать себя. Сначала он делал украшения из клыков убитых зверей, ракушек, глины. Потом из драгоценных камней, металла, дорогих тканей. Украшения имели свой характер, свой образ.

Украшения для женщин подчёркивают их красоту и нежность. Украшения для мужчин придают торжественность их костюму (одежде). К таким украшениям относят бутоньерки.

Бутоньерка – маленький букетик из живых или искусственных  цветов, служащий для украшения причёсок, одежды.

рис8,

рис9,

рис 10.

(Записать определение в тетрадь).

Бутоньерки могут быть простые, скромные или торжественные:

  • для повседневного костюма – матовые ткани,
  • для вечерних туалетов – блестящие ткани.

Составляют композиции из разных или одинаковых цветов.

Композиция – это расположение всех основных элементов и частей украшения в определённой последовательности. (Записать определение в тетрадь).

При выполнении практической работы вы будите пользоваться лекалами и схемами сборки цветов, для этого необходимо знать строение цветка.

(Демонстрация макета – строения цветка).

  • ярко окрашенная часть цветка – венчик, он состоит из лепестков.
  • ниже венчика находится чашечка из зелёных листочков – чашелистиков.
  • в середине цветка – пестик и тычинки.
  • у цветка есть стебель и лист – зелёного цвета.
  • бывают цветки – одиночные или собранные в соцветия.

Организация рабочего места и правила техники безопасности при выжигании по капрону.

Выжиганием по капрону можно заниматься везде, где имеются стол и источник электропитания. Выжигать наиболее удобно на столах с пластиковым покрытием. На них можно делать заготовки по шаблонам, работать с клеем и производить операции по сборке цветов. Во время работы свет должен падать с левой стороны. Не следует забывать и про искусственное освещение. Столы должны находиться правее источника света, чтобы тень от руки не закрывала место работы.

Основная причина травматизма при работе – это неправильная подготовка рабочего места и инструмента, а также несоблюдение правил техники безопасности при работе с электронагревательным прибором (паяльником).

Для обеспечения мер безопасности необходимо:

  • Проверить перед началом работы целостность корпуса паяльника, изоляцию корпуса и электрошнура паяльника, целостность штепсельной вилки и розетки.
  • Обеспечить рабочее место необходимыми материалами: подставкой для паяльника, керамическим полотном.
  • Производить включение и выключение паяльника, держа за вилку, придерживая розетку рукой.
  • Запрещается отвлекаться во время работы.
  • Обращать на положение рук, быть внимательным.
  • По окончании работы паяльник отключить, дать остыть, рабочее место убрать.

При выжигании помещение должно хорошо проветриваться, чтобы удалить едкие выделения.

Нельзя забывать о противопожарных мерах безопасности, т.к. приходится работать с электронагревательными приборами и материалами, хорошо поддерживающими горение:

  • Запрещается оставлять электрооборудование без присмотра.
  • Легковоспламеняющиеся материалы следует хранить в специальных рабочих коробках.
  • Необходимо поддерживать порядок и чистоту на рабочем месте.

Рисунок1

Материал , используемый при изготовлении искусственных цветов выжиганием.

Для выжигания используют синтетические материалы. Ткани из синтетических нитей (капрон) очень красивы, на ощупь жестковаты и упруги, поэтому изделия из них не мнутся, хорошо сохраняют форму, не требуют глажения после стирки. Эти ткани износостойки, прочны и не портятся от сырости. У капроновых тканей малая гигроскопичность, большая электризация и низкая термостойкость. Если на капроновую ткань воздействовать в течении 10 сек температурой 120 С, она полностью сгорает. При горении ткань образует твёрдый шарик спёка и при этом выделяется запах сургуча. При плавлении образуется смолистая капля, из которой можно вытянуть нить.

Выжигальщикам совершенно не обязательно искать новую синтетическую ткань, идущую на пошив одежды. Наоборот, для выжигания деталей цветов пойдут различные отходы после кройки, старые вещи, ленты самых разнообразных цветов. Так как капрон трудно окрашивать, то необходимо подбирать для цветов расцветку заранее. Желательно, чтобы у капроновых тканей была гладкая поверхность, т.к. гофрированная не даёт чёткости в соединении деталей, а для сборки цветов нужны двойные детали, которые придадут объём изделию.

5. Первичная проверка понимания

- Какое цветовое решение выберите для изготовления бутоньерки «Роза»? Обоснуйте.

- В какой последовательности производится сборка цветка, перечислите его составные части? (стебель, тычинки, лепестки, чашелистики, листья).

- Какова композиция в бутоньерке «Роза»? (бутон, маленький цветок, большой цветок, листья).

6. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений для её применения по образцу

Вы легко справились с предложенными вопросами. Попробуем провести самостоятельную работу, проверив, как каждый из вас понял новую тему (работа по технологическим картам)

Учебные задания по изготовлению искусственных цветов в технике декоративного выжигания по капрону.

Целевой обход №1 Проверка организации рабочего места обучающихся

Упражнение №1

Целевой обход №2 Проверка правильности выполнения отдельных элементов цветов

Упражнение №2

Целевой обход №3 Проверка соблюдения правил техники безопасности

Упражнение №3

Целевой обход №4 Дифференцированная помощь обучающимся

Упражнение №4

Целевой обход №5 Проверка темпов работы

Упражнение №5

Целевой обход №6 Проверка качества работы, уборка рабочих мест.

7. Рефлексия

(подведение итогов занятия, анализ и содержание итогов работы, формулирование выводов по изученному материалу)

-Какова тема урока?

-Что нового узнали на уроке?

-Какие трудности возникли, при выполнении практической работы?

-Как мы вышли из затруднительного положения?

8. Определение и разъяснение домашнего задания

Интересна ли была работа? Чем? Попробуйте дома подобрать другие цветы для бутоньерки, соблюдая правила цвета и композиции. Сделайте эскиз.