Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Алгоритмы, способы описания алгоритмов, основные типы алгоритмов

Разделы: Преподавание информатики


Цели: Усвоить понятия: алгоритм как фундаментальное понятие информатики, способы описания, основные типы алгоритмов, освоить принципы решения задач с использованием основных алгоритмических конструкций.

Задачи:

  • Ознакомить со способами описания алгоритмов и основными типами алгоритмов.
  • Научить записывать основные типы алгоритмов в виде блок-схемы.
  • Развивать логическое мышление, умение оценивать логическую правильность рассуждений.
  • Воспитывать информационную культуру и коммуникабельность.

Учащиеся должны знать:

  • Назначение алгоритма и его определение
  • Формы представления алгоритма
  • Освоить основные алгоритмические конструкции
  • Представлять алгоритм в виде блок-схемы

Учащиеся должны уметь:

  • Приводить примеры алгоритмов;
  • Уметь применять их для построения блок-схем
  • Уметь составлять и записывать алгоритм одним из способов.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверить качество усвоения учебного материала по теме «человек и информация»;

Осуществляется с помощью контрольной работы в форме теста, рассчитанной на 7-10 минут. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Критерии итоговой оценки:

  • 6-7 баллов – «удовлетворительно»
  • 8-11 баллов – «хорошо»
  • 12 баллов – «отлично»

(Тесты раздаются учащимся на листочках).

Вариант 1

  1. Выпишите все понятия, содержащиеся в предложении.
    Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. (А. С. Пушкин)
    __________________________________________________
    __________________________________________________
    __________________________________________________
  2. Отметьте все понятия:
  • Система счисления
  • В вычислительной технике применяется двоичная система счисления
  • Графический файл
  • Текстовый документ
  • Файл – это информация, хранящаяся во внешней памяти как единое целое и обозначенная именем
  • Двоичные коды
  • Всего существует 256 различных цепочек из 8 нулей и единиц.
  1. Укажите недостающее понятие:
  • Человек – мозг = компьютер - …
    • Клавиатура
    • Системный блок
    • Монитор
    • Процессор
  • Человек – записная книжка = компьютер - …
    • Оперативная память
    • Долговременная память
    • Системный блок
    • Память
  1. Определите вид следующего суждения: «все дети с удовольствием играют в компьютерные игры».
  • Общеутвердительное
  • Общеотрицательное
  • Частноутвердительное
  • Частноотрицательное
  1. Отметьте формы мышления:
  • Понятие
  • Восприятие
  • Анализ
  • Синтез
  • Суждение
  • Умозаключение
  • Обобщение.

Вариант 2

  1. Выпишите все понятия, содержащиеся в предложении.
    Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят. (А. С. Пушкин)
    __________________________________________________
    __________________________________________________
    __________________________________________________
  2. Отметьте все суждения:
  • Система счисления
  • В вычислительной технике применяется двоичная система счисления
  • Графический файл
  • Текстовый документ
  • Файл – это информация, хранящаяся во внешней памяти как единое целое и обозначенная именем
  • Двоичные коды
  • Всего существует 256 различных цепочек из 8 нулей и единиц.
  1. Укажите недостающее понятие:
  • Художник – холст = компьютер - …
    • Сканер
    • Клавиатура
    • Монитор
    • Процессор
  • Компьютер – память = фабрика - …
    • Цех
    • Контора
    • Ворота для ввоза сырья
    • Склад
  1. Определите вид следующего суждения: «некоторые девочки любят играть в футбол».
  • Общеутвердительное
  • Общеотрицательное
  • Частноутвердительное
  • Частноотрицательное
  1. Отметьте логические приемы формирования понятий:
  • Понятие
  • Восприятие
  • Анализ
  • Синтез
  • Суждение
  • Умозаключение
  • Обобщение

III. Актуализация знаний

  • Приходилось ли вам сталкиваться с понятием «Алгоритм»? если да, то где?
  • На интерактивной доске название темы «Алгоритмы»
  • Попытайтесь дать свое определение понятия «Алгоритм».

IV. Теоретический материал урока

Каждый человек в повседневной жизни, во время учебы или на работе решает огромное количество задач самой разной сложности. Некоторые задачи просты и привычны, мы решаем их, не задумываясь (собраться в школу, закрыть дверь на ключ, перейти улицу….). Другие задачи, так трудны, что требуется длительный срок для поиска решения и достижения поставленной цели. Решение даже самой простой задачи обычно осуществляется за несколько последовательных шагов.

Пример дети:

  1. Назовите последовательность действий заваривания чая;
  2. Вспомните алгоритм построения радуги в графическом редакторе PAINT, которую рисовали в 5 классе.
  3. Опишите последовательность действий, изображенных на интерактивной доске:
    • Достать воды из колодца «Журавль»
    • Приготовить суп

О происхождении слова "АЛГОРИТМ"

Правила выполнения арифметических действий над целыми числами и простыми дробями в десятичной системе счисления впервые были сформулированы выдающимся средневековым ученым по имени Мухаммед ибн Муса ал-Хозерми ( в переводе с арабского это означает "Мухаммед, сын Мусы из Хозерма"), сокращенно Ал-Хозерми.

Ал-Хозерми жил и творил в IX веке. Он стремился к тому, чтобы сформулированные им правила были понятны для всех грамотных людей. Достичь этого в IX веке, когда еще не была разработана математическая символика, было очень трудно. Но Ал-Хозерми удалось выработать в своих трудах стиль четкого, строгого словесного предписания, который не давал читателю никакой возможности уклониться от предписанного или пропустить какие-нибудь действия.

В латинском переводе книги Ал-Хозерми правила начинались словами "Алгоризми сказа